Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́РМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 303-305

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: В. Л. Коровин

ЛЕ́РМОНТОВ Ми­ха­ил Юрь­е­вич [3(15).10.1814, Мо­ск­ва – 15(27).7.1841, го­ра Ма­шук близ Пя­ти­гор­ска; по­хо­ро­нен в с. Тар­ха­ны Пен­зен­ской губ.], рус. по­эт, про­за­ик, дра­ма­тург. Из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да. Сын от­став­но­го ар­мей­ско­го ка­пи­та­на. По­сле смер­ти ма­те­ри вос­пи­та­ние Л. взя­ла на се­бя ба­буш­ка Е. А. Ар­сень­е­ва (уро­ж­дён­ная Сто­лы­пи­на). Дет­ст­во про­вёл в Тар­ха­нах, ба­буш­ки­ном име­нии; в 1820 и 1825 вы­ез­жал с ней на кав­каз­ские ми­не­раль­ные во­ды. В 1828–30 учил­ся в Бла­го­род­ном пан­сио­не при Моск. ун-те; в 1830–32 сту­дент нрав­ст­вен­но-по­ли­тич. от­де­ле­ния ун-та. К 1828 Л. от­но­сил на­ча­ло сво­его лит. твор­че­ст­ва, от­ли­чав­ше­го­ся в ран­ний пе­ри­од ис­клю­чи­тель­ной ин­тен­сив­но­стью: в 1828–32 он со­чи­нил св. 300 сти­хо­тво­ре­ний, 16 по­эм («Чер­ке­сы», «Кав­каз­ский плен­ник», «Джю­лио», «По­след­ний сын воль­но­сти», «Ис­по­ведь», «Из­ма­ил-Бей», «Лит­вин­ка» и др.), тра­ге­дию в сти­хах «Ис­пан­цы» и две дра­мы в про­зе [«Menschen und Leidenschaf­ten» («Лю­ди и стра­сти»), «Стран­ный че­ло­век»].

М. Ю. Лермонтов. Автопортрет. 1837–38. Литературный музей (Москва).

В ию­ле – авг. 1832 Л. пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург, где, не су­мев офор­мить пе­ре­вод в С.-Пе­терб. ун-т, в но­яб­ре по­сту­пил в Шко­лу гвар­дей­ских под­пра­пор­щи­ков и ка­ва­ле­рий­ских юн­ке­ров. Здесь, в не­бла­го­при­ят­ной для лит. за­ня­тий об­ста­нов­ке, он поч­ти не пи­сал сти­хо­тво­ре­ний, но ра­бо­тал над сво­им пер­вым про­за­ич. со­чи­не­ни­ем – ро­ма­ном из вре­мён Пу­га­чёв­ско­го бун­та «Ва­дим» (1832–34, не окон­чен). В нояб. 1834 Л. про­из­ве­дён в кор­не­ты л.-гв. Гу­сар­ско­го пол­ка, рас­квар­ти­ро­ван­но­го в Цар­ском Се­ле. В 1835 вы­шла по­эма «Хад­жи Аб­рек» – пер­вое вы­сту­п­ле­ние Л. в пе­ча­ти за пол­ной под­пи­сью [со­сто­яв­шее­ся, ве­ро­ят­но, без ве­до­ма ав­то­ра; до это­го бы­ло опуб­ли­ко­ва­но лишь од­но стих. Л. – «Вес­на» (за под­пи­сью «L», альм. «Ате­ней», ч. 4, 1830)]. В 1835–36 Л. три­ж­ды без­ус­пеш­но по­давал в дра­ма­тич. цен­зу­ру сти­хотв. дра­му «Мас­ка­рад», два­ж­ды её пе­ре­де­лы­вая (2-я, осн. ред. «Мас­ка­ра­да» в 4 дей­ст­ви­ях опубл. с ис­ка­же­ния­ми в 1842, пол­но­стью – в 1873; 3-я ред. под загл. «Ар­бе­нин» в 5 дей­ст­ви­ях опубл. в 1875), со­чи­нял по­эму на нац.-ис­то­рич. ма­те­риа­ле «Боя­рин Ор­ша» (опубл. в 1842) и са­ти­рич. по­весть в сти­хах «Саш­ка» (опубл. в 1882, не окон­че­на). В 1836 Л. ра­бо­тал над со­ци­аль­но-бы­то­вым ро­ма­ном из совр. жиз­ни «Кня­ги­ня Ли­гов­ская» (опубл. в 1882, не окон­чен).

На­ча­лом зре­ло­го эта­па твор­че­ст­ва Л. стал 1837. В соз­дан­ном сра­зу по­сле ги­бе­ли А. С. Пуш­ки­на

 >>
 стих. «Смерть по­эта» (опубл. в 1858) Л. под­верг об­ви­не­нию пра­вя­щие кру­ги, «жад­ною тол­пой стоя­щие у тро­на», чу­ж­дые Рос­сии и рав­но­душ­ные к её сла­ве, оли­це­тво­рён­ной в уби­том по­эте. Сти­хо­тво­ре­ние бы­ст­ро ра­зо­шлось в спи­сках, сде­ла­ло имя Л. ши­ро­ко из­вест­ным и на­влек­ло на не­го по­ли­тич. пре­сле­до­ва­ния. В февр. 1837 Л. был аре­сто­ван и пе­ре­ве­дён из гвар­дии пра­пор­щи­ком в Ни­же­го­род­ский дра­гун­ский полк на Кав­каз, ку­да вы­ехал уже в мар­те (че­рез Мо­ск­ву). Стих. «Бо­ро­ди­но», поя­вив­шее­ся в май­ском но­ме­ре ж. «Со­вре­мен­ник»
 >>
за 1837, ста­ло вы­ра­же­ни­ем пат­рио­тич. умо­на­строе­ния Л., его ув­ле­че­ния ге­ро­ич. про­шлым Рос­сии, про­ти­во­пос­тав­лен­ным из­мель­чав­шей со­вре­мен­но­сти.

По пу­ти к мес­ту ссыл­ки Л. по­бы­вал в Киз­ля­ре, Та­ма­ни, Став­ро­по­ле, Тиф­ли­се и др., об­щал­ся со ссыль­ны­ми де­каб­ри­ста­ми (А. И. Одо­ев­ский

 >>
), с дея­те­ля­ми груз. куль­ту­ры (А. Чав­ча­вад­зе
 >>
). Ин­те­рес к бы­ту и нра­вам кав­каз­ских на­род­но­стей, к их по­эзии от­ра­зил­ся в за­пи­си тур. сказ­ки «Ашик-Ке­риб», в по­эме «Бег­лец» (обе опубл. в 1846), ос­но­ван­ной на «гор­ской ле­ген­де». В твор­че­ст­ве Л. как од­на из ве­ду­щих окон­ча­тель­но ут­вер­ди­лась кав­каз­ская те­ма, раз­но­об­раз­но пред­став­лен­ная в его позд­них про­из­ве­де­ни­ях.

«Дуэль».Рисунок М. Ю. Лермонтова. 1832–34.

В окт. 1837 бла­го­да­ря хло­по­там Е. А. Ар­сень­е­вой вы­шел Вы­со­чай­ший указ о пе­ре­во­де Л. в л.-гв. Грод­нен­ский гу­сар­ский полк (в Нов­го­род­ской губ.). В янв. 1838 он воз­вра­тил­ся в С.-Пе­тер­бург, в фев­ра­ле при­был в рас­по­ло­же­ние пол­ка, в ап­ре­ле вновь оп­ре­де­лён к пер­во­му мес­ту служ­бы – в л.-гв. Гу­сар­ский полк (в Цар­ском Се­ле). В 1838 опуб­ли­ко­ва­ны по­эмы «Пес­ня про ца­ря Ива­на Ва­силь­е­ви­ча, мо­ло­до­го оп­рич­ни­ка и уда­ло­го куп­ца Ка­лаш­ни­ко­ва» и «Там­бов­ская ка­зна­чей­ша» (под назв. «Каз­на­чей­ша», с ку­пю­ра­ми). Л. был при­нят в ари­сто­кра­тич. и лит. кру­гах сто­ли­цы, по­се­щал Ка­рам­зиных, са­ло­ны В. Ф. Одо­ев­ско­го

 >>
, А. О. Смир­но­вой-Рос­сет
 >>
и др., поль­зо­вал­ся вни­ма­ни­ем пуш­кин­ско­го кру­га пи­са­те­лей (В. А. Жу­ков­ский
 >>
, П. А. Плет­нёв
 >>
, П. А. Вя­зем­ский
 >>
 и др.). С нач. 1839, сбли­зив­шись с из­да­те­лем А. А. Кра­ев­ским
 >>
, по­сто­ян­но пе­ча­тал­ся в ж. «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки»
 >>
. В февр. 1839 при дво­ре со­стоя­лось чте­ние 8-й, окон­чат. ре­дак­ции по­эмы «Де­мон» [по спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­но­му спи­ску, опубл. час­тич­но в 1842; все 8 ре­дак­ций (или 7, по мне­нию не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей) бы­ли ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны к 1964], над ко­то­рой Л. ра­бо­тал с 1829. Вы­со­чай­шим при­ка­зом в дек. 1839 Л. про­из­ве­дён из кор­не­тов в по­ру­чи­ки. Не позд­нее вес­ны 1840, в па­ро­дий­ном клю­че пе­ре­ос­мыс­ляя мо­ти­вы «Де­мо­на», Л. со­чи­нил по­эму «Сказ­ка для де­тей» (опубл. в 1842; не окон­че­на). В апр. 1840 из­дан ро­ман «Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни» (вхо­дя­щие в не­го по­вес­ти «Та­мань», «Бэ­ла» и «Фа­та­лист» впер­вые поя­ви­лись в жур­наль­ных пуб­ли­ка­ци­ях как са­мо­сто­ят. про­из­ве­де­ния), а в окт. 1840 – един­ст­вен­ный при­жиз­нен­ный сб. «Сти­хо­тво­ре­ния М. Лер­мон­то­ва», вклю­чав­ший 26 сти­хо­тво­ре­ний, по­эмы «Пес­ня про …куп­ца Ка­лаш­ни­ко­ва» и «Мцы­ри». Из­да­ния вы­зва­ли мно­го­числ. от­кли­ки кри­ти­ков (в т. ч. В. Г. Бе­лин­ско­го
 >>
, С. П. Ше­вы­рё­ва
 >>
).

В февр. 1840 со­стоя­лась ду­эль Л. с сы­ном франц. по­слан­ни­ка Э. де Ба­ран­том, фор­маль­ной при­чи­ной ко­то­рой стал об­мен кол­ко­стя­ми на ба­лу. Л. был аре­сто­ван, пре­дан во­ен. су­ду и в апр. 1840 пе­ре­ве­дён в дей­ст­вую­щую ар­мию на Кав­каз, в Тен­гин­ский пе­хот­ный полк. Ле­том и осе­нью 1840 в со­ста­ве Че­чен­ско­го от­ря­да ле­во­го флан­га Кав­каз­ской ли­нии Л. при­ни­мал уча­стие в экс­пе­ди­ци­ях в Боль­шую и Ма­лую Чеч­ню, по­хо­де в Те­мир-Хан-Шу­ру, в сра­же­нии на р. Ва­ле­рик (опи­са­но в стих. «Я к вам пи­шу слу­чай­но, пра­во…», 1840). За про­яв­лен­ную храб­рость два­ж­ды пред­став­лял­ся к на­гра­де и два­ж­ды был вы­черк­нут из на­град­ных спи­сков лич­но имп. Ни­ко­ла­ем I.

В февр. 1841, по­лу­чив двух­ме­сяч­ный от­пуск, Л. при­был в С.-Пе­тер­бург, уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке 2-го изд. ро­ма­на «Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни» (до­пол­нен­но­го пре­ди­сло­ви­ем ав­то­ра). В кон­це мар­та, на­ме­ре­ва­ясь пол­но­стью по­свя­тить се­бя лит. дея­тель­но­сти и из­да­нию собств. жур­на­ла, Л. по­пы­тал­ся вый­ти в от­став­ку, но по­лу­чил от­каз. В на­ча­ле ап­ре­ля ему бы­ло пред­пи­са­но в 48 ча­сов по­ки­нуть сто­ли­цу и от­быть на Кав­каз. По до­ро­ге к мес­ту служ­бы Л. для по­прав­ки здо­ро­вья за­дер­жал­ся в Пя­ти­гор­ске, где на ду­эли со сво­им од­но­каш­ни­ком по юн­кер­ской шко­ле Н. С. Мар­ты­но­вым, слу­чив­шей­ся по не­яс­ным лич­ным при­чи­нам, был убит.

В цен­тре по­эзии Л. – об­раз ли­рич. ге­роя, об­ла­даю­ще­го яр­ко вы­ра­жен­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­стью. В юно­ше­ской ли­ри­ке 1828–32, пред­став­ляю­щей со­бой род ли­рич. днев­ни­ка, это ро­ман­тич. лич­ность с тра­гич. ми­ро­ощу­ще­ни­ем – из­бран­ник, об­ре­чён­ный на оди­но­че­ст­во, стре­мя­щий­ся к дей­ст­вию и под­ви­гу, не при­ем­лю­щий по­коя и заб­ве­ния и пред­чув­ст­вую­щий свою ран­нюю ги­бель (в осн. чер­тах этот об­раз за­им­ст­во­ван у Дж. Бай­ро­на

 >>
). Кон­фликт с ми­ром и людь­ми мо­ти­ви­ру­ет­ся вы­со­ки­ми идеа­ла­ми ге­роя, не до­воль­ст­вую­ще­го­ся ком­про­мис­са­ми и уст­рем­лён­но­го к ино­му по­ряд­ку бы­тия, к не­бес­ной от­чиз­не (от­сю­да мо­ти­вы из­гнан­ни­че­ст­ва, веч­но­го стран­ни­че­ст­ва и др.). Ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти по­эзии Л. – мыш­ле­ние ан­ти­те­за­ми (зем­ля и не­бо, заб­ве­ние и па­мять, че­ло­век и при­рода, и др.), прин­ци­пи­аль­но оце­ноч­ный под­ход ко все­му ок­ру­жаю­ще­му, со­сре­до­то­чен­ность в оп­ре­де­лён­ном кру­гу под­чёрк­ну­то субъ­ек­тив­ных эмо­ций и оце­нок. Эго­цен­трич­ность юно­ше­ской ли­ри­ки в зре­лом твор­че­ст­ве Л. пре­одо­ле­ва­ет­ся бла­го­да­ря стрем­ле­нию уй­ти от пря­мо­го вы­ра­же­ния сво­его «я», вы­ска­зать­ся от име­ни «дру­го­го» («Бо­ро­ди­но», 1837; «Ка­за­чья ко­лы­бель­ная пес­ня», 1840; «За­ве­ща­ние», 1841), уве­ли­че­нию до­ли сим­во­лич. и ал­ле­го­рич. сти­хо­тво­ре­ний обоб­щён­но-фи­ло­соф­ско­го со­дер­жа­ния («Три паль­мы», 1839; «Ту­чи», 1840). В сб-к 1840 Л. вклю­чил имен­но та­кие сти­хо­тво­ре­ния, в ко­то­рых лич­ность ав­то­ра, не ис­че­зая со­всем и не те­ряя сво­ей ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, ото­дви­ну­та на вто­рой план. Со­от­вет­ст­вен­но в зре­лых по­эмах ге­рой Л. объ­ек­ти­ви­ро­ван в сим­во­лич. об­ра­зе Де­мо­на, в фи­гу­ре Мцы­ри – по­слуш­ни­ка в груз. мон., в про­ти­во­пос­тав­лен­ных, но взаи­мо­до­пол­няю­щих об­раз­ах Ки­ри­бее­ви­ча и куп­ца Ка­лаш­ни­ко­ва. Сти­ли­стич. свое­об­ра­зие по­эзии Л. оп­ре­де­ля­ет­ся взаи­мо­дей­ст­ви­ем и взаи­мо­про­ник­но­ве­ни­ем раз­но­род­ных по­этич. тра­ди­ций – «эле­ги­че­ской шко­лы» В. А. Жу­ков­ско­го, гражд. и фи­лос. ли­ри­ки 1820–30-х гг., вос­хо­дя­щей к тор­же­ст­вен­ной и ду­хов­ной оде 18 в., а так­же по­эзии А. С. Пуш­ки­на, с ко­то­рой твор­че­ст­во Л. на­хо­ди­лось в слож­ных от­но­ше­ни­ях при­тя­же­ния и от­тал­ки­ва­ния. В свою оче­редь, Л. ока­зал влия­ние на та­ких раз­ных по­этов, как Н. А. Не­кра­сов
 >>
, В. С. Со­ловь­ёв
 >>
, В. В. Мая­ков­ский
 >>
, А. А. Блок
 >>
и др.

Дра­мы Л., при­над­ле­жа­щие к ран­не­му пе­рио­ду его твор­че­ст­ва, со­от­но­си­мы пре­ж­де все­го с его юно­ше­ской ли­ри­кой и про­ник­ну­ты сход­ны­ми на­строе­ния­ми. Един­ст­вен­ная пье­са, ко­то­рую сам Л. счи­тал дос­той­ной сце­ны, – дра­ма в сти­хах «Мас­ка­рад». Са­ти­рич. кар­ти­на нра­вов совр. об­ще­ст­ва, на­по­ми­наю­щая «Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва

 >>
, здесь – лишь об­ста­нов­ка для ра­зыг­ры­ваю­щей­ся ро­ман­тич. «дра­мы стра­стей», в ко­то­рой ка­ж­дый об­раз при­об­ре­та­ет обоб­щён­но-сим­во­лич. зна­че­ние. Су­ро­вый нрав­ст­вен­ный при­го­вор, вы­но­си­мый лич­но­сти, вос­стаю­щей про­тив ми­ро­по­ряд­ка, сви­де­тель­ст­ву­ет о кри­зи­се ро­ман­тич. ин­ди­ви­дуа­лиз­ма на по­ро­ге зре­ло­го твор­че­ст­ва Л. Впер­вые пол­но­стью по­став­лен­ный на сце­не Ма­ло­го те­ат­ра в 1862, «Мас­ка­рад» ос­та­ёт­ся един­ст­вен­ной рус. ро­ман­тич. дра­мой в ре­пер­туа­ре отеч. те­ат­ров (зна­чит. со­бы­ти­ем яви­лась по­ста­нов­ка в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре в Пет­ро­гра­де в 1917, осу­ще­ст­в­лён­ная В. Э. Мей­ер­холь­дом
 >>
, ко­то­рый дал «мис­ти­ко-сим­во­ли­ст­скую» трак­тов­ку дра­мы Л.).

Про­за Л., на­ря­ду с пуш­кин­ской и го­го­лев­ской, ста­ла выс­шим дос­ти­же­ни­ем в рус. лит-ре 1830-х гг. «Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни» – пер­вый опыт фи­лос. и пси­хо­ло­гич. ро­ма­на, в ко­то­ром на кон­крет­ном совр. ма­те­риа­ле, на при­ме­ре судь­бы «ге­роя вре­ме­ни», че­ло­ве­ка лер­мон­тов­ско­го по­ко­ле­ния, со­вер­ша­ет­ся ре­ви­зия осн. ро­ман­тич. цен­но­стей (лю­бовь, друж­ба, сво­бо­да), по­став­ле­ны кар­ди­наль­ные ре­лиг.-фи­лос. во­про­сы (пре­до­пре­де­ле­ние и сво­бо­да во­ли, ве­ра и не­ве­рие, от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к Твор­цу и др.), не по­лу­чаю­щие од­но­знач­но­го ре­ше­ния. Со­ци­аль­ные, на­цио­наль­ные и ис­то­рич. во­про­сы в ро­ма­не ока­зы­ва­ют­ся лишь внеш­ним вы­ра­же­ни­ем глу­бин­ных про­блем лич­но­сти и бы­тия че­ло­ве­ка в ми­ре. Этим обу­слов­ле­но свое­об­раз­ное по­строе­ние ро­ма­на, став­ше­го но­ва­тор­ским и в жан­ро­вом от­но­ше­нии. Он со­став­лен из пя­ти сю­жет­но са­мо­сто­ят. по­вес­тей («Бэ­ла», «Мак­сим Мак­си­мыч», «Та­мань», «Княж­на Ме­ри», «Фа­та­лист»), объ­е­ди­нён­ных во­круг фи­гу­ры глав­но­го ге­роя, Пе­чо­ри­на, при­чём рас­по­ло­же­ны они не в хро­но­логич. по­сле­до­ва­тель­но­сти (тем са­мым иг­но­ри­ру­ют­ся про­ис­хо­дя­щие с ним внут­рен­ние из­ме­не­ния, «ис­то­рия» его ду­ши), а так, что об­раз «ге­роя на­ше­го вре­ме­ни» по­сте­пен­но «при­бли­жа­ет­ся» к чи­тате­лю бла­го­да­ря сме­не по­ве­ст­во­ва­те­лей с раз­ны­ми точ­ка­ми зре­ния (Мак­сим Мак­си­мыч – стран­ст­вую­щий офи­цер – сам Пе­чо­рин) и в ито­ге всё-та­ки ос­та­ёт­ся не­раз­га­дан­ным. Раз­ные сто­ро­ны про­б­ле­ма­ти­ки и по­эти­ки ро­ма­на Л. ока­за­лись ак­ту­аль­ны для И. С. Тур­ге­не­ва

 >>
, Ф. М. Дос­то­ев­ско­го
 >>
, Л. Н. Тол­сто­го
 >>
, А. П. Че­хо­ва
 >>
 и др., зна­чи­тель­но по­вли­яв на рус. про­зу 2-й пол. 19 в.

С дет­ст­ва ув­ле­кав­ший­ся жи­во­пи­сью, Л. соз­дал мно­го­числ. ак­ва­ре­ли, кар­ти­ны мас­лом, ри­сун­ки (пей­за­жи, порт­ре­ты, жан­ро­вые сце­ны и др.), мно­гие из ко­то­рых свя­за­ны с кав­каз­ской те­ма­ти­кой.

Соч.: Полн. собр. соч. / Под ред. Б. М. Эй­хен­бау­ма. М.; Л., 1935–1937. Т. 1–5; Полн. собр. сти­хо­тво­ре­ний. Л., 1989. Т. 1–2; Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1999–2002.

Лит.: Гинз­бург Л. Я. Твор­че­ский путь Лер­мон­то­ва. Л., 1940; М. Ю. Лер­мон­тов. М., 1941–1948 (Ли­те­ра­тур­ное на­след­ст­во. Т. 43/44–45/46); Брод­ский Н. Л. М. Ю. Лер­мон­тов. Био­гра­фия. М., 1945. Т. 1: 1814–1832; Лер­мон­тов в рус­ской кри­ти­ке. 2-е изд. М., 1955; Ми­хай­ло­ва Е. Н. Про­за Лер­мон­то­ва. М., 1957; Ко­ва­лев­ская Е. А., Ма­нуй­лов В. А. М. Ю. Лер­мон­тов в порт­ре­тах, ил­лю­ст­ра­ци­ях, до­ку­мен­тах. Л., 1959; Эй­хен­ба­ум Б. М. Ста­тьи о Лер­мон­то­ве. М.; Л., 1961; он же. Лер­мон­тов. Опыт ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ной оцен­ки // он же. О ли­те­ра­ту­ре. М., 1987; Мак­си­мов Д. Е. По­эзия Лер­мон­то­ва. 2-е изд. М.; Л., 1964; Ма­нуй­лов В. А. Ле­то­пись жиз­ни и твор­че­ст­ва М. Ю. Лер­мон­то­ва. М.; Л., 1964; он же. Ро­ман М. Ю. Лер­мон­то­ва «Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни»: Ком­мен­та­рий. 2-е изд. Л., 1975; Фе­до­ров А. В. Лер­мон­тов и ли­те­ра­ту­ра его вре­ме­ни. Л., 1967; Лер­мон­тов в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. 2-е изд. М., 1972; Ан­д­ро­ни­ков И. Л. Лер­мон­тов: Ис­сле­до­ва­ния и на­ход­ки. 4-е изд. М., 1977; Лер­мон­тов: Кар­ти­ны. Ак­ва­ре­ли. Ри­сун­ки. М., 1980; Гер­штейн Э. Г. Судь­ба Лер­мон­то­ва. 2-е изд. М., 1986; Ма­ко­го­нен­ко Г. П. Лер­мон­тов и Пуш­кин. Л., 1987; Афа­нась­ев В. В. Лер­мон­тов. М., 1991; Лер­мон­тов­ская эн­цик­ло­пе­дия. М., 1999; Ще­го­лев П. Е. Лер­мон­тов: Вос­по­ми­на­ния. Пись­ма. Днев­ни­ки. М., 1999; Жу­рав­ле­ва А. И. Лер­мон­тов в рус­ской ли­те­ра­ту­ре: про­бле­мы по­эти­ки. М., 2001; М. Ю. Лер­мон­тов: pro et con­tra: Лич­ность и твор­че­ст­во М. Лер­мон­то­ва в оцен­ке рус­ских мыс­лите­лей и ис­сле­до­ва­телей. СПб., 2002; Сер­ман И. З. М. Лер­монтов: Жизнь в ли­те­ра­ту­ре, 1836–1841. М., 2003; За­ха­ров В. А. Ле­то­пись жиз­ни и твор­че­ст­ва М. Ю. Лер­мон­то­ва. М., 2003; Вис­ко­ва­тый П. А. М. Ю. Лер­мон­тов: био­гра­фия. М., 2004; Ду­ры­лин С. Н. «Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни» М. Ю. Лер­мон­то­ва. 2-е изд. М., 2006; Ва­цу­ро В. Э. О Лер­мон­то­ве. М., 2008; Биб­лио­гра­фия ли­те­ра­ту­ры о М. Ю. Лер­мон­то­ве (1917–1977). Л., 1980; Ли­те­ра­ту­ра о жиз­ни и твор­че­ст­ве М. Ю. Лер­мон­то­ва: Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. 1825–1916. Л., 1990; Ли­те­ра­ту­ра о жиз­ни и твор­че­ст­ве М. Ю. Лер­мон­то­ва: Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель, 1978–1991. СПб., 2003; Ли­те­ра­ту­ра о М. Ю. Лер­мон­то­ве, 1992–2001: Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. СПб., 2007.

Вернуться к началу