ЭКСПЕРИМЕНТА́ЛЬНЫЕ МЕ́ТОДЫ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭКСПЕРИМЕНТА́ЛЬНЫЕ МЕ́ТОДЫ в языкознании, позволяют изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем. Филос. основа применения Э. м. в языкознании – тезис о единстве теоретич. и эмпирич. уровней познания. В совр. языкознании термин «Э. м.» не является чётким; лингвисты часто говорят об эксперименте там, где имеет место наблюдение, прежде всего наблюдение над текстами (письменными и устными). Существенно, что текст как таковой, будучи данностью, не может быть объектом Э. м.; именно поэтому Э. м. неприменимы к изучению истории языка, особенностей стиля определённого автора и т. п.: в этих случаях следует говорить о наблюдении. Объектом Э. м. является человек – носитель языка, порождающий тексты, воспринимающий их и выступающий как информант для исследователя. В лингвистич. эксперименте исследователь может иметь подобным объектом самого себя или др. носителей языка; в первом случае следует говорить об интроспекции, во втором – об объективном эксперименте.
Термин «Э. м.» в языкознании появился во 2-й пол. 19 в. в связи с изучением эксперим. фонетикой механизмов произнесения звуков и вначале связывался не столько с активным оперированием изучаемыми объектами, сколько с применением приборов (инструментальная фонетика). Фактически Э. м. в языкознании используются постоянно при изучении живых языков и диалектов, как бесписьменных, так и тех, где тексты исследователю почему-либо недоступны. Эксперим. работа с информантами (нередко в сочетании с наблюдением) непосредственно в среде носителей языка называется обычно полевой лингвистикой.
В отеч. языкознании выделяются 3 периода применения Э. м. В 1-й период происходило активное освоение Э. м. в фонетике, причём акцент делался на сходстве Э. м. в языкознании и естеств. науках (В. А. Богородицкий, А. И. Томсон, Л. В. Щерба, М. И. Матусевич). Для 2-го периода было характерно осознание Э. м. как важнейшего способа получения данных о живом языке вообще, включая его морфологию, синтаксис, семантику, а также проблемы нормы языковой, контактов языковых, патологии речевого развития и др. Эта науч. программа впервые сформулирована Щербой.
В 3-й (современный) период происходит реализация данной науч. программы и, как следствие этого, углубление методологич. рефлексии о специфике Э. м. в языкознании по сравнению с Э. м. в др. науках (Л. А. Чистович, М. В. Панов, Ю. Д. Апресян, В. Б. Касевич, Р. М. Фрумкина и др.). Методологич. анализ позволяет понять, что Э. м. широко используются и в традиционных для языкознания областях, напр. в диалектологии (диалектологич. вопросники), при изучении языковых изменений, вопросов языковой нормы (вопросники по произношению, морфологии, словообразованию), и в сравнительно новых, напр. в социолингвистике и психолингвистике. В последней Э. м. занимают доминирующее место (А. А. Леонтьев, А. П. Клименко и др.).
Последоват. применение Э. м. в исследовании разл. уровней языка и процессов функционирования языка в обществе сделало необходимым использование статистич. методов при планировании эксперимента и обработке результатов (см. Количественные методы в языкознании). Разрабатывается теория лингвистич. эксперимента, в задачи которой входит осмысление того, какова специфика познават. установок лингвиста-экспериментатора. Существенно, что лингвист, изучающий речевое поведение человека, имеет дело с объектом, равным ему самому по сложности. В силу этого отношение «исследователь – объект» в лингвистич. (равно как и в психологич.) эксперименте превращается в симметричное отношение между двумя исследователями: информант может иметь свою «теорию» об экспериментаторе и соответственно изменять своё поведение в процессе эксперимента, что может влиять на результаты в нежелательном для экспериментатора направлении (феномен, хорошо известный диалектологам).
В связи с развитием компьютерных технологий в совр. языкознании возникли новые направления, использующие Э. м.: автоматический перевод, машинная обработка текстов и др. Машинные эксперименты, проверяющие адекватность формализованных действующих моделей языка, – особая сфера применения эксперим. методов.