Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКСПЕРИМЕНТА́ЛЬНЫЕ МЕ́ТОДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 282-283

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. М. Фрумкина

ЭКСПЕРИМЕНТА́ЛЬНЫЕ МЕ́ТОДЫ в язы­ко­зна­нии, по­зво­ля­ют изу­чать фак­ты язы­ка в ус­ло­ви­ях, управ­ляе­мых и кон­тро­ли­руе­мых ис­сле­до­ва­те­лем. Фи­лос. ос­но­ва при­ме­не­ния Э. м. в язы­ко­зна­нии – те­зис о един­ст­ве тео­ре­тич. и эм­пи­рич. уров­ней по­зна­ния. В совр. язы­ко­зна­нии тер­мин «Э. м.» не яв­ля­ет­ся чёт­ким; лин­г­вис­ты час­то го­во­рят об экс­пе­ри­мен­те там, где име­ет ме­сто на­блю­де­ние, пре­ж­де все­го на­блю­де­ние над тек­ста­ми (пись­мен­ны­ми и уст­ны­ми). Су­ще­ст­вен­но, что текст как та­ко­вой, бу­ду­чи дан­но­стью, не мо­жет быть объ­ек­том Э. м.; имен­но по­это­му Э. м. не­при­ме­ни­мы к изу­че­нию ис­то­рии язы­ка, осо­бен­но­стей сти­ля оп­ре­де­лён­но­го ав­то­ра и т. п.: в этих слу­ча­ях сле­ду­ет го­во­рить о на­блю­де­нии. Объ­ек­том Э. м. яв­ля­ет­ся че­ловек – но­си­тель язы­ка, по­ро­ж­даю­щий тек­сты, вос­при­ни­маю­щий их и вы­сту­паю­щий как ин­фор­мант для ис­сле­до­ва­те­ля. В лин­г­вис­тич. экс­пе­ри­мен­те ис­сле­до­ва­тель мо­жет иметь по­доб­ным объ­ек­том са­мо­го се­бя или др. но­си­те­лей язы­ка; в пер­вом слу­чае сле­ду­ет го­во­рить об ин­трос­пек­ции, во вто­ром – об объ­ек­тив­ном экс­пе­ри­мен­те.

Тер­мин «Э. м.» в язы­ко­зна­нии поя­вил­ся во 2-й пол. 19 в. в свя­зи с изу­че­ни­ем экс­пе­рим. фо­не­ти­кой ме­ха­низ­мов про­из­не­се­ния зву­ков и вна­ча­ле свя­зы­вал­ся не столь­ко с ак­тив­ным опе­ри­ро­ва­ни­ем изу­чае­мы­ми объ­ек­та­ми, сколь­ко с при­ме­не­ни­ем при­бо­ров (ин­ст­ру­мен­таль­ная фо­не­ти­ка). Фак­ти­че­ски Э. м. в язы­ко­зна­нии ис­поль­зу­ют­ся по­сто­ян­но при изу­че­нии жи­вых язы­ков и диа­лек­тов, как бес­пись­мен­ных, так и тех, где тек­сты ис­сле­до­ва­те­лю по­че­му-ли­бо не­до­ступ­ны. Экс­пе­рим. ра­бо­та с ин­фор­ман­та­ми (не­ред­ко в со­че­та­нии с на­блю­де­ни­ем) не­по­сред­ст­вен­но в сре­де но­си­те­лей язы­ка на­зы­ва­ет­ся обыч­но по­ле­вой лин­гвис­ти­кой.

В отеч. язы­ко­зна­нии вы­де­ля­ют­ся 3 пе­рио­да при­ме­не­ния Э. м. В 1-й пе­ри­од про­ис­хо­ди­ло ак­тив­ное ос­вое­ние Э. м. в фо­не­ти­ке, при­чём ак­цент де­лал­ся на сход­ст­ве Э. м. в язы­ко­зна­нии и ес­теств. нау­ках (В. А. Бо­го­ро­диц­кий, А. И. Том­сон, Л. В. Щер­ба, М. И. Ма­ту­се­вич). Для 2-го пе­рио­да бы­ло ха­рак­тер­но осоз­на­ние Э. м. как важ­ней­ше­го спо­соба по­лу­че­ния дан­ных о жи­вом язы­ке во­об­ще, вклю­чая его мор­фо­ло­гию, син­так­сис, се­ман­ти­ку, а так­же про­бле­мы нор­мы язы­ко­вой, кон­так­тов язы­ко­вых, па­то­ло­гии ре­че­во­го раз­ви­тия и др. Эта на­уч. про­грам­ма впер­вые сфор­му­ли­ро­ва­на Щер­бой.

В 3-й (со­вре­мен­ный) пе­ри­од про­ис­хо­дит реа­ли­за­ция дан­ной на­уч. про­грам­мы и, как след­ст­вие это­го, уг­луб­ле­ние ме­то­до­ло­гич. реф­лек­сии о спе­ци­фи­ке Э. м. в язы­ко­зна­нии по срав­не­нию с Э. м. в др. нау­ках (Л. А. Чис­то­вич, М. В. Па­нов, Ю. Д. Ап­ре­сян, В. Б. Ка­се­вич, Р. М. Фрум­ки­на и др.). Ме­то­до­ло­гич. ана­лиз по­зво­ля­ет по­нять, что Э. м. ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся и в тра­ди­ци­он­ных для язы­ко­зна­ния об­лас­тях, напр. в диа­лек­толо­гии (диа­лек­то­ло­гич. во­прос­ни­ки), при изу­че­нии язы­ко­вых из­ме­не­ний, во­про­сов язы­ко­вой нор­мы (во­прос­ни­ки по про­из­но­ше­нию, мор­фо­ло­гии, сло­во­об­ра­зо­ва­нию), и в срав­ни­тель­но но­вых, напр. в со­цио­лин­гви­сти­ке и пси­хо­лин­гви­сти­ке. В по­след­ней Э. м. за­ни­ма­ют до­ми­ни­рую­щее ме­сто (А. А. Ле­он­ть­ев, А. П. Кли­мен­ко и др.).

По­сле­до­ват. при­ме­не­ние Э. м. в ис­сле­до­ва­нии разл. уров­ней язы­ка и про­цес­сов функ­цио­ни­ро­ва­ния язы­ка в об­ще­ст­ве сде­ла­ло не­об­хо­ди­мым ис­поль­зо­ва­ние ста­ти­стич. ме­то­дов при пла­ни­ро­ва­нии экс­пе­ри­мен­та и об­ра­бот­ке ре­зуль­та­тов (см. Ко­ли­че­ст­вен­ные ме­то­ды в язы­ко­зна­нии). Раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся тео­рия лин­гвис­тич. экс­пе­ри­мен­та, в за­да­чи ко­то­рой вхо­дит ос­мыс­ле­ние то­го, ка­ко­ва спе­ци­фи­ка по­зна­ват. ус­та­но­вок лин­гвис­та-экс­пе­ри­мен­та­то­ра. Су­ще­ст­вен­но, что лин­гвист, изу­чаю­щий ре­че­вое по­ве­де­ние че­ло­ве­ка, име­ет де­ло с объ­ек­том, рав­ным ему са­мо­му по слож­но­сти. В си­лу это­го от­но­ше­ние «ис­сле­до­ва­тель – объ­ект» в лин­гвис­тич. (рав­но как и в пси­хо­ло­гич.) экс­пе­ри­мен­те пре­вра­ща­ет­ся в сим­мет­рич­ное от­но­ше­ние ме­ж­ду дву­мя ис­сле­до­ва­те­ля­ми: ин­фор­мант мо­жет иметь свою «тео­рию» об экс­пе­ри­мен­та­то­ре и со­от­вет­ст­вен­но из­ме­нять своё по­ве­де­ние в про­цес­се экс­пе­ри­мен­та, что мо­жет вли­ять на ре­зуль­та­ты в не­же­ла­тель­ном для экс­пе­ри­мен­та­то­ра на­прав­ле­нии (фе­но­мен, хо­ро­шо из­вест­ный диа­лек­то­ло­гам).

В свя­зи с раз­ви­ти­ем ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий в совр. язы­ко­зна­нии воз­ник­ли но­вые на­прав­ле­ния, ис­поль­зую­щие Э. м.: ав­то­ма­ти­че­ский пе­ре­вод, ма­шин­ная об­ра­бот­ка тек­стов и др. Ма­шин­ные экс­пе­ри­мен­ты, про­ве­ряю­щие аде­к­ват­ность фор­ма­ли­зо­ван­ных дей­ст­вую­щих мо­де­лей язы­ка, – осо­бая сфе­ра при­ме­не­ния экс­пе­рим. ме­то­дов.

Лит.: Бо­го­ро­диц­кий В. А. Опыт фи­зио­ло­гии об­ще­рус­ско­го про­из­но­ше­ния в свя­зи с экс­пе­ри­мен­таль­но-фо­не­ти­че­ски­ми дан­ны­ми. Ка­зань, 1909; Во­прос­ник по со­вре­мен­но­му рус­ско­му ли­те­ра­тур­но­му про­из­но­ше­нию / Под ред. М. В. Па­но­ва. М., 1960; Киб­рик А. Е. Ме­то­ди­ка по­ле­вых ис­сле­до­ва­ний. М., 1972; Рус­ский язык по дан­ным мас­со­во­го об­сле­до­ва­ния. М., 1974; Про­гноз в ре­че­вой дея­тель­но­сти. М., 1974; Ги­по­те­за в со­вре­мен­ной лин­гвис­ти­ке. М., 1980; Фрум­ки­на Р. М. «Язык и мыш­ле­ние» как про­бле­ма лин­гвис­ти­че­ско­го экс­пе­ри­мен­та // Изв. АН СССР. От­де­ле­ние ли­те­ра­ту­ры и язы­ка. 1981. Т. 40. № 3; Маш­та­ко­ва О. В. К во­про­су о важ­но­сти экс­пе­ри­мен­таль­но­го ме­то­да для лин­гвис­ти­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния // Вест­ник Си­бир­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го аэ­ро­кос­ми­че­ско­го уни­вер­си­те­та им. акад. М. Ф. Ре­шет­не­ва. 2006. № 6; Щер­ба Л. В. О троя­ком ас­пек­те язы­ко­вых яв­ле­ний и об экс­пе­ри­мен­те в язы­ко­зна­нии // Щер­ба Л.В. Язы­ко­вая сис­те­ма и ре­че­вая дея­тель­ность. 4-е изд. М., 2008.

Вернуться к началу