Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЛИ́ЧЕСТВЕННЫЕ МЕ́ТОДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 478

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Я. Шайкевич

КОЛИ́ЧЕСТВЕННЫЕ МЕ́ТОДЫ в язы­ко­зна­нии, ис­поль­зо­ва­ние под­счё­тов и из­ме­ре­ний при изу­че­нии язы­ка и ре­чи. В той ме­ре, в ка­кой К. м. опи­ра­ют­ся на ма­те­ма­тич. ста­ти­сти­ку, они мо­гут быть на­зва­ны ста­ти­стич. ме­то­да­ми. Как и все ма­те­ма­тич. ме­то­ды, К. м. мо­гут при­ме­нять­ся к объ­ек­там са­мой раз­ной при­ро­ды, по­это­му в язы­ко­зна­нии они ис­поль­зу­ют­ся для ана­ли­за еди­ниц лю­бо­го уров­ня. Во мно­гих сфе­рах язы­ко­зна­ния при­ме­не­ние К. м. ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от при­ме­не­ния их в др. нау­ках. Напр., экс­пе­ри­мен­таль­ная (ин­ст­ру­мен­таль­ная) фо­не­ти­ка ис­поль­зу­ет тот же ма­те­ма­тич. ап­па­рат, что и фи­зи­ка. При­ме­не­ние вы­бо­роч­ных ме­то­дов ста­ти­сти­ки в язы­ко­зна­нии ана­ло­гич­но их при­ме­не­нию в др. ес­те­ст­вен­ных и со­ци­аль­ных нау­ках, кон­ст­руи­ро­ва­ние шкал в лин­гвис­ти­ке по­вто­ря­ет приё­мы пси­хо­ло­гии и со­цио­ло­гии.

Вме­сте с тем в язы­ко­зна­нии воз­ни­ка­ют спе­ци­фич. ас­пек­ты при­ме­не­ния К. м., свя­зан­ные с про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем язы­ка и ре­чи. Не­по­сред­ст­вен­но к сис­те­ме язы­ка К. м. при­ме­ня­ют­ся край­не ред­ко и ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся гл. обр. лек­си­кой (ко­ли­че­ст­вен­ное изу­че­ние эти­мо­ло­гич. со­ста­ва сло­ва­ря, про­цес­сов сло­во­об­ра­зо­ва­ния, рас­про­стра­нён­но­сти раз­ных ти­пов по­ли­се­мии). К. м. ис­поль­зу­ют­ся так­же в срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ском язы­ко­зна­нии (см. Глот­то­хро­но­ло­гия).

Осн. объ­ек­том при­ме­не­ния К. м. яв­ля­ет­ся речь, точ­нее текст. Боль­шин­ст­во дву­сто­рон­них еди­ниц язы­ка и его кон­ст­рук­ций силь­но ме­ня­ют свою час­то­ту от жан­ра к жан­ру, по­это­му К. м. на­хо­дят са­мое ши­ро­кое при­ме­не­ние в сти­ли­сти­ке, по­зво­ляя по-раз­но­му клас­си­фи­ци­ро­вать тек­сты. С др. сто­ро­ны, ин­фор­ма­ция, по­лу­чен­ная при изу­че­нии тек­стов, да­ёт воз­мож­ность ко­ли­че­ст­вен­но опи­сы­вать по­ве­де­ние разл. язы­ко­вых еди­ниц, клас­сов еди­ниц, язы­ко­вых кон­ст­рук­ций. Та­кая ин­фор­ма­ция уг­луб­ля­ет опи­са­ние еди­ниц язы­ка. Напр., про­стая кон­ста­тация на­ли­чия форм им. п. лич­но­го ме­сто­име­ния в англ., рус. и лат. язы­ках не­дос­та­точ­на для вы­яв­ле­ния ти­по­ло­гич. спе­ци­фи­ки, ес­ли не учи­ты­вать ко­ли­че­ст­вен­но­го раз­ли­чия в тек­сто­вом по­ве­де­нии со­от­вет­ст­вую­щих еди­ниц: поч­ти аб­со­лют­ная не­об­хо­ди­мость ме­сто­име­ния при гла­го­ле в англ. яз., его обыч­ность – в рус. яз. и ред­кость и сти­ли­стич. мар­ки­ро­ван­ность – в лат. язы­ке. Т. о., соз­да­ёт­ся пер­спек­ти­ва пре­вра­ще­ния обыч­ной струк­тур­ной мо­де­ли язы­ка в струк­тур­но-ве­ро­ят­но­ст­ную мо­дель, в ко­то­рой учи­ты­ва­ют­ся ре­зуль­та­ты ста­ти­стич. ана­ли­за тек­стов (в этой мо­де­ли еди­ни­цы язы­ка об­ла­да­ют «ве­сом», из­ме­ряе­мы­ми ока­зы­ва­ют­ся язы­ко­вые про­ти­во­пос­тав­ле­ния и свя­зи).

Со­еди­не­ние ста­ти­стич. ме­то­дов с идея­ми ди­ст­ри­бу­тив­но­го ана­ли­за лег­ло в ос­но­ву ди­ст­ри­бу­тив­но-ста­ти­стич. ана­ли­за, опи­сы­ваю­ще­го струк­ту­ру язы­ка и струк­ту­ру тек­ста на ос­но­ве очень ог­ра­ни­чен­ной ис­ход­ной ин­фор­ма­ции (напр., при­ни­мая за дан­ное письм. текст без к.-л. све­де­ний о его се­ман­ти­ке). В этом слу­чае еди­ни­цы язы­ка и их от­но­ше­ния вы­де­ля­ют­ся в про­цес­се это­го ана­ли­за, а не ис­поль­зу­ют­ся как го­то­вый ма­те­ри­ал.

К. м. в язы­ко­зна­нии пред­по­ла­га­ют ис­сле­до­ва­ние об­шир­ных мас­си­вов тек­стов, что ста­ло впол­не ре­аль­ным в эпо­ху все­об­щей ком­пь­ю­те­ри­за­ции, по­все­ме­ст­но­го соз­да­ния язы­ко­вых кор­пу­сов тек­стов.

Лит.: Guiraud P. Problèmes et méthodes de la statistique linguistique. P., 1960; Ан­д­ре­ев Н. Д. Ста­ти­сти­ко-ком­би­на­тор­ные ме­то­ды в тео­ре­ти­че­ском и при­клад­ном язы­ко­ве­де­нии. Л., 1967; Muller Ch. Initiation à la statistique linguis­tique. P., 1968; Шай­ке­вич А. Я. Ги­по­те­зы о ес­те­ст­вен­ных клас­сах и воз­мож­ность ко­ли­че­ст­вен­ной так­со­но­мии в лин­гвис­ти­ке // Ги­по­те­за в со­вре­мен­ной лин­гвис­ти­ке. М., 1980; Bi­ber D. Variation across speech and writing. Camb.; N. Y., 1988.

Вернуться к началу