ЯПОНИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯПОНИ́ЗМ (франц. japonisme), направление в зап.-европ. и амер. искусстве кон. 19 – нач. 20 вв., обусловленное влиянием искусства и культуры Японии. Проявилось как в прямом заимствовании мотивов, так и через интерпретацию композиционных и колористич. схем в живописи, технич. приёмов в декоративно-прикладном иск-ве и т. д. Термин введён франц. критиком и коллекционером Ф. Бюрти в 1872, описавшим европ. увлечение Японией, возникшее после проведения Всемирных выставок в Лондоне (1862) и в Париже (1867), где впервые были представлены япон. нац. павильоны. После падения бакуфу в 1867–68 на европ. и амер. рынке появились произведения япон. декоративно-прикладного иск-ва. В Европе вошла в моду япон. ксилография укиё-э: гравюры собирали путешественники (С. Н. Китаев, его коллекция ныне – в ГМИИ) и творч. интеллигенция (Э. Мане, Э. Дега, Т. Готье, Дж. Уистлер, У. Моррис, Э. Золя и др.). В 1870-е гг. в музеях организовывались экспозиции япон. иск-ва. Уистлер оформил для Ф. Р. Лейланда гостиную, где хранилась коллекция вост. фарфора («Павлинья комната», 1876–77; ныне – в галерее Фрир в Вашингтоне). Ключевую роль в популяризации япон. иск-ва во Франции сыграл худ. Ф. Бракмон, основавший «Об-во графиков» (1862). Асимметричность, «кадрированность» будто бы случайно выхваченной взглядом композиции, необычные «подсмотренные» ракурсы, плоскостность, пустой фон, локальные цвета, нарочитая бессюжетность – эти качества япон. гравюры уже в 1880-е гг. стали составляющей худож. языка импрессионистов и постимпрессионистов (Дега, А. Тулуз-Лотрека, П. Гогена, К. Моне, В. Ван Гога и др.), а позднее и группы «Наби». Следующий этап Я. связывают со стилем модерн, где он сильнее всего проявился в декоративно-прикладном иск-ве (Л. К. Тиффани, бр. Хертер в США, А. Ф. Тесмар, Р. Лалик, Э. Грассе во Франции; Ч. Р. Макинтош; Г. Климт). К Я. принадлежат и работы О. Бёрдсли.