Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТЕКЛО́ ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ

Стекло художественное. «Портлендская ваза». Древний Рим. Между 5 и 25 гг. н.э. Британский музей (Лондон).

СТЕКЛО́ ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ, из­де­лия из стек­ла. Стек­ло как ма­те­ри­ал (про­зрач­ный ли­бо не­про­зрач­ный, бес­цвет­ный или цвет­ной), в рас­плав­лен­ном со­стоя­нии лег­ко под­даю­щий­ся фор­мов­ке, ис­поль­зу­ет­ся для из­го­тов­ле­ния вит­ра­жей, смаль­то­вых мо­за­ик, про­из­ве­де­ний де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва и юве­лир­но­го ис­кус­ст­ва, скульп­ту­ры (обыч­но ма­лых форм). Де­ко­ра­тив­ное от­де­лоч­ное стек­ло при­ме­ня­ет­ся при оформ­ле­нии фа­са­дов зда­ний, из­го­тов­ле­нии ар­хит. де­та­лей и т. д. Тех­нич. приё­мы сте­коль­но­го ре­мес­ла очень раз­но­об­раз­ны. Де­ко­ри­рова­ние С. х. про­ис­хо­дит ли­бо в го­ря­чем со­стоя­нии (гут­ное стек­ло, наи­бо­лее древ­ний спо­соб из­го­тов­ле­ния), ли­бо с при­ме­не­ни­ем хо­лод­ных ви­дов об­ра­бот­ки – шли­фо­ва­ния, гра­ви­ров­ки, резь­бы, рос­пи­си, трав­ле­ния, пес­ко­ст­руй­ной об­ра­бот­ки и т. д.

Исторический очерк

В Древ­нем ми­ре про­из-во С. х. бы­ло осо­бен­но раз­ви­то в Дрeвнем Егип­те (со 2-го тыс. до н. э.), Си­рии, Пер­сии, Фи­ни­кии, Рим. им­пе­рии. С 6 в. н. э. цен­тры ху­дож. стек­ло­де­лия со­сре­до­то­чи­лись в Ви­зан­тии, где про­цве­та­ла вы­дел­ка цвет­но­го не­про­зрач­но­го стек­ла для по­су­ды и изготов­ле­ния смальт. В эпо­ху го­ти­ки важ­ней­шей об­ла­стью при­ме­не­ния С. х. ста­ли мно­го­цвет­ные вит­ра­жи. С. х. бы­ло рас­про­стра­не­но в ср.-век. стра­нах ис­лам­ско­го Вос­то­ка (Си­рия и др.). С кон. 13 в. ве­ду­щее зна­че­ние в сте­коль­ном про­из-ве Ев­ро­пы при­об­ре­ло ве­не­ци­ан­ское стек­ло, с 14–15 вв. – бо­гем­ское стек­ло (рас­цвет – кон. 16–18 вв.). Изо­бре­те­ние Дж. Рей­вен­ск­роф­том в кон. 17 в. «анг­лий­ско­го хру­ста­ля» (англ. flint glass, так­же «свин­цо­вое стек­ло») по­зво­ли­ло ши­ро­ко при­ме­нять в С. х. но­вые ви­ды де­ко­ра – «ром­би­че­скую» грань на­по­до­бие ал­маз­ной, с 19 в. – «брилли­ан­то­вую» шли­фов­ку, что мак­си­маль­но вы­яв­ля­ло пре­лом­ле­ние све­та в гра­нях. Эта тех­ни­ка ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась во Фран­ции (баккарá) и в др. стра­нах Ев­ро­пы. С 18 в. ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ет­ся про­из-во би­жу­те­рии (ис­кусств. дра­го­цен­ных кам­ней). Ре­фор­ма­то­ра­ми в об­лас­ти С. х. на ру­бе­же 19–20 вв. ста­ли А. Кро, Э. Гал­ле, О. Да­ум и Р. Ла­лик во Фран­ции, Л. Тиф­фа­ни в США, Й. Хоф­ман в Ав­ст­рии, Й. Дра­го­нев­ский в Че­хии. В их из­де­ли­ях, час­то по­лу­про­зрач­ных, мно­го­слой­ных, от­ли­чаю­щих­ся тон­ки­ми и слож­ны­ми цве­то­со­че­та­ния­ми, ус­лож­нён­ной тех­ни­кой де­ко­ри­ро­ва­ния, ис­поль­зо­ва­ни­ем сти­ли­зо­ван­ных (пре­им. фло­раль­ных) мо­ти­вов, пре­об­ла­да­ли чер­ты сти­ля мо­дерн. Для совр. С. х. ха­рак­тер­но не­обы­чай­ное раз­но­об­ра­зие тех­ник и сти­ле­вых тен­ден­ций; ув­ле­че­ние изы­скан­ны­ми кон­фи­гу­ра­ция­ми и ус­лож­нён­но-ор­на­мен­таль­ной об­ра­бот­кой по­верх­но­стей со­су­ще­ст­ву­ет с тя­го­те­ни­ем к ас­ке­ти­че­ски стро­гим ре­ше­ни­ям, ос­но­ван­ным на про­сто­те кон­ст­рук­тив­ных форм и про­зрач­но­сти ма­те­риа­ла, не­ред­ко с обыг­ры­ва­ни­ем оп­тич. свойств стек­ла.

Стекло художественное. В. И. Мухина. «Сидящая девушка». 1947. Русский музей (С.-Петербург).

В Рос­сии тра­ди­ция стек­ло­де­лия по­лу­чи­ла зна­чит. раз­ви­тие уже в др.-рус. иск-ве 11–12 вв. (бу­сы, брас­ле­ты, со­суды; из­го­тов­ле­ние смаль­ты). Про­из-во С. х. воз­ро­ди­лось в 17 в., ко­гда в 1635 под Мо­ск­вой был ос­но­ван Ду­ха­нин­ский стек­лян­ный за­вод, из­де­лия ко­то­ро­го, пре­им. чёр­но­го цве­та, ук­ра­ша­лись цвет­ны­ми эма­ля­ми, на­ле­па­ми. По­стро­ен­ный в 1668 под Мо­ск­вой Из­май­лов­ский за­вод вы­пус­кал про­зрач­ную стек­лян­ную по­су­ду с при­ме­не­ни­ем зо­ло­че­ния. Важ­ней­шую роль в раз­ви­тии стек­ло­де­лия сыг­рал за­ло­жен­ный ца­рём Пет­ром I в нач. 18 в. под Мо­ск­вой Имп. хру­сталь­ный и сте­коль­ный за­вод (к сер. 18 в. вме­сте с Ям­бург­ски­ми за­во­да­ми пе­ре­ве­дён в С.-Пе­тер­бург). В 18 в. бы­ли ос­но­ва­ны так­же Гу­сев­ский хру­сталь­ный за­вод и Дять­ков­ский хру­сталь­ный за­вод. Ог­ром­ный вклад в про­из-во цвет­но­го С. х. (гл. обр. для мо­за­ик, би­жу­те­рии и ар­хит. об­ли­цов­ки) внёс М. В. Ло­мо­но­сов, соз­дав­ший в 1753 Усть-Ру­диц­кую фаб­ри­ку. Для рус. иск-ва 18 в. ха­рак­тер­ны гут­ное стек­ло, из­го­тов­ляв­шее­ся пу­тём сво­бод­но­го вы­ду­ва­ния и леп­ки на не­боль­ших ку­печ. за­во­дах (из­де­лия час­то рас­пи­сы­ва­лись эма­ле­вы­ми крас­ка­ми), и про­зрач­ное свет­лое С. х., де­ко­ри­руе­мое в осн. с по­мо­щью гра­ви­ров­ки и вы­пус­кав­шее­ся Имп. за­во­дом и наи­бо­лее круп­ны­ми ча­ст­ны­ми пред­при­ятия­ми; с сер. 18 в. про­из­во­ди­лось мно­го из­де­лий из мо­лоч­но­го стек­ла. По про­ек­там А. Н. Во­ро­ни­хи­на, Ч. Ка­ме­ро­на, М. Ф. Ка­за­ко­ва, Н. А. Льво­ва, К. И. Рос­си, Ж. Ф. То­ма де То­мо­на и др. на Имп. за­во­де вы­пол­ня­лись (в сти­ле клас­си­циз­ма) де­та­ли ос­ве­тит. ар­ма­ту­ры, ме­бе­ли и ар­хит. де­ко­ра. С кон. 18 в. здесь же бы­ли ос­вое­ны вар­ка свин­цо­во­го хру­ста­ля и ал­маз­ное гра­не­ние, для ко­то­ро­го в нач. 19 в. ти­пи­чен осо­бый ри­су­нок, под­ра­жаю­щий брил­ли­ан­то­вой ог­ран­ке («рус­ский ка­мень»). К сер. 19 в. воз­ни­ка­ет ув­ле­че­ние ги­гант­ски­ми раз­ме­ра­ми из­де­лий (сбор­ные хру­сталь­ные кан­де­ляб­ры, люс­т­ры, ва­зы, де­та­ли ар­хит. де­ко­ра). В кон. 19 в. вы­пус­ка­ет­ся так­же стек­ло прес­со­ван­ное, цвет­ное (в т. ч. ура­но­вое, с сер. 19 в.), мно­го­слой­ное с рос­пи­сью эма­ле­вы­ми крас­ка­ми. Раз­ви­ва­ет­ся ими­та­ци­он­ное на­прав­ле­ние (под­ра­жа­ние кам­ню, фар­фо­ру, де­ре­ву и ме­тал­лу), рас­про­стра­ня­ет­ся влия­ние сти­ля мо­дерн.

Ин­тен­сив­ное про­из-во С. х. во­зоб­нов­ля­ет­ся с кон. 1930-х гг.; ве­ду­щую роль в этом сыг­ра­ли тех­но­лог Н. Н. Ка­ча­лов, ху­дож­ни­ки В. И. Му­хи­на, А. А. Ус­пен­ский, Н. А. Тыр­са, Б. А. Смир­нов, С. М. Бес­кин­ская, Г. А. Ан­то­но­ва и др. С 1950-х гг. ху­дож. ла­бо­ра­то­рии поя­ви­лись поч­ти на всех круп­ных отеч. за­во­дах сор­то­вой по­су­ды. С 1960-х гг. воз­ро­ди­лось иск-во вит­ра­жа, ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли «хру­сталь­ные фон­та­ны» и де­ко­ра­тив­ные ус­та­нов­ки из стек­ла и ме­тал­ла, из­го­тов­ле­ние разл. из­де­лий для ук­ра­ше­ния ин­терь­е­ров (в т. ч. го­бе­ле­нов из стек­ло­тка­ни, де­ко­ра­тив­ных ваз из суль­фид­но­го стек­ла, ме­бе­ли).

Лит.: Kämpfer F. Viertausend Jahre Glas. Dresden, 1966; Шел­ков­ни­ков Б. Рус­ское ху­до­же­ст­вен­ное стек­ло. Л., 1969; Ро­жан­ков­ский В. Ф. Стек­ло и ху­дож­ник. М., 1971; Grover R., Grover L. Contemporary art glass. N. Y., 1975; Во­ро­нов Н. В. Со­вет­ское ху­до­же­ст­вен­ное стек­ло. М., 1984; Arwas V. Glass: Art nouveau to art deco. L., 1987; Newman H. An illustrated dic­tionary of glass. L., 1987; Klein D., Lloyd W. The history of glass. L., 2000; Bray C. Dictionary of glass: Materials and techniques. Phil., 2001; Car­boni S. Glass from Islamic lands. L., 2001; Macfarlane A., Martin G. Glass: A world history. Chi., 2002; Barovier Mentasti R. Glass throughout time. Mil., 2003; Hess C., Wright K. Looking at glass: A guide to terms, styles, and techniques. Los Ang., 2005; Page J.-A. The art of glass. Toledo; L., 2006; 5000 years of glass. L., 2012.

Вернуться к началу