СТЕКЛО́ ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТЕКЛО́ ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ, изделия из стекла. Стекло как материал (прозрачный либо непрозрачный, бесцветный или цветной), в расплавленном состоянии легко поддающийся формовке, используется для изготовления витражей, смальтовых мозаик, произведений декоративно-прикладного искусства и ювелирного искусства, скульптуры (обычно малых форм). Декоративное отделочное стекло применяется при оформлении фасадов зданий, изготовлении архит. деталей и т. д. Технич. приёмы стекольного ремесла очень разнообразны. Декорирование С. х. происходит либо в горячем состоянии (гутное стекло, наиболее древний способ изготовления), либо с применением холодных видов обработки – шлифования, гравировки, резьбы, росписи, травления, пескоструйной обработки и т. д.
Исторический очерк
В Древнем мире произ-во С. х. было особенно развито в Дрeвнем Египте (со 2-го тыс. до н. э.), Сирии, Персии, Финикии, Рим. империи. С 6 в. н. э. центры худож. стеклоделия сосредоточились в Византии, где процветала выделка цветного непрозрачного стекла для посуды и изготовления смальт. В эпоху готики важнейшей областью применения С. х. стали многоцветные витражи. С. х. было распространено в ср.-век. странах исламского Востока (Сирия и др.). С кон. 13 в. ведущее значение в стекольном произ-ве Европы приобрело венецианское стекло, с 14–15 вв. – богемское стекло (расцвет – кон. 16–18 вв.). Изобретение Дж. Рейвенскрофтом в кон. 17 в. «английского хрусталя» (англ. flint glass, также «свинцовое стекло») позволило широко применять в С. х. новые виды декора – «ромбическую» грань наподобие алмазной, с 19 в. – «бриллиантовую» шлифовку, что максимально выявляло преломление света в гранях. Эта техника широко распространилась во Франции (баккарá) и в др. странах Европы. С 18 в. интенсивно развивается произ-во бижутерии (искусств. драгоценных камней). Реформаторами в области С. х. на рубеже 19–20 вв. стали А. Кро, Э. Галле, О. Даум и Р. Лалик во Франции, Л. Тиффани в США, Й. Хофман в Австрии, Й. Драгоневский в Чехии. В их изделиях, часто полупрозрачных, многослойных, отличающихся тонкими и сложными цветосочетаниями, усложнённой техникой декорирования, использованием стилизованных (преим. флоральных) мотивов, преобладали черты стиля модерн. Для совр. С. х. характерно необычайное разнообразие техник и стилевых тенденций; увлечение изысканными конфигурациями и усложнённо-орнаментальной обработкой поверхностей сосуществует с тяготением к аскетически строгим решениям, основанным на простоте конструктивных форм и прозрачности материала, нередко с обыгрыванием оптич. свойств стекла.
В России традиция стеклоделия получила значит. развитие уже в др.-рус. иск-ве 11–12 вв. (бусы, браслеты, сосуды; изготовление смальты). Произ-во С. х. возродилось в 17 в., когда в 1635 под Москвой был основан Духанинский стеклянный завод, изделия которого, преим. чёрного цвета, украшались цветными эмалями, налепами. Построенный в 1668 под Москвой Измайловский завод выпускал прозрачную стеклянную посуду с применением золочения. Важнейшую роль в развитии стеклоделия сыграл заложенный царём Петром I в нач. 18 в. под Москвой Имп. хрустальный и стекольный завод (к сер. 18 в. вместе с Ямбургскими заводами переведён в С.-Петербург). В 18 в. были основаны также Гусевский хрустальный завод и Дятьковский хрустальный завод. Огромный вклад в произ-во цветного С. х. (гл. обр. для мозаик, бижутерии и архит. облицовки) внёс М. В. Ломоносов, создавший в 1753 Усть-Рудицкую фабрику. Для рус. иск-ва 18 в. характерны гутное стекло, изготовлявшееся путём свободного выдувания и лепки на небольших купеч. заводах (изделия часто расписывались эмалевыми красками), и прозрачное светлое С. х., декорируемое в осн. с помощью гравировки и выпускавшееся Имп. заводом и наиболее крупными частными предприятиями; с сер. 18 в. производилось много изделий из молочного стекла. По проектам А. Н. Воронихина, Ч. Камерона, М. Ф. Казакова, Н. А. Львова, К. И. Росси, Ж. Ф. Тома де Томона и др. на Имп. заводе выполнялись (в стиле классицизма) детали осветит. арматуры, мебели и архит. декора. С кон. 18 в. здесь же были освоены варка свинцового хрусталя и алмазное гранение, для которого в нач. 19 в. типичен особый рисунок, подражающий бриллиантовой огранке («русский камень»). К сер. 19 в. возникает увлечение гигантскими размерами изделий (сборные хрустальные канделябры, люстры, вазы, детали архит. декора). В кон. 19 в. выпускается также стекло прессованное, цветное (в т. ч. урановое, с сер. 19 в.), многослойное с росписью эмалевыми красками. Развивается имитационное направление (подражание камню, фарфору, дереву и металлу), распространяется влияние стиля модерн.
Интенсивное произ-во С. х. возобновляется с кон. 1930-х гг.; ведущую роль в этом сыграли технолог Н. Н. Качалов, художники В. И. Мухина, А. А. Успенский, Н. А. Тырса, Б. А. Смирнов, С. М. Бескинская, Г. А. Антонова и др. С 1950-х гг. худож. лаборатории появились почти на всех крупных отеч. заводах сортовой посуды. С 1960-х гг. возродилось иск-во витража, широкое распространение получили «хрустальные фонтаны» и декоративные установки из стекла и металла, изготовление разл. изделий для украшения интерьеров (в т. ч. гобеленов из стеклоткани, декоративных ваз из сульфидного стекла, мебели).