ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ, направление историч. науки, исследующее прошлое методами антропологии. Часто рассматривается как версия «новой исторической науки» или даже отождествляется с ней.
В качестве центр. предмета науч. анализа И. а. выдвигает человека как изменяющегося во времени члена общества. В отличие от др. направлений историографии, исследующих по преимуществу историю возникновения и развития гос.-политич. образований и институтов, эволюцию экономики и социальных структур, религ., филос. и иные идеи, деятельность великих личностей, И. а. изучает структуры повседневности, мировосприятие и чувства человека, не вполне осознанные логики, которые лежат в основе коллективного поведения. В И. а. выделяются неск. комплексов проблем: 1) отношение человека к телу, к жизни и смерти, сексуальность, питание; 2) экономич. поведение, в котором материальные мотивы могут не играть решающей роли, подчиняясь требованиям религии, этики, идеологии; 3) семья, системы родства, историч. демография, отношения между семьёй и государством, специфика социальных связей; 4) система представлений о мире, времени и пространстве, символическое поведение, нар. верования и ритуалы, соотношение народной и книжной культуры. Историко-антропологич. исследования охватывают, наряду с историей в собств. смысле, лит-ру, искусство и др. способы познания мира.
И. а. тесно связана с социальной (культурной) антропологией, использует методы и понятийный аппарат Э. Б. Тайлора, Б. К. Малиновского, Ф. Боаса, А. Р. Рэдклифф-Брауна, М. Мосса, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса и др., познавательные схемы которых оказываются применимыми к индивидам и обществам, относящимся к цивилизациям Древнего Востока, античности, Средневековья и раннего Нового времени. Теоретич. основой И. а. стали идеи, сформулированные в нач. 20 в. философами-неокантианцами – В. Виндельбандом, Г. Риккертом, социологами М. Вебером и Э. Дюркгеймом. Эти мыслители подчёркивали, что в отличие от номотетического метода, т. е. направленного на открытие и формулировку общих законов природы, знания об обществе опираются на идиографический метод, т. е. на индивидуализирующий подход к конкретному материалу, на понимание того, что каждое историч. явление в той или иной мере обладает свойствами однократности и уникальности (см. Философская антропология). По их мнению, в центре внимания историка должно лежать изучение конкретной ситуации, а не поиск общего закона, не иллюстрация всеобщих законов обществ. развития, априорно сформулированных философами или социологами.
И. а. отличает от позитивистски ориентированной истории замена «истории-рассказа» «историей-проблемой». И. а. характеризует установка на «диалог» историка с историч. источником: с одной стороны, историк стремится понять культуру, отличную от его собственной, с другой – ставит перед источником вопросы, представляющие интерес для него и для общества, к которому он принадлежит. Историко-антропологич. исследование подчёркивает относительность и историч. ограниченность тех категорий, к которым обычно прибегает историк. Поэтому неотъемлемым аспектом исследования становится история понятий, которыми пользовались носители изучаемой культуры и которые меняли содержание и смысл по мере приближения к нашему времени.
Как системное науч. направление И. а. сложилась на рубеже 1920–30-х гг. в рамках «Анналов» школы (хотя её отд. положения высказывались ранее – Дж. Эктоном в Великобритании, П. М. Бицилли в России и др.), избравшей для отработки новых методов Средневековье и раннее Новое время. Так, Л. Февр в кн. «Проблема неверия в XVI в.: религия Рабле» (1942) исследовал в антропологич. ключе широкий круг явлений, в т. ч. физиологич. феномены, утверждая, напр., что люди Средневековья и раннего Нового времени были в восприятии внешней среды ориентированы более на слух, нежели на зрение. Особенно активно И. а. стала развиваться в 1960–80-е гг.: исследования феномена ведьм в ср.-век. культуре и «охоты на ведьм» итал. историком К. Гинзбургом («Бенанданти. Ведовство и аграрные культы на рубеже XVI и XVII вв.», 1966; «Ночная история. Истолкование шабаша», 1989), вассалитета и проблемы чистилища Ж. Ле Гоффом («Символический ритуал вассалитета», 1976; «Рождение чистилища», 1982), «плотное» описание ср.-век. общины франц. исследователем Э. Ле Руа Ладюри («Монтайю, окситанская деревня в 1294–1324 гг.», 1975) и др. В России приверженцы И. а. – А. Я. Гуревич, Ю. Л. Бессмертный и др.