«НО́ВАЯ ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ НАУ́КА»
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«НО́ВАЯ ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ НАУ́КА», направление в историч. науке, основанное на междисциплинарном подходе к изучению общества. Сформировалось во Франции в 1960–70-е гг. Часто отождествляется с исторической антропологией или с 3-м этапом развития «Анналов» школы. Изначально «Н. и. н.» позиционировала себя как наука, изучающая человека, его повседневную жизнь, мировосприятие и чувства, тем самым порывая с «неодушевлённой историей» в духе марксистской историографии и школы Ф. Броделя. Однако преемственность с предшествующим поколением школы «Анналов», олицетворяемым последним, сохранялась в изучении «времени большой длительности». Представители «Н. и.н.» объявляли себя сторонниками междисциплинарной истории, обогащённой методами др. гуманитарных наук, в частности этнологии, антропологии, психологии, социологии, лингвистики и т. д. Это должно было, по их мнению, сделать историю ядром гуманитарного знания. В результате такого подхода появились новые направления исследований (историч. демография, историч. география, историч. психология, гендерная история и др.), значительно расширилась проблематика историч. исследований (коллективное сознание, верования, ритуалы и др.), усложнился понятийный аппарат. Сторонники «Н. и.н.» стали активно привлекать не использовавшиеся до того времени источники (жесты, символы, визуальные изображения, литургич. обряды, одежда и т. д.). Существенно изменился подход к традиц. нарративным источникам: под влиянием М. Фуко утвердился взгляд на письм. источник как на историч. памятник, требующий деконструкции, установления причин и условий его создания. Значит. место в исследованиях стали занимать проблемы коллективной психологии и воображаемого (Ж. Ле Гофф и др.). Представители «Н. и.н.» – сторонники т. н. тотальной истории, охватывающей все сферы жизни общества на отрезке времени большой длительности (напр., региональные истории – П. Губер, Э. Ле Руа Ладюри и др.).
Развитие «Н. и. н.» способствовало обновлению традиц. направлений историч. исследований. В социальной истории всё больше внимания стало уделяться реконструкции картины мира, свойственной данной человеческой общности, совокупности представлений и ценностей, которыми руководствуются члены той или иной социальной группы. В работах о социальной иерархии общества на первый план вышел анализ представлений о социальном устройстве и своём месте в нём самих действующих субъектов (напр., книга Ж. Дюби о трёхчастном делении общества).
В рамках «Н. и. н.» произошёл возврат к забытой со времён М. Блока и Л. Февра политич. истории, которая существенно обновила свою проблематику и методы. Стремление осуществить синтез политич. и социальной истории способствовало рассмотрению политич. структур, их функционирования и эволюции в социальном контексте. Появилось множество просопографич. исследований, посвящённых людям, «наполнявшим» разл. гос. ведомства (Ж. Дюби, Ф. Контамин, Ф. Отран, Б. Гене и др.). В них удалось соединить также политич. историю с изучением менталитета рассматриваемых общностей с их определёнными социальными позициями и обликом, сознанием. Направления «человеческой истории» и микроистории, возникшие во 2-й пол. 20 в., вернули интерес к событиям и личностям, т. е. к тем сюжетам, против которых была направлена самая яростная критика основателей ж. «Анналы». Историч. событие стало восприниматься как некий фактор, отражающий глубинные процессы, происходящие в обществе той или иной эпохи. Кроме того, событие, превращающееся со временем в миф, стало играть ведущую роль в изучении воображаемого и т. н. мест памяти (П. Нора). Наиболее яркие примеры такого подхода продемонстрировали Ж. Дюби, исследовавший на примере битвы при Бувине (27.7.1214) «социологию войны», тем самым показав, какой след оставило событие в текстах той эпохи («Le dimanche de Bouvines», 1973), и Б. Гене, изучивший разл. аспекты жизни общества накануне и после убийства герцога Орлеанского («Un meurtre, une société: l’assassinat du duc d’Orléans, 23 novembre 1407», 1992). Значит. трансформацию в рамках «Н. и.н.» претерпел жанр историч. биографии (Б. Гене, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф и др.).
Заимствование методов социологии и антропологии привело к всплеску интереса к изучению феномена власти и её анатомии, т. е. к социологич. анализу условий, средств и принципов властвования. В то же время, став глубоко психологизированной, политич. история выдвинула на первый план изучение не институтов власти (гос. аппарат, суд, армия), а проблемы её репрезентации, представлений о её сакральности, политич. идеологии, символизма и т. д. (см. Политическая антропология).
«Н. и. н.», ставшая одним из ведущих направлений в историч. науке на рубеже 20–21 вв., оказала заметное влияние на развитие и эволюцию нац. историч. школ, обогатив их новыми подходами и проблематикой; в частности, опыт «Н. и. н.» способствовал обновлению отеч. науки, обратившейся к более широкому изучению культуры, духовной жизни и политич. истории ср.-век. общества.