ПОЛИТИ́ЧЕСКАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИТИ́ЧЕСКАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ, направление социальной антропологии, исследующее отношения власти в доиндустриальных обществах, а также их проявления в современных политич. системах. Ведёт начало с работ представителей функционализма, в которых политич. организация рассматривалась как часть общей организации общества, связанная с контролем и регулированием применения физич. силы. Этот принцип был развит последующими исследованиями «ранних государств» (Э. Саутхолл, Я. Вансина, М. Фрид, Х. Й. М. Классен). Первоначально П. а. противопоставляла себя традиц. политологии, социологии, истории, юриспруденции, изучавшим европ. общества, но с 1950-х гг. она начинает привлекать их науч. инструментарий. Изучение «структур» и «функций» традиц. институтов власти уступает место исследованию «процессов» и «конфликтов» (Э. Р. Лич, М. Глакмен), поведения индивида в кризисных ситуациях (В. У. Тёрнер), сетей социальных (Дж. Барнс) и т. д. В то же время в духе неоэволюционизма формируется концепция политогенеза как движения от локальной группы (band) к племени (tribe), вождеству (chiefdom) и, наконец, к государству (state) (Э. Сервис, Н. Луэллен). Интеграция быв. колоний в мировую систему породила в П. а. проблему трансформации традиц. политич. структур и их адаптации к совр. общественно-политич. реалиям (Ж. Л. Баландье, Р. Коэн).
Сформировавшись в процессе изучения «экзотических» обществ, П. а. исследует также бытование традиц. отношений власти в индустриальном и постиндустриальном обществах, реализуемых их членами в повседневных поведенческих практиках. Проблема становления и развития государственности в духе неоэволюционизма остаётся популярной среди совр. рос. антропологов (Н. Н. Крадин, В. А. Попов, А. В. Коротаев, Н. Б. Кочакова). С кон. 1980-х гг. отеч. учёные используют методы П. а. при исследовании стран СНГ, в т. ч. проблем сакрализации власти, гипертрофии роли политич. символов, организации иерархии на принципах пола, возраста, родства, землячества, наличии харизмы и т. д. (Л. Е. Куббель, В. В. Бочаров, Д. М. Бондаренко, О. А. Соловьёва, Т. Д. Скрынникова).
При изучении политич. процессов после распада СССР антропологи делают акцент на проблемах конфликта и насилия. Этнич. конфликт стал рассматриваться в рамках концепции этничности (В. А. Тишков, Н. М. Гиренко). Иногда раздел П. а., связанный с изучением политич. функций этничности, выделяется в особую субдисциплину «этнополитология».