Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕ́РВИС ЭЛМАН РОДЖЕРС

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 70

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

СЕ́РВИС (Service) Эл­ман Род­жерс (18.5.1915, Те­кам­се, штат Ми­чи­ган – 14.11.1996, Сан­та-Бар­ба­ра), амер. ан­тро­по­лог, эт­но­лог и куль­ту­ро­лог. Окон­чил Ми­чиган­ский ун-т (1941); сту­ден­том всту­пил в Бри­га­ду им. Ав­раа­ма Лин­коль­на, дей­ст­во­вав­шую во вре­мя Гражд. вой­ны в Ис­па­нии на сто­ро­не рес­пуб­ли­кан­цев. Вое­вал в со­ста­ве ар­мии США во 2-й ми­ро­вой вой­не. Пре­по­да­вал в Ко­лум­бий­ском (1949–53), Ми­чи­ган­ском (1953–69) и Ка­ли­фор­ний­ском (1969–85) ун-тах. Член Амер. ан­тро­по­ло­гич. ас­со­циа­ции, был от­ветств. сек­ре­та­рём Амер. эт­но­ло­гич. об-ва. Про­во­дил по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния сре­ди ин­дей­цев Па­ра­гвая и Юго-За­па­да США (в осн. у ха­ва­су­пай груп­пы юма) и жи­те­лей Ан­тиль­ских о-вов.

С. – один из круп­ней­ших тео­ре­ти­ков по­ли­ти­че­ской ан­тро­по­ло­гии, пред­ста­ви­тель не­оэво­лю­цио­низ­ма. Обос­но­вал пред­ло­жен­ную М. Са­лин­зом од­но­ли­ней­ную схе­му эво­лю­ции по­тес­тар­ных ин­сти­ту­тов: ло­каль­ная груп­па – пле­мя – во­ж­де­ст­во – го­су­дар­ст­во (band – tribe – chiefdom – state), ввёл в на­уч. обо­рот по­ня­тие во­ж­де­ст­ва и соз­дал ин­те­гра­тив­ную тео­рию во­ж­де­ст­ва как со­во­куп­но­сти об­щин и уни­вер­саль­ной фор­мы по­ли­тич. и эко­но­мич. ор­га­ни­за­ции, скла­ды­вав­шей­ся на доб­ро­воль­ных, а не на при­ну­дит. на­ча­лах. Раз­ви­вал кон­цеп­ции уни­вер­саль­ной эво­лю­ции Л. Уай­та и спе­ци­фич. эво­лю­ции М. Са­лин­за, что­бы ис­поль­зо­вать эво­люц. ме­тод в ис­сле­до­ва­нии па­рал­ле­лиз­ма и осо­бен­но­стей раз­ви­тия кон­крет­ных об­ществ, со­че­та­ния слу­чай­ных фак­то­ров в ис­то­рии, ус­ло­вий сре­ды оби­та­ния и т. д. В про­ти­во­по­лож­ность тео­рии К. Мар­кса, С. счи­тал, что об­ще­ст­ва раз­ли­ча­ют­ся не по на­ли­чию и ха­рак­те­ру соб­ст­вен­но­сти на ору­дия про­из-ва и ре­сур­сы, а толь­ко по спе­ци­фи­ке уни­каль­ной по­ли­тич. си­лы. От­вер­гая мар­к­си­ст­скую тео­рию борь­бы ан­та­го­ни­стич. клас­сов, он, тем не ме­нее, под­чёр­ки­вал зна­че­ние по­ли­тич. эли­ты как фак­то­ра эво­люционного раз­ви­тия ран­них ци­ви­ли­за­ций.

Соч.: Primitive social organisation: An evolutionary perspective. 2nd ed. N. Y., 1971; Origins of the state and civilization: The process of cultural evolution. N. Y., 1975.

Лит.: То­ка­рев С. А. Ис­то­рия за­ру­беж­ной эт­но­гра­фии. М., 1978; Авер­кие­ва Ю. П. Ис­то­рия тео­ре­ти­че­ской мыс­ли в аме­ри­кан­ской эт­но­гра­фии. М., 1979; Ак­ту­аль­ные про­бле­мы эт­но­гра­фии и со­вре­мен­ная за­ру­беж­ная нау­ка. Л., 1979; Эт­но­ло­гия в США и Ка­на­де. М., 1989; Очер­ки эко­но­ми­че­ской ан­тро­по­ло­гии. М., 1999.

Вернуться к началу