СА́ЛИНЗ САЛИНС МАРШАЛЛ ДЭВИД
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СА́ЛИНЗ, Салинс (Sahlins) Маршалл Дэвид (р. 27.12.1930, Чикаго), амер. теоретик экономич. и политич. антропологии, представитель неоэволюционизма. Окончил Мичиганский ун-т (1951), преподавал в Колумбийском и Мичиганском ун-тах, с 1973 проф. Чикагского ун-та. Проводил полевые исследования на Гавайских о-вах, Фиджи, Новой Гвинее и в Турции. Чл. Амер. академии искусств и наук (1976). В 2001 основал изд-во «Prickly Paradigm».
Науч. взгляды С. сформировались под влиянием К. Поланьи и Дж. Стюарда. С. стремился синтезировать однолинейный эволюционизм Л. Уайта и многолинейный эволюционизм Стюарда, для чего предложил рассматривать многолинейную эволюцию как результат взаимодействия её «общей» и «специфич.» компонент. Выделил разл. эволюц. типы первобытных обществ. Предложил схему эволюции потестарных институтов: локальная группа – племя – вождество – государство (band – tribe – chiefdom – state). Ввёл понятие бигмен (для обозначения политич. лидера типичной меланезийской общины в противопоставление вождю – типичному полинезийскому лидеру).
Впервые показал культурную обусловленность разл. экономич. систем. В кн. «Экономика каменного века» С. выступает как убеждённый сторонник субстантивистского подхода К. Поланьи к первобытной экономике; подвергает резкой критике формалистский подход, рассматривающий первобытную экономику как недоразвитый вариант капиталистической. С. опроверг представление о якобы исключительно тяжёлой жизни первобытного человека, показав, что в ходе неолитической революции совершенствование произ-ва ведёт к ухудшению уровня жизни («парадокс Салинза»). Позднее С. исследовал функциональную роль отношений родства и специфику дарообмена в системе экономич. отношений архаич. обществ, развив модель первобытного обмена, основанную на введённых Поланьи понятиях реципрокация и редистрибуция; усложнение этой системы привело, по его мнению, к образованию государства. Господствующий в доклассовом земледельч. обществе способ производства С. характеризует как «домашний» (domestic mode of production), воплощённый в домохозяйствах (households).
С кон. 20 в. С. обратился к структурализму и занимается усовершенствованием этого метода анализа применительно к историч. процессам и этнопсихологии.