ИЗРАИЛЬТЯ́НЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЗРАИЛЬТЯ́НЕ, 1) население Государства Израиль. 2) Население древнего Израильского царства. 3) Евреи Израиля (самоназвание – исраэлим). Численность 5,4 млн. чел. (2007, оценка). Говорят в осн. на иврите, распространены также англ., рус. языки (на рус. яз. ведётся теле- и радиовещание, издаётся пресса, литература), идиш, сефардский и др. еврейские языки. Верующие – иудеи, есть небольшое количество караимов и самаритян.
Присутствие евреев в Палестине (ишув, йишув) не прерывалось с древности. Возвращение на покинутую родину («шиват Цийон» – возвращение в Сион) – одна из базовых идей иудаизма. В Иерусалиме, Тиверии, Цфате и Хевроне сложился т. н. старый ишув из религ. евреев, насчитывавших к нач. 20 в. ок. 25 тыс. чел. Во 2-й пол. 19 в. зарождается светское движение сионизма, поставившее целью осуществить переселение (алия – восхождение) евреев на историч. родину и создание там евр. государства. Первые волны алии («с первой по пятую алию») с кон. 19 в. – до нач. 2-й мировой войны включали поселенцев преим. из быв. Рос. империи, в т. ч. из Польши, Литвы, Белоруссии, Украины и Молдавии. В 1930-х гг. в алию вошли также беженцы из Германии и оккупированных ею или союзных с нацистами европ. стран (Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Италии, Австрии и др.). В небольшом количестве в подмандатную Палестину приезжали и сефарды из стран мусульм. Востока, в частности из Йемена. После окончания 2-й мировой войны в Палестину устремились европ. евреи, уцелевшие после холокоста. Брит. власти Палестины препятствовали их въезду в страну, поэтому евр. иммиграция до 1948 носила преим. нелегальный характер (т. н. алия-бет). К моменту создания Гос-ва Израиль в мае 1948 евр. население страны достигло св. 700 тыс. чел. Одним из осн. принципов нового государства стала свобода алии, нашедшая своё выражение в Законе о возвращении 1950. С 1950-х гг. начинается алия из мусульм. стран (Марокко, Ирак, Йемен и др.), после 1967 – из СССР, с 1980-х гг. – из Эфиопии (фалаша).
По происхождению 49% И. являются потомками ашкеназов, 51% – потомками сефардов и вост. групп евреев. Наиболее крупные общности иммигрантов в Израиле (чьи отцы родились за пределами Израиля): сев.-афр. евреи (марокаим; 1,2 млн. чел.), советские евреи (русим; св. 1 млн. чел.), ирак. евреи (ираким, или бавлим; 400 тыс. чел.), иран. евреи (парсим; 230 тыс. чел.), восточно-средиземноморские сефарды (сфарадим теорим; 200 тыс. чел.), йеменские евреи (тейманим; 220 тыс. чел.), курдистанские евреи (курдим; 140 тыс. чел.), эфиоп. евреи (этьопим, или бета-исраэль; 100 тыс. чел.), бухарские евреи (бухарим; 90 тыс. чел.), грузинские евреи (грузиним; 80 тыс. чел.), горские евреи (кавказим; 80 тыс. чел.), инд. евреи (бене-исраэль, или одим; 50 тыс. чел.). Различия между этими группами быстро вытесняются общеизраильской культурной моделью. Св. 1,6 млн. И. – сабры (цабарим, букв. – кактусы, колючие снаружи и сладкие внутри), чьи предки (более трёх поколений) жили в стране. Многие из них – потомки смешанных браков между представителями разных евр. этнич. групп.
Примерно 45% И. считают себя секулярными евреями (не соблюдающими нормы иудаизма), 35% – иудеи-традиционалисты, преим. выходцы из вост. общин, 20% – религ. иудаисты разных толков. Осн. течения внутри ортодоксального иудаизма – ультраортодоксы (харедим) и приверженцы Мизрахи, движения религ. сионизма, в быту называемые кипот сругот (вязаные кипы). Приверженцы неортодоксального иудаизма менее многочисленны и не признаются государством как равноправные с ортодоксией религ. деноминации.
Бытовая, социальная и профессиональная культура И. во многом отлична от культуры евр. общин диаспоры. Сельскохозяйств. и индустриальная коммуна (кибуц), несмотря на незначит. долю в совр. произ-ве, по-прежнему считается специфически израильской формой общежития. Сложилась специфич. кольцевая планировка городских и сельских поселений в форме террас. Крыши сельских домов преим. двускатные, крытые черепицей, в отличие от араб. домов с плоскими крышами. Деревни И. строятся на вершинах холмов и возвышенностях, в то время как араб. сельские поселения, как правило, располагаются в вади (руслах пересыхающих рек). В женской одежде распространены длинные юбки, у харедим – высокие башмаки, шляпы, часто с кружевной отделкой; мужчины носят кипы, харедим – чёрные длиннополые сюртуки, шляпы и меховые шапки, молитвенные шали (талит) с белыми кистями, спускающимися ниже пояса (цицит), белые чулки. В пище И. преобладают блюда ближневосточной кухни: обжаренные гороховые тефтели (фалафель), маринованные овощи, шашлыки, кебабы, жареные птичьи потроха (меорав), свежие овощи и фрукты, свежевыжатые соки и др.
Традиционная музыкальная культура складывается из нескольких стилистич. слоёв: хасидская музыка (сохранила черты музыки древних евреев), музыка зап.-европ. традиции (завезена выходцами из Европы, Америки, России, стран быв. СССР), музыка вост. традиции – репатриантов из араб. стран, музыка евреев Марокко и Эфиопии. Роль фольклора выполняют муз. произведения, возникшие в диаспоре (песни на идише и ладино, танцы, нар. муз. представления – пуримшпил и др.), а также популярные песни др. народов («Марсельеза», «Катюша» и др.) с ивритскими текстами, не связанными по содержанию с текстами оригиналов (напр., в основе гимна Израиля «Надежда» лежит рум. нар. песня). В 1930-х гг. возникли т. н. календарные песни (авторские), связанные с религ. и нац. праздниками.