АШКЕНА́ЗЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АШКЕНА́ЗЫ [ашкиназы, ашкинази, ашкенази – от aškinaz (библейский иврит)], этническая группа евреев. Численность ок.10 млн. чел. (2014, оценка). Традиц. язык – идиш. В библейский период А. назывался сев. народ, отождествляемый со скифами, в средневековый – «Ашкиназ» служило евр. обозначением Германии. Группа А. формируется на рубеже 1–2-го тыс. в бассейне ср. Рейна, верхнем Подунавье и в вост. приальпийской зоне на основе романо-, отчасти арамейско- и славяноязычного еврейского населения, воспринимавшего нем. язык. В 12–15 вв. значит. часть А. переселяется на территорию Польши и Вел. кн-ва Литовского, где ассимилирует славянозычную группу кенаанитов, восходящую к евр. населению Киевской Руси. Здесь возникают субэтнич. группы А. и соответствующие им диалекты идиша: лытваки (в Литве, Белоруссии и Вост. Польше), пойлн (в Польше), курлендер (в Латвии), галыцианер (в Галиции), волынско-подольские и валахско-бессарабские евреи (Украина, Молдавия, Румыния, Трансильвания). Тогда же формируются лит. язык идиш и т. н. местечковая культура вост. А.: особая модель расселения (сосредоточение в небольших гор. поселениях-«местечках», где А. часто составляли большинство) и застройки (синагога – шул, при ней ритуальные бани – микве и странноприимный дом – шпиталь, отд. евр. кладбище и др.); преимущественная специализация на торговле и ремёслах (сапожное, портняжное и др.); жилище с большими окнами, без сеней и палисадника, с неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма, орнаментальной аппликацией из бумаги или росписью на вост. стене гл. комнаты (мизрах), к которой обращались лицом во время молитвы. Традиц. костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов и религ. норм иудаизма. Характерны мужской длиннополый кафтан (лапсердак), обязательное покрывание головы чёрной шапочкой (ермолка, ярмолке) или шляпой, отороченной мехом (штраймл), чёрно-белые или бело-голубые молитвенные шали с кистями (талес, арбаканфес). Мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы). Замужние женщины покрывали голову платком или париком. Характер пищи определялся местными традициями и религ. запретами (кашрут). Основу составляли мучные изделия, каши, печенья (леках, земелах, кихелах), клёцки, лапша (локшн), пудинги (кугл); рыбные и мясные блюда – фаршированная рыба (гефилте фиш), кисло-сладкое жаркое (эсик-флейш), рулеты, паштеты, форшмаки. Ритуальная пища – субботние плетёные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком для праздника Пурим (гоменташн) и др. Для фольклора (волшебные сказки, притчи, басни) характерны библейские и талмудич. сюжеты. Муз. творчество сочетает элементы ближневосточной мелодики и музыки окружающих народов (румын, немцев, славян); включает канторское синагогальное пение (хазонес), напевы без слов (нигуним), т. н. хасидские песни на тексты псалмов и молитв, свадебные и праздничные танцевальные мелодии (фрейлехс), богатую инструментальную музыку, исполняемую струнными ансамблями (клезмер), и др. Сохранились драматич. инсценировки на религ. и светские сюжеты, карнавалы (пуримшпил). Ашкеназский фольклор оказал влияние на профессиональную эстраду (сёстры К. и М. Бери, Н. Лифшиц, Ш. Карлбах). Фольклорные мотивы проникли в профессиональное изобразит. искусство (М. Шагал).
В кон. 18 в. большинство вост. А. становятся подданными Российской и Австрийской (с сер. 19 в. – Австро-Венгерской) империй. Происходит распад А. на зап. и вост. группы. В Зап. Европе А. расселены дисперсно, утрачивают язык и традиц. социальную организацию, приобретают характер чисто конфессиональной общности, в то время как вост. А., особенно в России, где они жили в осн. в пределах черты оседлости, переживают этнич. консолидацию. 2-я мировая война и холокост приводят к гибели б. ч. вост.-ашкеназского населения и к распаду ашкеназской этничности. Потомки А. составляют ок. 80% евреев в диаспоре и св. 50% – в Израиле.