Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́РСКИЕ ЕВРЕ́И

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов

ГО́РСКИЕ ЕВРЕ́И (самоназвания – джухур, мн. ч. джугьургь; гьивр), этническая группа евреев. Численность до 100 тыс. чел. (2006, оценка), из них в Израиле 50 тыс. чел., России 20 тыс. чел. (в том числе в Москве 10 тыс. чел., в районе Кавказских Минеральных Вод 7 тыс. чел.; по переписи 2010 – 1,6 тыс. чел.), Азербайджане 12 тыс. чел.. По российской переписи 2010, насчитывают 1,6 тыс. чел., включая учтённых в составе татов и евреев. Делятся на 4 локальные группы: кайтоги (Кайтагский район Дагестана), дарбанди (Дербентский район Дагестана), губой (Северный Азербайджан), ширвони (Центральный Азербайджан, включая евреев города Огуз, бывший Варташен). Говорят на диалектах татского языка (в совокупности называемых также еврейско-татскими языками); распространены иврит, русский и азербайджанский языки. Верующие – иудеи.

Семья горских евреев, празднующая Песах. Город Куба. Фото кон. 19 в.

По лин­гвис­тич. и ис­то­рич. дан­ным, ев­реи на­чи­на­ют про­ни­кать из Ира­на и Ме­со­по­та­мии в Вост. За­кав­ка­зье не позд­нее сер. 6 в. н. э., ве­ро­ят­но, в свя­зи с по­дав­ле­ни­ем вос­ста­ния Мар-Зут­ры II в Ира­не (од­но­вре­мен­но с дви­же­ни­ем маз­да­ки­тов) и по­се­ле­ни­ем его уча­ст­ни­ков в но­вых ук­ре­п­ле­ни­ях в рай­оне Дер­бен­та. Евр. по­се­ле­ния Кав­ка­за бы­ли од­ним из ис­точ­ни­ков иу­да­из­ма в Ха­зар­ском ка­га­на­те. В со­став Г. е. во­шли так­же бо­лее позд­ние пе­ре­се­лен­цы из Ира­на, ара­мее­я­зыч­ные кур­ди­стан­ские ев­реи, воз­мож­но, ос­тат­ки ха­зар и др. Наи­бо­лее ран­ние ма­те­ри­аль­ные па­мят­ни­ки Г. е. (над­гроб­ные сте­лы в рай­оне села Мад­жа­лис в Да­ге­ста­не) от­но­сят­ся к 16 в. Су­ще­ст­во­ва­ла сплош­ная по­ло­са по­се­ле­ний Г. е. ме­ж­ду Кай­та­гом и рай­оном Ше­ма­хи. В 1742 Г. е. бы­ли вы­ну­ж­де­ны спа­сать­ся от На­дир-ша­ха, в 1797–99 – от ка­зику­мух­ско­го пра­ви­те­ля Сур­хай-ха­на II. Вхо­ж­де­ние Кав­ка­за в со­став Рос­сии спас­ло их от по­гро­мов в ре­зуль­та­те феод. меж­до­усо­биц и на­сильств. об­ра­ще­ния в ис­лам. В сер. 19 в. Г. е. по­се­ля­ют­ся за пре­де­ла­ми пер­во­на­чаль­ной эт­нич. тер­ри­то­рии при рус. кре­по­стях и адм. цен­трах на Северном Кав­ка­зе: Те­мир-Хан-Шу­ра (ны­не Буй­накск), Пет­ровск-Порт (ны­не Ма­хач­ка­ла), Ан­ди­рейа (ны­не Эн­ди­рей), Ха­сав­юрт, Гроз­ный, Моз­док, Наль­чик и др. В кон. 19 в. на­ча­лась их эмиг­ра­ция в Па­ле­сти­ну. Впер­вые уч­те­ны как отд. общ­ность в пе­ре­пи­си 1926 (25,9 тыс. чел.). В 1920–30-е гг. раз­ви­ва­лись проф. лит-ра, те­ат­раль­ное и хо­рео­гра­фич. иск-во, прес­са. Тат­ский яз. в 1938 про­воз­гла­шён одним из 10 офиц. язы­ков Да­ге­ста­на. В 1930 соз­да­ны гор­ско-евр. кол­хо­зы в Кры­му и на Северном Кавказе (современный Кур­ский район Став­ро­поль­ско­го края). Все их жи­те­ли по­гиб­ли во вре­мя герм. ок­ку­па­ции в кон. 1942. В по­сле­во­ен­ное вре­мя пре­по­да­ва­ние и из­да­тель­ская дея­тель­ность на ев­рей­ско-тат­ском яз. пре­кра­щены, в 1956 в Да­ге­ста­не во­зоб­нов­илось из­да­ние еже­год­ни­ка «Ва­тан со­ве­ти­му» («На­ша со­вет­ская Ро­ди­на»). То­гда же на­чи­на­ет­ся под­дер­жан­ная го­су­дар­ст­вом по­ли­ти­ка «та­ти­за­ции» Г. е. Пред­ста­ви­те­ли сов. эли­ты, гл. обр. в Да­ге­ста­не, от­ри­ца­ли связь Г. е. с ев­рея­ми, они ре­ги­ст­ри­ро­ва­лись в офиц. ста­ти­сти­ке как та­ты, со­ста­вив по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во этой общ­но­сти. В 1990-е гг. осн. часть Г. е. эмиг­ри­ро­ва­ла в Из­ра­иль, пе­ре­се­ли­лась в Мо­ск­ву и Пя­ти­горск. Со­хра­ня­ют­ся не­зна­чит. об­щи­ны в Да­ге­ста­не, Наль­чи­ке и Моз­до­ке. В Азер­бай­джа­не в при­го­ро­де города Ку­ба – посёлок Крас­ная Сло­бо­да (Гырмызы-Гасаба; един­ст­вен­ное в ди­ас­по­ре чис­то евр. по­се­ле­ние) вос­соз­да­ёт­ся тра­диц. об­раз жиз­ни Г. е. Не­боль­шие по­се­ле­ния Г. е. поя­ви­лись в США, Гер­ма­нии, Ав­ст­рии. В Нью-Йор­ке из­да­ёт­ся га­зе­та на рус­ском и ев­рей­ско-тат­ском язы­ках.

Горские евреи. Выпечка хлеба. Город Огуз. Фото 1999.

До сер. 19 в. осн. за­ня­ти­ем Г. е. бы­ли са­до­вод­ст­во, та­ба­ко­вод­ст­во, ви­но­гра­дар­ст­во и ви­но­де­лие (осо­бен­но в Ку­бе и Дер­бен­те), вы­ра­щи­ва­ние ма­ре­ны для по­луче­ния крас­ной крас­ки, ры­бо­лов­ст­во, ко­же­вен­ное ре­мес­ло, тор­гов­ля (гл. обр. тка­ня­ми и ков­ра­ми), ра­бо­та по най­му. По ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ре и со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции Г. е. близ­ки к др. на­ро­дам Кав­ка­за. До нач. 1930-х гг. по­се­ле­ния со­стоя­ли из 3–5 боль­ших 3–4-по­ко­лен­ных пат­ри­ар­халь­ных се­мей (св. 70 чел.), за­ни­мав­ших отд. двор, в ко­то­ром ка­ж­дая нук­ле­ар­ная се­мья име­ла свой дом. Боль­шие се­мьи, про­ис­хо­див­шие от об­ще­го пред­ка, объ­е­ди­ня­лись в ту­ху­мы. Бы­то­ва­ло мно­го­жён­ст­во, по­молв­ки в мла­ден­че­ст­ве, вы­пла­та ка­лы­ма (ка­лын), обы­чаи гос­те­при­им­ст­ва, взаи­мо­по­мо­щи, кров­ной мес­ти (в слу­чае не­ис­пол­не­ния кров­ной мес­ти в те­че­ние трёх дней се­мьи кров­ни­ков счи­та­лись род­ст­вен­ни­ка­ми), по­бра­тим­ст­ва (в т. ч. с ино­вер­ца­ми). В го­ро­дах Г. е. жи­ли в отд. квар­та­лах (Дер­бент) или пред­ме­сть­ях (Ев­рей­ская слобода города Ку­ба, ны­не посёлок Крас­ная Сло­бо­да). Су­ще­ст­во­ва­ли 2 сту­пе­ни рав­вин­ской ие­рар­хии: раб­би – кан­тор и про­по­вед­ник в си­на­го­ге (на­маз), учи­тель в на­чаль­ной шко­ле (тал­мид-ху­на), рез­ник; да­ян – вы­бор­ный гл. рав­вин го­ро­да, пред­се­да­тель­ст­во­вав­ший в ре­лиг. су­де и ру­ко­во­див­ший выс­шим ре­лиг. учи­ли­щем-ие­ши­вой. Со­хра­ня­ют­ся иу­дей­ские об­ря­ды, свя­зан­ные с жиз­нен­ным цик­лом (об­ре­за­ние, свадь­ба, по­хо­ро­ны), празд­ни­ки (Песах – Ни­со­ну, Пу­рим – Го­му­ну, Суккот – Ара­во и др.), пи­ще­вые за­пре­ты (ха­шер). Бы­ла раз­ви­та де­мо­но­ло­гия и ве­ра в ду­хов (Зе­ми­рей – по­сы­ла­тель до­ж­дя, Иле-Но­ви – Илья-про­рок, Ож­де­гое-Мар – до­мо­вой, Сер-Ови – во­дя­ной и т. п.), празд­ни­ки в честь ду­хов вес­ны (Ке­сен-Бой) и осе­ни (Гу­дур-Бой); из­вест­ны де­ви­чьи га­да­ния. Фольк­лор – сказ­ки (ово­су­на), ко­то­рые рас­ска­зы­ва­ли проф. ска­зоч­ни­ки (ово­су­на­чи), пес­ни (ма’ни), ис­пол­няе­мые ав­то­ром (ма’ниху) и пе­ре­да­вав­шие­ся с ука­за­ни­ем име­ни ав­то­ра.

Лит.: Альт­шу­лер М. Еудэй миз­рах Кав­каз. Ие­ру­са­лим, 1990; Се­ме­нов И. Г. Кав­каз­ские та­ты и гор­ские ев­реи. Ка­зань, 1992; он же. О про­ис­хо­ж­де­нии гор­ских ев­ре­ев. М., 1997; Гор­ские ев­реи. Ис­то­рия, эт­но­гра­фия, куль­ту­ра / Сост. В. Дым­шиц. Ие­ру­са­лим; М., 1999; Чле­нов М. А. Ме­ж­ду Сцил­лой деи­у­даи­за­ции и Ха­риб­дой сио­низ­ма: гор­ские ев­реи в ХХ в. // Ди­ас­по­ры. 2000. № 3; Мур­за­ха­нов Ю. И. Гор­ские ев­реи: Ан­но­ти­ро­ван­ный биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 1994.

Вернуться к началу