АРМЯ́НЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРМЯ́НЕ (самоназвание – хай), народ, осн. население Армении. Численность в Армении 3,1 млн. чел. (2001, перепись). Живут также в Азербайджане (Нагорный Карабах – 145,3 тыс. чел., 2004, оценка Гос. управления статистики Нагорного Карабаха), Грузии (249 тыс. чел., 2002, перепись; гл. обр. в Джавахети, Абхазии, г. Тбилиси), Иране (150 тыс. чел.), Турции (80 тыс. чел.), Сирии (100 тыс. чел.), Ливане (130 тыс. чел.), Узбекистане (60 тыс. чел.), России (1,13 млн. чел. – 2002, перепись), Украине (100 тыс. чел. – 2001, перепись), Польше (100 тыс. чел.), Франции (450 тыс. чел.), США (в осн. в Калифорнии – 1 млн. чел.), Аргентине (130 тыс. чел.), Австралии (45 тыс. чел.) и др. – в осн. в городах. Общая численность св. 8 млн. чел. (1999, оценка). Говорят на армянском языке, часть – на рус., англ., грузинском, турецком и др. языках стран проживания. Верующие в осн. принадлежат к Армянской апостольской церкви, ок. 150 тыс. чел. – армяно-католики (франги), католики латинского обряда, есть также протестанты, православные; особую группу составляют А., обращённые в ислам и утратившие арм. самосознание (хемшилы).
Начало сближения этнич. общностей Армянского нагорья относится к 4–3-му тыс. до н. э. Область на западе Армянского нагорья упоминается в хеттских надписях 16–15 вв. до н. э. как Арматана, 14–13 вв. – как Хайаса (отсюда – самоназвание А.), позднее она называлась Малой Арменией. С предками А., по-видимому, связано ассир. назв. уруме (народ, захвативший в 12 в. до н. э. обл. Шубрия к юго-западу от оз. Ван и создавший вместе с хурритским населением союз Арме-Шубрия). В греч. источниках появились названия аримы, армены. В 8 в. до н. э. Арме-Шубрия была присоединена к Урарту, в рамках которого происходило окончат. сложение А. В последующем А. широко расселились по Армянскому нагорью, создавая временами крупные государства (Великая Армения, Анийское царство, Киликийское армянское царство и др.). Беспрерывные завоевания (персы, римляне, парфяне, арабы, тюрки-сельджуки, монголы и др.), сопровождавшиеся этнич. и религ. преследованиями, вызывали массовую эмиграцию А. Арм. колонии образовались в Сирии, Египте, Византии, городах Древней Руси, Золотой Орды, Центр. Европы, в Крыму (в осн. в 11–14 вв.; в 1914 крымские А. насчитывали 15 тыс. чел.; 11 тыс. их в 1944 было выселено в Ср. Азию и Казахстан; в 1989 арм. община в Крыму насчитывала ок. 2,8 тыс. чел.), в Иране, Индии, Центр. и Юго-Вост. Азии и др. В России А. жили в Москве (развитию моск. колонии А. с 18 в. способствовала деятельность выходцев из Ирана Лазаревых, создавших, в частности, Лазаревский институт восточных языков), в С.-Петербурге, низовьях Дона [12,6 тыс. А. было переселено сюда из Крыма указом Екатерины II (1778), образовав г. Нор-Нахичеван – ныне в черте г. Ростов-на-Дону; в 1926–65 здесь существовал арм. нац. Мясниковский р-н], на Сев. Кавказе [включая черкесогаев, или т. н. черкесских (горских) А.], в Астрахани и др. После присоединения территории Вост. Армении к Рос. империи (1801–28) на протяжении 19 – нач. 20 вв. происходила массовая иммиграция А. в Россию (см., напр., Амшенцы). До 1-й мировой войны б. ч. А. (ок. 4 млн. чел.) жила на территории историч. Армении: ок. 1,5 млн. чел. – в России и 2,5 млн. чел. – в Турции. В результате геноцида А. в Османской империи (1894–96 и особенно 1915–23, когда погибло св. 1,5 млн. и было выселено в Месопотамию св. 600 тыс. А.) Зап. Армения почти лишилась арм. населения, обширная арм. диаспора (спюрк) образовалась в странах Европы и Америки.
Традиц. культура типична для народов Кавказа и Передней Азии. Осн. занятия – земледелие, отгонное скотоводство. Развиты ткачество (шерсть, шёлк), вышивка, изготовление ковров, узорных поясов, керамики (в т. ч. карасов – больших сосудов для хранения продуктов), обработка меди, серебра (чеканка, филигрань, чернь), резьба по камню (в т. ч. стел-хачкаров). В городах существовали ремесленные цехи (амкар).
Осн. тип традиц. жилища (глхатун) – наземная или полуподземная квадратная в плане постройка без окон, с каменными стенами и дерев. перекрытием ложным сводом, опиравшимся на столбы, земляной крышей, очагом и светодымовым отверстием в центре. В долинах строили глинобитные дома с плоской крышей. Для жилища зап. А. характерны парадные комнаты (гоми-ода) для приёма гостей, мужских собраний и др., примыкающие к хлеву, с каменно-земляными нарами по сторонам и камином-бухари в торцовой стене.
Традиц. мужская одежда (рис.): рубаха (шапик), шаровары (на востоке – шалвар, на западе – вартик), у вост. А. – архалук (арм. архалух), кафтан типа черкески (чуха), наборный пояс, у западных – короткий жилет (елак) с расшитой спереди и на рукавах рубахой, короткая куртка без застёжек (бачкон); женская: длинная рубаха с клиньями по бокам (халав), у вост. А. – красная, у западных – белая; штаны (похан), расшитые внизу тесьмой и золотыми нитями; на востоке – длинный архалук с разрезами по бокам (хлыг, габа, ерек пешкани) и платье с разрезом спереди (минтана), на западе – платье с боковыми разрезами (антари, зпун) и поверх него – без разрезов (джуппа, хрха, хатифа, путали), расшитый плетёной тесьмой передник (гогноц) с тканым или вязаным пояском (на нём часто вышивали благопожелательные изречения), большое количество украшений. Женский головной убор состоял из твёрдой шапочки (на востоке) или (на западе) высокого обода (котик, вард), расшитых спереди тесьмой, бархатом, жемчугом, вышивкой, кружевом и т. п., с налобником из золотых и серебряных монет, подвесками из жемчуга, кораллов, серебряных бус на висках, поверх которых повязывались (на востоке – в несколько слоёв) белые платки. Девушки носили на востоке – платки, на западе – войлочные шапочки типа фески (ктак), заплетали косички (до 40), которые удлиняли шерстяными нитями и украшали кистями и серебряными шариками. Мужчины и женщины носили узорные носки, туфли с загнутыми носами, на востоке – обувь типа постолов.
Характерны мучная (тонкий хлеб лаваш, выпекаемый в печи типа тандыра – тонире, лапша-аршта и др.), молочная (кисломолочные продукты мацун, тан, сыры и др.), мясная (голубцы-толма, шашлык-хоровац и др.), овощная (блюдо из фасоли – лоби и др.) кухня.
Сохраняются традиции большой патриархальной семьи (гердастана). Осн. праздник – Новый год – отмечался в древности на весеннее равноденствие (Барекендан, Масленица), с сер. 5 в. до н. э. – осенью (Навасард), с принятием христианства – 6 янв. (Аманор – на востоке, Каланд – от лат. calendae – на западе). 14 февр. (на Сретение) отмечают праздник, связанный с культом огня (Дерендез), в весенне-летний период – праздники Царзардар (Вербное воскресенье) и Амбарцум (Вознесение), в июле (на Преображение) – середины лета, связанный с культом воды (Вардавар), в сентябре – праздник Воздвижения (Хачверац, или Сурб Хач) – осн. поминальный день. Праздники и семейные ритуалы сопровождаются жертвоприношениями (матах), обрядами плодородия и др.
Устная традиция включает эпос («Давид Сасунский»), сказания, сказки. Существовали разновидности кукольного театра, театра теней. Традиционная музыка (народная и профессиональная) одноголосна. Трудовые песни – мужские земледельческие (песни пахарей оровелы, посевные, молотильные, сбора урожая, аробные) и женские, связанные с домашними работами и земледелием (песни толчения зерна, сбивания масла, сбора винограда, шерстобитные, прядильные, ткацкие). Календарные песни: колядки, масленичные, приуроченные к Вознесению песни джан-гюлюм, заклинания против засухи, дождя. Семейно-обрядовые: родильные, врачевательные, свадебные (песни обручения, одевания невесты, величальные жениху и невесте, плачи невесты), похоронные причитания. Семейно-бытовые: колыбельные, детские игровые. Лирические: песни любовного ухаживания, песни о безнадёжной любви, песни странников антуни, песни о природе. Распространены историч. песни, поэтич. содержание которых – оплакивание судьбы армянского народа. Сохранилось также устное проф. иск-во певцов-сказителей – гусанов и ашугов.
Бо́льшая часть струнных инструментов связана с проф. традицией. До настоящего времени используются лютни с длинной шейкой саз и тар, лютня с короткой шейкой уд, цитра канон, смычковые – кеманча, кямани, цимбалы сантур. Среди др. инструментов – пастушеские флейты сринг, блул, тутак; волынка парáкапзук; язычковые дудук, зурна; бубен даф, двусторонний барабан дхол, керамич. литавры нагара. Древнейшие формы инструментальной музыки – пастушеские наигрыши на духовых. Широко распространены ансамбли зурначей (1–2 зурны, дхол и даф). Существуют ансамбли дудукистов, ансамбли струнных (сазандар). О церковной музыке А. см. в ст. Армянская апостольская церковь.