«ДАВИ́Д САСУ́НСКИЙ»
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ДАВИ́Д САСУ́НСКИЙ» («Сасунци Давид»), героич. эпос арм. народа; известен также под назв. «Сасунские богатыри» («Сасна црер»). Складывался в 7–11 вв. в обл. Сасун (Зап. Армения); создавался нар. сказителями (випасанами) на разл. арм. диалектах и говорах. Вобрал в себя древние легенды, предания, эпич. сказания. Состоит из 4 частей («ветвей»): «Санасар и Багдасар», «Мгер Старший», «Давид Сасунский» (осн. «ветвь») и «Мгер Младший». В 1-й «ветви» отразились события времён араб. завоевания, история основания крепости Сасун родоначальниками сасунцев Санасаром и Багдасаром, сыновьями араб. халифа и Цовинар, дочери легендарного арм. царя Гагика; во 2-й «ветви» описаны подвиги богатыря Мгера Старшего (победа над львом, Белым Дэвом – драконом, женитьба на Армаган, рождение сына Давида); в 3-й – многочисл. подвиги Давида Сасунского, борьба сасунцев против араб. завоевателей; в 4-й – деяния Мгера Младшего, сына Хандут-Хатун и Давида. В эпосе отражены мн. др. реальные историч. события (в т. ч. походы крестоносцев), в преображённом виде в него вошли мифологич. и библейские сюжеты. Облик и действия героев определяет христианская мораль. В «Д. С.» ощущается влияние письм. культуры, т. к. эпос создавался в период развитой письм. традиции. Он впервые записан в 1874 арм. фольклористом Г. Срвандзтяном. Существует более 50 версий. По мотивам эпоса созданы поэмы О. Туманяна, А. Исаакяна и др. «Д. С.» переведён на мн. языки мира.
Исполнительская традиция. Преобладает сказывание нараспев с включением поющихся эпизодов, б. ч. которых сосредоточена в третьей, основной «ветви». Эти эпизоды – монологи (обращение, приказ, рассказ, жалоба и т. д.) от лица героев (Давид, его дядя, невеста, сын, др. родственники, гусаны, конь Давида), а также торжественные поминания героев эпоса. Нотация и фонозапись поющихся фрагментов осуществлены Комитасом (1898, 1904, 1909), С. Меликяном (1920-е гг.), А. Кочаряном (1930-е гг.) и др. исследователями. Устная эпич. традиция сохранилась в крестьянской среде, однако мелодический стиль отражает древние традиции гусанов (интонационная и ритмическая сложность, элемент импровизационности, слитность текста и напева).