ТЕА́ТР КУ́КОЛ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕА́ТР КУ́КОЛ, вид театрального искусства, где куклы (объёмные или плоские) приводятся в движение актёрами-кукловодами. В качестве героев могут выступать также бытовые, условные, абстрактные предметы, фигуры, иносказательно изображающие персонажей театральной игры. Формы и жанры представлений во многом определяются способом управления и устройством кукол; выделяются низовые (марионетки – куклы на нитях), верховые (перчаточные, тростевые, гапитные и др.), планшетные, ростовые, теневые фигуры, тантамарески и мн. др., в т. ч. и автоматич. электронные или механич. куклы, называемые в Т. к. куклами-автоматами. В зависимости от задач представления, актёры-кукловоды скрываются от зрителей за ширмой, на марионеточной «тропе», маскируются иными многочисл. сценич. способами, создавая иллюзию самостоят. жизни кукол («закрытый приём»), работают с куклой открыто («открытый приём»), выступают в качестве партнёра куклы – самостоят. драматич. персонажа («живой план»). Различия видов, форм, жанров и характеров Т. к. обусловливаются нац., культурными, фольклорными традициями, спецификой конкретной постановки. В репертуаре преобладают гротескно-буффонные, комедийно-сатирич., сказочно-мифологич. и героико-патетич. представления. Ныне Т. к. существует как народный (фольклорный), традиционный (семейно-цеховой), профессиональный, любительский.
Истоки Т. к. – в древних ритуалах, культах, языч. обрядах, где куклы изображали богов и духов, а жрецы выступали в качестве кукловодов. Подобные театрализов. религиозно-мистериальные действа присутствовали в древности практически у всех народов и сохранились до 21 в. у ряда афр. племён, лат.-амер. индейцев, народов Крайнего Севера, аборигенов Юго-Вост. Азии, Австралии, Новой Зеландии. С 4–5 вв. до н. э. в них включались также и злободневные, пародийно-сатирич., комедийно-бытовые сцены. Первые упоминания об игровых куклах встречаются в трудах Апулея, Аристотеля, Геродота, Горация, Диодора Сицилийского, Марка Аврелия, Ксенофонта и др. Наиболее известным в древности был афинский невропаст (кукловод) Потейн (Потейнос; 5 в. до н. э.), выступавший с комич. представлениями. Любовь зрителей к его куклам была столь велика, что архонты выделили ему место в театре Еврипида и при жизни воздвигли статую. В Древнем Риме популярностью пользовались кукольные комедии с героем-шутом Макком (прообраз героя греч. нар. театра теней Карагиозиза, а также Карагёза и Пульчинеллы). Последний, в свою очередь, в 16–19 вв. породил семью героев европ. нар. уличной комедии (англ. Панч, франц. Полишинель, австр. и нем. Кашперле, рус. Петрушка и др.). В Европе в это время разыгрывались также пьесы по мотивам сказаний и легенд о Дон Жуане, докторе Фаусте и др.
В Индии и Индонезии в раннем Средневековье получил распространение театр плоских (ваянг-кулит, ваянг-келитик) и объёмных (ваянг-голек) тростевых кукол. Во Вьетнаме популярны культовые представления Т. к. на воде. В сакральных тибетских действах применяются масляные куклы (из замороженного сливочного масла). В Японии в 15 в. возник театр кукол нингё дзерури (бунраку). Множество разновидностей кит. Т. к. (начиная с эпохи Хань) обусловлено принятыми в разл. провинциях приёмами и формами игры (с перчаточными, тростевыми, марионеточными, теневыми куклами и др.).
Возросший в 19 в. в среде худож. интеллигенции интерес к Т. к. (пьесы для него писали Э. Т. А. Гофман, А. Жарри, Г. Клейст, П. Клодель, М. Метерлинк, В. Ф. Одоевский, Ж. Санд, А. Франс, Б. Шоу и др.) заложил основу профессионального Т. к. Первый проф. кукольный спектакль в России («Силы любви и волшебства») поставлен в 1916 в С.-Петербурге режиссёром драматич. театра П. П. Сазоновым. 20.5.1929 в Праге создан Междунар. союз деятелей театра кукол (UNIMA). Инициаторами выступили рос. этнолог П. Г. Богатырёв, ведущие европ. кукольники Й. Веселы, Й. Скупа, Я. Малик, А. Айхер, В. Подрекки. Крупнейшая в мире сеть гос. стационарных Т. к. в кон. 1920-х гг. начала складываться в СССР, а в 1931 открылся Центральный театр кукол под рук. С. В. Образцова, ставший своего рода столицей театрального кукольного мира и утвердивший Т. к. как проф. иск-во мирового уровня.
После 2-й мировой войны под влиянием и по образцу СССР в Вост. Европе и ряде др. стран возникали проф. стационарные Т. к.: «Цэндэрикэ» (Бухарест, гл. реж. М. Никулеску), «Лялька» (Варшава, худ. рук. Я. Вильковский), Центр. театр кукол Болгарии (София, режиссёры А. Илков, Н. Георгиева, Н. Дочева, Ю. Огнянова), Будапештский центр. театр кукол (худ. рук. Д. Силади) и др. Постепенно их создатели начали ориентироваться на собств. театральные школы и нац. культурные традиции. В 1960–1970-х гг. появились самобытные исполнители и режиссёры, создающие оригинальные кукольные спектакли, выдвигающие собств. худож. концепции, основывавшие театральные школы и направления: П. Шуман (США), И. Жоли, Ф. Жанти (Франция), М. Мешке (Швеция), Й. Крофта (Польша), Б. И. Аблынин, М. М. Королёв, В. А. Вольховский, В. Л. Шрайман (СССР) и др.
На рубеже 20–21 вв. коренным образом меняются эстетика и принципы подхода к созданию кукольных представлений. Активно применяются сценич. взаимодействие драматич. актёров с куклами, цифровые технологии и т. п. Ведутся поиски новых режиссёрских приёмов, связанных с психологизацией действия: Н. Трантер, Д. Пайва (Нидерланды), Ф. Зёнли (Германия), Э. Басс (США), бр. Форман (Чехия), Б. А. Константинов, Е. Н. Ибрагимов (Россия) и др.