Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБРАЗЦО́В СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 531

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




С. В. Образцов с куклой Тяпой.

ОБРАЗЦО́В Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич [22.6 (5.7).1901, с. Мед­вед­ко­во, ны­не в чер­те Мо­ск­вы – 8.5.1992, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, ак­тёр, пе­да­гог, те­ат­раль­ный дея­тель, нар. арт. СССР (1954), Ге­рой Соц. Тру­да (1971). Сын В. Н. Об­раз­цо­ва. В 1918–1925 учил­ся на жи­во­пис­ном и гра­фич. фа­куль­те­тах Вху­те­ма­са. Од­но­вре­мен­но с 1922 ар­тист Муз. сту­дии МХАТа (с 1926 Муз. те­атр им. Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко). В 1930–36 во МХАТе 2-м, ис­пол­нял ост­ро­ха­рак­тер­ные ро­ли (Вол­гин – «Чу­дак» А. Н. Афи­но­ге­но­ва, Шут – «Две­на­дца­тая ночь» У. Шек­спи­ра). Впер­вые вы­сту­пил с кук­ла­ми в нач. 1920-х гг., к сер. 1930-х гг. стал по­пу­ляр­ным ар­ти­стом эс­т­ра­ды (ра­бо­тал в жан­ре «ро­ман­сы с кук­ла­ми»: «Ми­ну­точ­ка», «Мы толь­ко зна­ко­мы, как стран­но», «На­лей бо­кал», «Мы си­де­ли с то­бой», «Ха­ба­не­ра» и др.). В 1931 в Мо­ск­ве возгла­вил (с 1949 ди­рек­тор) ор­га­ни­зо­ван­ный при Центр. до­ме ху­дож. вос­пи­та­ния де­тей Гос. центр. те­атр ку­кол (с 1992 но­сит имя О., см. Цен­траль­ный те­атр ку­кол). Сре­ди по­ста­но­вок: «Джим и Дол­лар» А. П. Гло­бы (1932), «Каш­тан­ка» по А. П. Че­хо­ву (1935), «По щучь­е­му ве­ле­нию» Е. Я. Та­ра­хов­ской (1936), «Вол­шеб­ная лам­па Алад­ди­на» Н. В. Гер­нет (1940), «Ночь пе­ред Ро­ж­де­ст­вом» по Н. В. Го­го­лю (1941), «Ко­роль-Олень» по К. Гоц­ци (1943), «Ма­уг­ли» по Р. Ки­п­лин­гу (1945, 1971), «Не­обык­но­вен­ный кон­церт» (1946), «Чёр­то­ва мель­ни­ца» по Я. Дрде (1953, 1992), «Бо­же­ст­вен­ная ко­ме­дия» (1961) и «Но­ев ков­чег» (1968) И. В. Што­ка, «В гос­тях у Чу­ков­ско­го» (1962), «Дон Жу­ан-76» Г. Я. Бар­ди­на и В. Б. Ли­ва­но­ва (1975), «Три тол­стя­ка» Ю. К. Оле­ши (1977). Тя­го­тея к па­ро­дии, уме­ло ис­поль­зуя жан­ро­вые осо­бен­но­сти ку­коль­но­го пред­став­ле­ния, О. соз­дал те­атр вы­со­кой ху­дож. куль­ту­ры, со­хра­нив при­су­щие это­му ви­ду те­ат­раль­но­го дей­ст­ва спе­ци­фич. осо­бен­но­сти; раз­ра­бо­тал тео­рию и ме­то­ди­ку, сфор­ми­ро­вал но­вый ре­пер­ту­ар, со­дей­ст­во­вал вне­дре­нию но­вых сис­тем ку­кол, сце­но­гра­фич. и по­ста­но­воч­ных приё­мов, вос­пи­тал творч. кад­ры ак­тё­ров и ре­жис­сё­ров. Об­но­вив ху­дож. язык те­ат­ра ку­кол, сфор­мули­ро­вав его но­вую се­ман­ти­ку, О. ока­зал зна­чит. влия­ние на разви­тие это­го ви­да сце­нич. иск-ва во всём ми­ре. Ра­бо­тал так­же в ки­но как сце­на­рист и ре­жис­сёр. Сре­ди филь­мов: ко­рот­ко­мет­раж­ный ку­коль­ный – «Гля­дя на луч по­ляр­но­го за­ка­та» (1938), до­ку­мен­таль­ные – «В Лон­до­не» (1956), «По­весть о пин­гви­нах» (1958), «Уди­витель­ное ря­дом» (1962), «Ки­но­ка­ме­ра об­ви­ня­ет» (1968), «Не­ве­ро­ят­ная прав­да» (1970), «Ко­му он ну­жен, этот Вась­ка!» (1973). Ви­це-пре­зи­дент (с 1957), пре­зи­дент (1976–84), с 1984 поч. пре­зи­дент Ме­ж­ду­нар. сою­за дея­те­лей те­ат­ра ку­кол (УНИМА), пре­зи­дент Сов. цен­тра этой ор­га­ни­за­ции (с 1958). С 1935 (с пе­ре­ры­ва­ми) на пе­да­го­гич. ра­бо­те (с 1973 проф.). Ле­нин­ская пр. (1984), Гос. пр. СССР (1946), Гос. пр. РСФСР (1967). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1967, 1971, 1981).

Соч.: Ак­тер с кук­лой. М.; Л., 1938; О том, что я уви­дел, уз­нал и по­нял во вре­мя двух по­ез­док в Лон­дон. М., 1956; Те­атр ки­тай­ско­го на­ро­да. М., 1957; Био­гра­фия в фо­то­гра­фи­ях. М., 1973; Моя про­фес­сия. М., 1981. М., 2009; По сту­пень­кам па­мя­ти. М., 1987. М., 2001; Эс­та­фе­та ис­кусств. М., 1987; Моя Кун­ст­ка­ме­ра. М., 1990.

Лит.: Смир­но­ва НИ. Со­вет­ский те­атр ку­кол. 1918–1932. М., 1963; она же. Те­атр С. Об­раз­цо­ва. [М., 1971]; Му­зей те­ат­раль­ных ку­кол Го­су­дар­ст­вен­но­го ака­де­ми­че­ско­го цен­траль­но­го те­ат­ра ку­кол им. С. В. Об­раз­цо­ва. М., 2005; Об­раз­цов ПА., Об­раз­цо­ва ЕМ. Не­обык­но­вен­ный Об­раз­цов: Хо­зя­ин ку­коль­но­го до­ма и его се­мья. М., 2006; МХАТ Вто­рой: Опыт вос­ста­нов­ле­ния био­гра­фии. М., 2010.

Вернуться к началу