ОБРАЗЦО́В СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБРАЗЦО́В Сергей Владимирович [22.6 (5.7).1901, с. Медведково, ныне в черте Москвы – 8.5.1992, Москва], рос. режиссёр, актёр, педагог, театральный деятель, нар. арт. СССР (1954), Герой Соц. Труда (1971). Сын В. Н. Образцова. В 1918–1925 учился на живописном и графич. факультетах Вхутемаса. Одновременно с 1922 артист Муз. студии МХАТа (с 1926 Муз. театр им. Вл. И. Немировича-Данченко). В 1930–36 во МХАТе 2-м, исполнял острохарактерные роли (Волгин – «Чудак» А. Н. Афиногенова, Шут – «Двенадцатая ночь» У. Шекспира). Впервые выступил с куклами в нач. 1920-х гг., к сер. 1930-х гг. стал популярным артистом эстрады (работал в жанре «романсы с куклами»: «Минуточка», «Мы только знакомы, как странно», «Налей бокал», «Мы сидели с тобой», «Хабанера» и др.). В 1931 в Москве возглавил (с 1949 директор) организованный при Центр. доме худож. воспитания детей Гос. центр. театр кукол (с 1992 носит имя О., см. Центральный театр кукол). Среди постановок: «Джим и Доллар» А. П. Глобы (1932), «Каштанка» по А. П. Чехову (1935), «По щучьему велению» Е. Я. Тараховской (1936), «Волшебная лампа Аладдина» Н. В. Гернет (1940), «Ночь перед Рождеством» по Н. В. Гоголю (1941), «Король-Олень» по К. Гоцци (1943), «Маугли» по Р. Киплингу (1945, 1971), «Необыкновенный концерт» (1946), «Чёртова мельница» по Я. Дрде (1953, 1992), «Божественная комедия» (1961) и «Ноев ковчег» (1968) И. В. Штока, «В гостях у Чуковского» (1962), «Дон Жуан-76» Г. Я. Бардина и В. Б. Ливанова (1975), «Три толстяка» Ю. К. Олеши (1977). Тяготея к пародии, умело используя жанровые особенности кукольного представления, О. создал театр высокой худож. культуры, сохранив присущие этому виду театрального действа специфич. особенности; разработал теорию и методику, сформировал новый репертуар, содействовал внедрению новых систем кукол, сценографич. и постановочных приёмов, воспитал творч. кадры актёров и режиссёров. Обновив худож. язык театра кукол, сформулировав его новую семантику, О. оказал значит. влияние на развитие этого вида сценич. иск-ва во всём мире. Работал также в кино как сценарист и режиссёр. Среди фильмов: короткометражный кукольный – «Глядя на луч полярного заката» (1938), документальные – «В Лондоне» (1956), «Повесть о пингвинах» (1958), «Удивительное рядом» (1962), «Кинокамера обвиняет» (1968), «Невероятная правда» (1970), «Кому он нужен, этот Васька!» (1973). Вице-президент (с 1957), президент (1976–84), с 1984 поч. президент Междунар. союза деятелей театра кукол (УНИМА), президент Сов. центра этой организации (с 1958). С 1935 (с перерывами) на педагогич. работе (с 1973 проф.). Ленинская пр. (1984), Гос. пр. СССР (1946), Гос. пр. РСФСР (1967). Награждён орденами Ленина (1967, 1971, 1981).