МЕ́ШКЕ МИХАЭЛЬ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕ́ШКЕ (Meschke) Михаэль (р. 14.7.1931, Данциг, Германия; ныне Гданьск, Польша), швед. режиссёр театра кукол, художник, драматург, педагог. По происхождению немец. В 1939 с семьёй эмигрировал в Швецию (Стокгольм). В 1951–53 изучал иск-во театра кукол в Германии (г. Брауншвайг), также брал уроки пантомимы у Э. Декру в Париже. В 1956 в Стокгольме выпустил кукольный спектакль «История солдата» (на музыку И. Ф. Стравинского). В 1958–98 руководил созданным им в Стокгольме стационарным театром марионеток «Marionetteatern» («Сказки Гофмана», 1959; «Смерть Дантона» Г. Бюхнера, 1971; «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» П. Неруды, оба 1973; «Антигона» Софокла, 1977; «Винни Пух» А. Милна и «Одиссея» Гомера, оба 1985; «Дон Кихот» М. де Сервантеса, 1988; «Апокалипсис», 1998, автор пьесы М.). М. использует в одном представлении куклы разных типов (марионетки, планшетные, плоские, верховые куклы), разл. театральные формы (маска, драматич. иск-во, пантомима), а также традиции театра кукол стран Воcтока (кит., япон., индонезийского). Мировую славу М. как создателю проф. швед. театра кукол принёс авангардный спектакль «Король Убю» А. Жарри (1964). Наряду с куклами, в нём действовали актёры: скрытые под масками и бутафорскими панцирями, с помощью специфич. «деревянной» пластики они акцентировали условность метафорич. театра. Размеры персонажей и техника кукловождения менялись в зависимости от значения каждой сцены. Придворных изображали большие плоские куклы, народ – подобные куклы меньшего размера. Худож. решение спектакля ясно и лаконично выражало гл. тему – неприятие насилия и авторитаризма. В 1990 М. создал в Стокгольме Школу театра кукол, с 2000-х гг. также преподаёт за рубежом (Франция, Финляндия и др.), читает лекции в ряде европ. ун-тов. В 1998 возглавил Междунар. музей кукол в Стокгольме (создан им в 1973). В 1976–88 вице-президент Междунар. союза деятелей театра кукол (UNIMA), который в 2006 учредил приз им. М. Мешке.