ШИМАНО́ВСКИЙ КАРОЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШИМАНО́ВСКИЙ (Szymanowski) Кароль [21.9(3.10).1882, дер. Тимошовка, ныне Черкасской обл., Украина – 29.3.1937, Лозанна, Швейцария], польск. композитор, пианист. Крупнейший польск. композитор после Ф. Шопена. Игре на фп. учился у отца – пианиста Станислава Корвин-Шимановского, затем в муз. школе в Елисаветграде (ныне Кировоград). С 1901 в Варшаве, учился у М. Завирского (гармония) и З. Носковского (композиция, контрапункт). В 1905 вошёл в группу композиторов «Молодая Польша» (вместе с Г. Фительбергом, М. Карловичем и др.), большой успех Ш. принесло публичное исполнение его сочинений в 1906. С этого времени он много выступал как пианист в странах Европы, в т. ч. со своими произведениями. Ранние сочинения близки стилю Шопена, позднее Ш. испытал влияние Х. Вольфа (вокальная музыка), Р. Штрауса (опера «Хагит», по драме Ф. Дёрмана, соч. 1913, пост. в 1922, Варшава). В нач. 1910-х гг. совершил неск. путешествий (Юж. Италия, Сев. Африка), впечатления от которых отразились в ряде сочинений. В годы 1-й мировой войны жил преим. в Тимошовке, в творчестве этого периода развил гармонич. находки К. Дебюсси и М. Равеля, объединил свойственный импрессионистам интерес к Востоку с экстатичностью в духе А. Н. Скрябина: среди сочинений – 3-я симфония «Песнь о ночи» (с солистом и хором, на стихи Т. Мициньского по мотивам поэзии Джалал ад-Дина Руми, 1916); 1-й скрипичный концерт (1916); вокальные циклы «Любовные песни Хафиза» (1914), «Песни безумного муэдзина» (1918); фп. циклы «Метопы» (1915), «Маски» (1916). С 1919 Ш. жил преим. в Варшаве, изменение творч. манеры во многом связано с изучением им польск. муз. фольклора, вслед за Б. Бартоком и И. Ф. Стравинским Ш. трактовал его в духе неофольклоризма. Нар. музыку гуралов использовал в балете с пением «Разбойники» (1934, Прага), 2-м скрипичном концерте (1933) и др. В числе наиболее значимых сочинений 1920–30-х гг.: опера «Король Рогер» [на либр. Я. Ивашкевича и Ш.; 1926, Варшава; 1-я исполнительница партии Роксаны – сестра Ш., сопрано Станислава Шимановская-Корвин (1881–1938)], «Stabat mater» (текст в польск. пер., 1926), «Литания Деве Марии» (2 песни для сопрано, хора и оркестра на слова Е. Либерта, 1933), 20 мазурок (1924–26), обработки нар. песен курпов (см. в ст. Мазуры). В 1920-е гг. Ш. дважды гастролировал в США с П. Коханьским и Артуром Рубинштейном; в 1922 в Париже с успехом прошёл его первый авторский концерт. В ряде европ. стран исполнил фп. партию своего самого крупного сочинения с солирующим фп. – 4-й симфонии (соч. 1932). В 1927–29 и 1930–1932 ректор Варшавской консерватории.