ИВАШКЕ́ВИЧ ЯРОСЛАВ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИВАШКЕ́ВИЧ (Iwaszkiewicz) Ярослав (20.2.1894, дер. Кальник, близ Киева – 2.3.1980, Варшава), польск. писатель. Родился в семье шляхетской интеллигенции. Учился в рус. гимназиях Елисаветграда и Киева, в Киевской конс. (1912–1918); окончил Киевский ун-т (1918). С 1918 жил в Варшаве; с 1928 – в имении Стависко близ Варшавы, где в годы фашистской оккупации предоставил убежище мн. художникам и поэтам. В 1924–1939 сотрудничал с ж. «Литературные известия» («Wiadomości Literackie») и другими изданиями. В 1927–32 работал в отделе пропаганды искусства МИД; в 1932–35 секретарь польск. посольства в Копенгагене, в 1935–1936 жил в Брюсселе. Пред. Союза польск. писателей в 1945–46, 1947–1949, 1959–80; редактор ряда лит. журналов. В 1952–80 депутат Сейма ПНР.
Начал печататься с 1915. Ранняя поэзия И. связана с традицией модернизма [сб. «Восьмистишия» («Oktostychy», 1919) и др.]; сб. «Дионисии» («Dionizje», 1922) близок к поэтике экспрессионизма. В прозе сер. 1920-х гг. появляются реалистич. черты: романы «Гиларий, сын бухгалтера» («Hilary, syn buchaltera», 1923), «Луна восходит» («Księżyc wschodzi», 1925), сб. рассказов «Сентиментальные пейзажи» («Pejzaże sentymentalne», 1926). Поэтич. сб-ки «Книга дня и книга ночи» («Księga dnia i księga nocy», 1929), «Возвращение в Европу» («Powrót do Europy», 1931), «Лето 1932» («Lato 1932», 1933), «Иная жизнь» («Inne życie», 1938) сочетают историко-культурные аллюзии с бытописанием. Среди прозаич. сочинений И. 1930-х гг. – историч. роман «Красные щиты» («Czerwone tarcze», 1934); роман «Блендомежские страсти» («Pasje błę domierskie», 1938), навеянный судьбой Л. Н. Толстого; психологич. повести из провинц. жизни «Березняк» («Brzezina») и «Барышни из Волчиков» («Panny z Wilka»; обе 1933; экранизированы А. Вайдой соответственно в 1971 и 1979), насыщенные экзистенциальной проблематикой. Роман-биография «Фридерик Шопен» («Fryderyk Szopen», 1938) и драма «Лето в Ноане» («Lato w Nohant», 1936–1937) посвящены судьбе Ф. Шопена; драма «Маскарад» («Maskarada», 1939) – жизни А. С. Пушкина.
В послевоенной прозе И. сочетаются универсализм нравственных коллизий и точное воссоздание быта, реалистич. манера и элементы авангардистской поэтики: сб-ки рассказов «Новая любовь и другие рассказы» («Nowa miłość i inne opowiadania», 1946), «Итальянские новеллы» («Nowele włoskie», 1947), «О псах, котах и чертях» («O psach, kotach i diabłach», 1968) и др. Историч. повесть «Мать Иоанна от Ангелов» («Matka Ioanna od Aniołów», 1946, экранизация Е. Кавалеровича, 1961) основана на документальных источниках. В монументальном произведении И. – трёхтомном филос. романе «Хвала и слава» («Sława i chwała», т. 1–3, 1956–62) воссоздана судьба трёх поколений поляков на фоне важнейших историч. событий 1914–47. Среди др. сочинений – сб-ки стихотворений «Тёмные тропинки» («Ciemne ścieżki», 1957), «Итальянский песенник» («Śpiewnik włoski», 1974), «Карта погоды» («Mapa pogody», 1977), «Музыка вечером» («Muzyka wieczorem», 1980) и др.; книга очерков о рус. писателях и польско-рос. отношениях «Петербург» («Petersburg», 1976), написанная под впечатлением поездки в Ленинград (1971); книги воспоминаний и эссе, литературоведч. и музыковедч. работы; переводы сочинений У. Шекспира, А. Рембо, П. Клоделя, Х. К. Андерсена, С. Кьеркегора, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. На рус. яз. произведения И. переводятся с 1949. Междунар. Ленинская пр. (1970).