Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАЗА́РСКИЙ КАГАНА́Т

Авторы: А. В. Комар

ХАЗА́РСКИЙ КАГАНА́Т, ран­не­сред­не­ве­ко­вое го­су­дар­ст­во, соз­дан­ное ха­за­ра­ми на юге Вост. Ев­ро­пы. Об­ра­зо­вал­ся к 680 по­сле рас­па­да Зап. Тюрк­ско­го ка­га­на­та в 630–634, пе­ре­под­чи­не­ния ря­да на­ро­дов вол­го-дон­ских сте­пей и Сев. Кав­ка­за (са­ви­ры, ала­ны, про­то­бол­га­ры и др.) в хо­де по­хо­дов ха­зар во гла­ве с пред­ста­ви­те­ля­ми ро­да Аши­на (до сер. 8 в. Х. к. ино­гда на­зы­ва­ли «тюр­ки», «Тюр­кия»). В кон. 7–8 вв. дан­ни­ка­ми Х. к. ста­ли наро­ды Кры­ма, Ср. По­вол­жья (бур­та­сы, че­ре­ми­сы и др.), часть вост. сла­вян (по­ля­не, се­ве­ря­не, ра­ди­ми­чи, вя­ти­чи; см. так­же Во­лын­це­во, Би­тиц­кое го­ро­ди­ще); в 9–10 вв. – угор­ские пред­ки венг­ров и пе­че­не­ги. Ар­хео­ло­гич. от­ра­же­ни­ем пе­рио­да рас­цве­та Х. к. счи­та­ет­ся сал­то­во-ма­яц­кая куль­ту­ра в ши­ро­ком зна­че­нии тер­ми­на. Сре­ди ста­вок пра­ви­те­лей Х. к. – Бе­ленд­жер, Се­мен­дер, аль-Бай­да в Сев.-Зап. При­кас­пии, Керчь (ка­га­на Вир­хо­ра в 740–750-х гг.). К 9 в. сто­ли­цей стал г. Итиль. Из­вест­ны над­пи­си дон­ским и ку­бан­ским тюрк. ру­нич. ал­фа­ви­та­ми и на греч. язы­ке.

Со­ци­аль­ная ие­рар­хия Х. к. пер­во­на­чаль­но близ­ка тюрк­ской: ка­ган, джаб­гу (его брат или дя­дя), ша­ды (прин­цы), бе­ги (гла­вы ро­дов), ту­ду­ны (на­ме­ст­ни­ки), тар­ха­ны (знать), эль­те­бе­ры (ме­ст­ные пра­ви­те­ли); ряд на­ро­дов лишь об­ла­га­ли да­нью. В 9 в. у ка­га­на по­яв­ля­ет­ся со­пра­ви­тель – бег. Ве­ро­ис­по­ве­да­ния: в осн. язы­че­ские, иу­да­изм, ис­лам (гл. обр. По­вол­жье, Дон­ская степь), хри­сти­ан­ст­во (пре­им. Крым, Сев. Кав­каз). «Вы­бор ве­ры» ис­точ­ни­ки опи­сы­ва­ют как дис­пут в 861 с уча­сти­ем Ки­рил­ла (см. Ки­рилл и Ме­фо­дий). При­ня­тие иу­да­из­ма ча­стью пра­вя­ще­го слоя со­про­во­ж­да­ли сму­ты. Пра­ви­те­лем («ца­рём») Х. к. стал бег (да­та при­ня­тия им иу­да­из­ма дис­кус­си­он­на), при со­хра­не­нии важ­ной для языч­ни­ков сим­во­лич. вы­бор­ной долж­но­сти ка­га­на как «са­краль­но­го ца­ря».

Внеш­нюю по­ли­ти­ку Х. к. сер. 7 – 1-й пол. 9 вв. оп­ре­де­ля­ло про­ти­во­стоя­ние Ха­ли­фа­ту, на­тиск ко­то­ро­го на се­вер от Боль­шо­го Кав­ка­за уда­лось ос­та­но­вить, и сою­зы с Ви­зан­ти­ей, в т. ч. ди­на­стич. бра­ки в 630, ок. 700, 732, при­вле­че­ние ви­зант. ин­же­не­ров для строи­тель­ст­ва Сар­ке­ла в 838–840 (есть др. да­ти­ров­ки) и др. С сер. 9 в. осн. про­тив­ни­ки Х. к. – Ви­зан­тия, пе­че­не­ги, огу­зы, Др.-рус. гос-во. К сер. 10 в. Х. к. ос­лаб, по­хо­ды ки­ев­ско­го кн. Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча и его войск в 965–969 до­вер­ши­ли рас­пад Х. к. У не­ко­то­рых гео­гра­фов по­ня­тие «Ха­за­рия» со­хра­ня­лось до 14 (у ара­бов) и 17 (в Зап. Ев­ро­пе) веков.

Лит.: Ко­ков­цев П. К. Ев­рей­ско-ха­зар­ская пе­ре­пис­ка в Х ве­ке. Л., 1932; Но­во­сель­цев А. П. Ха­зар­ское го­су­дар­ст­во и его роль в ис­то­рии Вос­точ­ной Ев­ро­пы и Кав­ка­за. М., 1990; Кыз­ла­сов И. Л. Ру­ни­че­ские пись­мен­но­сти ев­ра­зий­ских сте­пей. М., 1994; Цу­кер­ман К. О про­ис­хо­ж­де­нии двое­вла­стия у ха­зар и об­стоя­тель­ст­вах их об­ра­ще­ния в иу­да­изм // Ма­те­риа­лы по ар­хео­ло­гии, ис­то­рии, эт­но­гра­фии Тав­рии. 2002. Вып. 9; Ха­за­ры: Миф и ис­то­рия. М.; Ие­ру­са­лим, 2010; Ка­ли­ни­на Т. М. Про­бле­мы ис­то­рии Ха­за­рии. М., 2015. См. так­же лит. при ста­ть­ях Сал­то­во-ма­яц­кая куль­ту­ра, Ха­за­ры.

Вернуться к началу