Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛЯ́НЕ

Авторы: А. В. Комар

ПОЛЯ́НЕ (от «по­ле» – от­кры­тая ме­ст­ность), вост.-слав. пле­мя. Упо­ми­на­ет­ся в «По­вес­ти вре­мен­ных лет» (ПВЛ) в кон­тек­сте ле­ген­ды об ос­но­ва­нии Кие­ва кня­зем Ки­ем и его брать­я­ми Ще­ком и Хо­ри­вом. С П. свя­за­ны так­же ле­то­пис­ные сю­же­ты о под­чи­не­нии и об­ло­же­нии да­нью час­ти вост. сла­вян Ха­зар­ским ка­га­на­том, о по­яв­ле­нии в Кие­ве Ас­коль­да и Ди­ра. Все со­бы­тия ис­то­рии П. при­вя­за­ны к Ки­е­ву, хо­тя су­ще­ст­во­вал и бо­лее ши­ро­кий гео­гра­фич. тер­мин – «Поль­ская зем­ля», гра­ни­цы ко­то­рой ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся ис­сле­до­ва­те­ля­ми пра­во­бе­режь­ем Ср. Прид­не­про­вья или же рас­ши­ря­ют­ся на ле­во­бе­реж­ные Чер­ни­гов­ское По­де­се­нье и Пе­ре­яс­лав­щи­ну (Б. А. Ры­ба­ков и др.). Со­глас­но ре­мар­ке ре­дак­то­ра ПВЛ, П. то­ж­де­ст­вен­ны «ру­си» 9–10 вв. В по­сле­дую­щей ис­то­рио­гра­фии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла кон­цеп­ция, со­глас­но ко­то­рой тер­ри­то­рия П. со­став­ля­ла яд­ро Рус. зем­ли, от­ку­да на­зва­ние рас­про­стра­ни­лось на дру­гие тер­ри­то­рии Др.-рус. гос-ва. При­чи­ны воз­вы­ше­ния П. ле­то­пи­сец-хри­стиа­нин объ­яс­нял кро­то­стью их ха­рак­те­ра и «куль­тур­ны­ми» обы­чая­ми в про­ти­во­вес «зве­рин­ским» и языч. обы­ча­ям со­се­дей (древ­лян и др.).

Ар­хео­ло­гич. изу­че­ние воз­мож­ной тер­ри­то­рии рас­се­ле­ния П. по­ка­за­ло, что от­кры­тые там па­мят­ни­ки 9–10 вв. в осн. при­над­ле­жат куль­ту­ре Лу­ки-Рай­ко­вец­кой на пра­вом и ро­мен­ской куль­ту­ре на ле­вом бе­ре­гу Днеп­ра. Вме­сте с тем не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ют с П. ряд по­се­ле­ний ти­па Во­лын­це­во, вы­яв­лен­ных на уз­кой по­ло­се вдоль Днеп­ра, от Кие­ва на се­ве­ре до ус­тья р. Рось на юге, вклю­чая и при­бреж­ную часть ле­во­бе­реж­ной Пе­ре­яс­лав­щи­ны. Об­на­ру­же­ние в этих по­се­ле­ни­ях по­су­ды (сде­лан­ной на кру­ге) и ук­ра­ше­ний, свя­зан­ных с тра­ди­ция­ми сал­то­во-ма­яц­кой куль­ту­ры, со­по­ста­ви­мо со све­де­ния­ми ПВЛ о вклю­че­нии П. в сфе­ру влия­ния Ха­зар­ско­го ка­га­на­та. Сме­на па­мят­ни­ков ти­па Во­лын­це­во пра­во­бе­реж­но­го Ки­ев­ско­го По­дне­про­вья в сер. 9 в. куль­ту­рой Лу­ки-Рай­ко­вец­кой мо­жет быть со­от­не­се­на с упо­ми­на­ни­ем в ПВЛ «оби­ды» П. со сто­ро­ны древ­лян, зо­на рас­се­ле­ния ко­торых вхо­ди­ла в аре­ал куль­ту­ры Лу­ки-Рай­ко­вец­кой.

Ан­тро­по­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ка др.-рус. на­се­ле­ния Ки­ев­ско­го Прид­не­про­вья 10–12 вв. (до это­го вост. сла­вя­на­ми прак­ти­ко­ва­лось тру­по­сож­же­ние) сви­де­тель­ст­ву­ет о про­ме­жу­точ­ной по­зи­ции его фи­зи­че­ско­го ти­па ме­ж­ду се­ве­ря­на­ми (но­си­те­ля­ми ро­мен­ской куль­ту­ры) и сла­вя­на­ми Днеп­ров­ско­го Пра­во­бе­ре­жья.

Лит.: Ры­ба­ков Б. A. По­ля­не и се­ве­ря­не // Со­вет­ская эт­но­гра­фия. М., 1947. Вып. 6–7; Ха­бур­га­ев Г. А. Эт­но­ни­мия «По­вес­ти вре­мен­ных лет» в свя­зи с за­да­ча­ми ре­кон­ст­рук­ции вос­точ­но­сла­вян­ско­го глот­то­ге­не­за. М., 1979; Се­дов В. В. Вос­точ­ные сла­вя­не в VI–XIII вв. М., 1982; Сла­вя­не Юго-Вос­точ­ной Ев­ро­пы в пред­го­су­дар­ст­вен­ный пе­ри­од. К., 1990; Ру­дич Т. О. Антропологічний склад на­се­лен­ня північних районів України Х–ХІІІ ст. (пра­вий бе­рег Дніпра) // Vita antiqua. Київ, 2003. № 5–6; Ко­мар А. В. Ки­ев и Пра­во­бе­реж­ное По­днеп­ро­вье // Русь в IX–X вв.: ар­хео­ло­ги­че­ская па­но­ра­ма. М.; Во­ло­гда, 2012; он же. По­ля­не и се­ве­ря­не // Древ­ней­шие го­су­дар­ст­ва Вос­точ­ной Ев­ро­пы. 2010. М., 2012.

Вернуться к началу