Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕА́ТР КУ́КОЛ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 740-741

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. П. Голдовский

ТЕА́ТР КУ́КОЛ, вид те­ат­раль­но­го ис­кус­ст­ва, где кук­лы (объ­ём­ные или пло­ские) при­во­дят­ся в дви­же­ние ак­тё­ра­ми-кук­ло­во­да­ми. В ка­че­ст­ве ге­ро­ев мо­гут вы­сту­пать так­же бы­то­вые, ус­лов­ные, аб­ст­ракт­ные пред­ме­ты, фи­гу­ры, ино­ска­за­тель­но изо­бра­жаю­щие пер­со­на­жей те­ат­раль­ной иг­ры. Фор­мы и жан­ры пред­став­ле­ний во мно­гом оп­ре­де­ля­ют­ся спо­со­бом управ­ле­ния и уст­рой­ст­вом ку­кол; вы­де­ля­ют­ся ни­зо­вые (ма­рио­нет­ки – кук­лы на ни­тях), вер­хо­вые (пер­ча­точ­ные, тро­сте­вые, га­пит­ные и др.), план­шет­ные, рос­то­вые, те­не­вые фи­гу­ры, тан­та­ма­ре­ски и мн. др., в т. ч. и ав­то­ма­тич. элек­трон­ные или ме­ха­нич. кук­лы, на­зывае­мые в Т. к. кук­ла­ми-ав­то­ма­та­ми. В за­ви­си­мо­сти от за­дач пред­став­ле­ния, ак­тё­ры-кук­ло­во­ды скры­ва­ют­ся от зри­те­лей за шир­мой, на ма­рио­не­точ­ной «тро­пе», мас­ки­ру­ют­ся ины­ми мно­го­числ. сце­нич. спо­со­ба­ми, соз­да­вая ил­лю­зию са­мо­сто­ят. жиз­ни ку­кол («за­кры­тый при­ём»), ра­бо­та­ют с кук­лой от­кры­то («от­кры­тый при­ём»), вы­сту­па­ют в ка­че­ст­ве парт­нё­ра кук­лы – са­мо­стоят. дра­ма­тич. пер­со­на­жа («жи­вой план»). Раз­ли­чия ви­дов, форм, жан­ров и ха­рак­те­ров Т. к. обу­слов­ли­ва­ют­ся нац., куль­тур­ны­ми, фольк­лор­ны­ми тра­ди­ция­ми, спе­ци­фи­кой кон­крет­ной по­ста­нов­ки. В ре­пер­туа­ре пре­об­ла­да­ют гро­те­ск­но-буф­фон­ные, ко­ме­дий­но-са­ти­рич., ска­зоч­но-ми­фо­ло­гич. и ге­рои­ко-па­те­тич. пред­став­ле­ния. Ны­не Т. к. су­ще­ст­ву­ет как на­род­ный (фольк­лор­ный), тра­ди­ци­он­ный (се­мей­но-це­хо­вой), про­фес­сио­наль­ный, лю­би­тель­ский.

Ис­то­ки Т. к. – в древ­них ри­туа­лах, куль­тах, языч. об­ря­дах, где кук­лы изо­бра­жа­ли бо­гов и ду­хов, а жре­цы вы­сту­па­ли в ка­че­ст­ве кук­ло­во­дов. По­доб­ные те­ат­ра­ли­зов. ре­ли­ги­оз­но-мис­те­ри­аль­ные дей­ст­ва при­сут­ст­во­ва­ли в древ­но­сти прак­ти­че­ски у всех на­ро­дов и со­хра­ни­лись до 21 в. у ря­да афр. пле­мён, лат.-амер. ин­дей­цев, на­ро­дов Край­не­го Се­ве­ра, або­ри­ге­нов Юго-Вост. Азии, Ав­ст­ра­лии, Но­вой Зе­лан­дии. С 4–5 вв. до н. э. в них вклю­ча­лись так­же и зло­бо­днев­ные, па­ро­дий­но-са­ти­рич., ко­ме­дий­но-бы­то­вые сце­ны. Пер­вые упо­ми­на­ния об иг­ро­вых кук­лах встре­ча­ют­ся в тру­дах Апу­лея, Ари­сто­те­ля, Ге­ро­до­та, Го­ра­ция, Дио­до­ра Си­ци­лий­ско­го, Мар­ка Ав­ре­лия, Ксе­но­фон­та и др. Наи­бо­лее из­вест­ным в древ­но­сти был афин­ский нев­ро­паст (кук­ло­вод) По­тейн (По­тей­нос; 5 в. до н. э.), вы­сту­пав­ший с ко­мич. пред­став­ле­ния­ми. Лю­бовь зри­те­лей к его кук­лам бы­ла столь ве­ли­ка, что ар­хон­ты вы­де­ли­ли ему ме­сто в те­ат­ре Ев­ри­пи­да и при жиз­ни воз­двиг­ли ста­тую. В Древ­нем Ри­ме по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись ку­коль­ные ко­ме­дии с ге­ро­ем-шу­том Мак­ком (про­об­раз ге­роя греч. нар. те­ат­ра те­ней Ка­ра­гио­зи­за, а так­же Ка­ра­гё­за и Пуль­чи­неллы). По­след­ний, в свою оче­редь, в 16–19 вв. по­ро­дил се­мью ге­ро­ев ев­роп. нар. улич­ной ко­ме­дии (англ. Панч, франц. По­ли­ши­нель, австр. и нем. Каш­пер­ле, рус. Пет­руш­ка и др.). В Ев­ро­пе в это вре­мя ра­зыг­ры­ва­лись так­же пье­сы по мо­ти­вам ска­за­ний и ле­генд о Дон Жуа­не, док­то­ре Фау­сте и др.

В Ин­дии и Ин­до­не­зии в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье по­лу­чил рас­про­стра­не­ние те­атр пло­ских (ва­янг-ку­лит, ва­янг-ке­ли­тик) и объ­ём­ных (ва­янг-го­лек) тро­сте­вых ку­кол. Во Вьет­на­ме по­пу­ляр­ны куль­то­вые пред­став­ле­ния Т. к. на во­де. В са­краль­ных ти­бет­ских дей­ст­вах при­ме­ня­ют­ся мас­ля­ные кук­лы (из за­мо­ро­жен­но­го сли­воч­но­го мас­ла). В Япо­нии в 15 в. воз­ник те­атр ку­кол нин­гё дзе­ру­ри (бун­ра­ку). Мно­же­ст­во раз­но­вид­но­стей кит. Т. к. (на­чи­ная с эпо­хи Хань) обу­слов­ле­но при­ня­ты­ми в разл. про­вин­ци­ях приё­ма­ми и фор­ма­ми иг­ры (с пер­ча­точ­ны­ми, тро­сте­вы­ми, ма­рио­не­точ­ны­ми, те­не­вы­ми кук­ла­ми и др.).

Воз­рос­ший в 19 в. в сре­де ху­дож. ин­тел­ли­ген­ции ин­те­рес к Т. к. (пье­сы для не­го пи­са­ли Э. Т. А. Гоф­ман, А. Жар­ри, Г. Клейст, П. Кло­дель, М. Ме­тер­линк, В. Ф. Одо­ев­ский, Ж. Санд, А. Франс, Б. Шоу и др.) за­ло­жил ос­но­ву про­фессио­наль­но­го Т. к. Пер­вый проф. ку­коль­ный спек­такль в Рос­сии («Си­лы люб­ви и вол­шеб­ст­ва») по­став­лен в 1916 в С.-Пе­тер­бур­ге ре­жис­сё­ром дра­ма­тич. те­ат­ра П. П. Са­зо­но­вым. 20.5.1929 в Пра­ге соз­дан Ме­ж­ду­нар. со­юз дея­те­лей те­ат­ра ку­кол (UNIMA). Ини­циа­то­ра­ми вы­сту­пи­ли рос. эт­но­лог П. Г. Бо­га­ты­рёв, ве­ду­щие ев­роп. ку­коль­ни­ки Й. Ве­се­лы, Й. Ску­па, Я. Ма­лик, А. Айхер, В. Под­рек­ки. Круп­ней­шая в ми­ре сеть гос. ста­цио­нар­ных Т. к. в кон. 1920-х гг. на­ча­ла скла­ды­вать­ся в СССР, а в 1931 открыл­ся Цен­траль­ный те­атр ку­кол под рук. С. В. Об­раз­цо­ва, став­ший сво­его ро­да сто­ли­цей те­ат­раль­но­го ку­коль­но­го ми­ра и ут­вер­див­ший Т. к. как проф. иск-во ми­ро­во­го уров­ня.

По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны под влия­ни­ем и по об­раз­цу СССР в Вост. Ев­ро­пе и ря­де др. стран воз­ни­ка­ли проф. ста­цио­нар­ные Т. к.: «Цэн­дэ­ри­кэ» (Бу­ха­рест, гл. реж. М. Ни­ку­ле­ску), «Ляль­ка» (Вар­ша­ва, худ. рук. Я. Виль­ков­ский), Центр. те­атр ку­кол Бол­га­рии (Со­фия, ре­жис­сё­ры А. Ил­ков, Н. Ге­ор­гие­ва, Н. До­че­ва, Ю. Ог­ня­но­ва), Бу­да­пешт­ский центр. те­атр ку­кол (худ. рук. Д. Си­ла­ди) и др. По­сте­пен­но их соз­да­те­ли на­ча­ли ори­ен­ти­ро­вать­ся на собств. те­ат­раль­ные шко­лы и нац. куль­тур­ные тра­ди­ции. В 1960–1970-х гг. поя­ви­лись са­мо­быт­ные ис­пол­ни­те­ли и ре­жис­сё­ры, соз­даю­щие ори­ги­наль­ные ку­коль­ные спек­так­ли, вы­дви­гаю­щие собств. ху­дож. кон­цеп­ции, ос­но­вы­вав­шие те­ат­раль­ные шко­лы и на­правле­ния: П. Шу­ман (США), И. Жо­ли, Ф. Жан­ти (Фран­ция), М. Меш­ке (Шве­ция), Й. Кроф­та (Поль­ша), Б. И. Аб­лы­нин, М. М. Ко­ро­лёв, В. А. Воль­хов­ский, В. Л. Шрай­ман (СССР) и др.

На ру­бе­же 20–21 вв. ко­рен­ным об­ра­зом ме­ня­ют­ся эс­те­ти­ка и прин­ци­пы под­хо­да к соз­да­нию ку­коль­ных пред­став­ле­ний. Ак­тив­но при­ме­ня­ют­ся сце­нич. взаи­мо­дей­ст­вие дра­ма­тич. ак­тё­ров с кук­ла­ми, циф­ро­вые тех­но­ло­гии и т. п. Ве­дут­ся по­ис­ки но­вых ре­жис­сёр­ских приё­мов, свя­зан­ных с пси­хо­ло­ги­за­ци­ей дей­ст­вия: Н. Тран­тер, Д. Пай­ва (Ни­дер­лан­ды), Ф. Зён­ли (Гер­ма­ния), Э. Басс (США), бр. Фор­ман (Че­хия), Б. А. Кон­стан­ти­нов, Е. Н. Иб­ра­ги­мов (Рос­сия) и др.

Лит.: Пе­ретц В. Н. Ку­коль­ный те­атр на Ру­си. СПб., 1895; Те­атр ку­кол за­ру­беж­ных стран. Л.; М., 1959; Об­раз­цов С. Моя про­фес­сия. М., 1981; Смир­но­ва Н. И. И… ожи­ва­ют кук­лы: Кни­га о ку­коль­ных те­ат­рах. М., 1982; Jurkowski H. Aspects of puppet theatre. L., 1988; Гол­дов­ский Б. П. Кук­лы. М., 2004.

Вернуться к началу