Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАДЖИ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 548-549

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Каландаров
Фото А. О. Баскаковой Пожилая таджичка.

ТАДЖИ́КИ (са­мо­на­зва­ния – тад­жик, тод­жик), на­род иран. груп­пы, осн. на­се­ле­ние Тад­жи­ки­ста­на. Чис­лен­ность 6,4 млн. чел. (2010, пе­ре­пись, включая па­мир­ские на­ро­ды). Об­ра­зу­ют так­же ком­пакт­ные груп­пы на се­ве­ро-вос­то­ке (за­пад Ба­дах­ша­на, юг Та­ха­ра, про­вин­ции Пан­дж­шер, Лаг­ман, Ка­бул, Ка­пи­са, Пар­ван, Баг­лан, Са­ман­ган) и за­па­де (фар­си­ва­ны; до­ли­ны Ге­ри­ру­да, Ха­рут­ру­да, Фа­рах­ру­да, сред­не­го Гиль­мен­да) Аф­га­ни­ста­на и се­ве­ро-вос­то­ке Ира­на (Хо­ра­сан); на юге Уз­бе­ки­ста­на (Сур­хан­дарь­ин­ская, Са­мар­канд­ская и Каш­ка­дарь­ин­ская об­лас­ти) и по ре­кам Сох, Ис­файрам­сай, Ка­сан­сай и др. по ок­раи­нам Фер­ган­ской до­ли­ны [в осн. Фер­ган­ская (со­став­ля­ют аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во в экс­кла­ве Уз­бе­ки­ста­на на тер­ри­то­рии Кир­ги­зии – Сох­ском р-не) и На­ман­ган­ская об­ла­сти на вос­то­ке Уз­бе­ки­ста­на, се­вер Бат­кен­ской обл. и юг Джалал-Абад­ской обл. на за­па­де Кир­ги­зии]. В Аф­га­ни­ста­не (до 10 млн. чел. – 2014, оцен­ка) и Уз­бе­ки­ста­не (1,5 млн. чел. – 2014, оцен­ка) со­став­ля­ют вто­рую по чис­лен­но­сти эт­нич. груп­пу; в Ира­не на­счи­ты­ва­ют 75 тыс. чел. (2011, оцен­ка), в Кир­ги­зии – 46,1 тыс. чел., в т. ч. в Бат­кен­ской обл. – 29,6 тыс. чел. (2009, пе­ре­пись). Жи­вут так­же в Рос­сии (200,3 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись), Ки­тае (ок. 40 тыс. чел.), Ка­зах­ста­не (36,3 тыс. чел. – 2009, пе­ре­пись), стра­нах Ев­ро­пы и др. Го­во­рят на тад­жик­ском язы­ке, перс. яз. и да­ри; рас­про­стра­не­ны рус. и узб. язы­ки, пуш­ту и др. В осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты, иран­ские Т. и фар­си­ва­ны – шии­ты; есть ис­маи­ли­ты.

Пред­ки Т. – вост.-иран. на­се­ле­ние Ср. Азии, соз­да­те­ли ци­ви­ли­за­ций Бак­трии, Со­гдиа­ны, Пар­фии, Мар­гиа­ны, Хо­рез­ма. Сло­же­ние Т. в еди­ный эт­нос на­ча­лось при Са­са­ни­дах (3–7 вв.). К эпо­хе Са­ма­ни­дов (9–10 вв.) вост.-иран. язы­ки бы­ли вы­тес­не­ны пер­сид­ским язы­ком (фар­си и да­ри) и за­вер­ши­лось сло­же­ние эт­нич. яд­ра Т. В сред­ние ве­ка «Т.» ср.-ази­ат. тюр­ки на­зы­ва­ли осед­лое ира­но­языч­ное на­се­ле­ние Ср. Азии (по мне­нию не­ко­то­рых учё­ных, вос­хо­дит к то­зи – «араб»). С 6 в. на­ча­лись рас­се­ле­ние по Ср. Азии тюрк. на­ро­дов и тюр­ки­за­ция её на­се­ле­ния (в осн. на рав­ни­нах), про­дол­жаю­щая­ся до­ны­не. В Уз­бе­ки­ста­не мн. Т. на­зы­ва­ют се­бя узбе­ка­ми; в рай­онах с ком­пакт­ным про­жи­ва­ни­ем Т. ве­дёт­ся пре­по­да­ва­ние на тадж. язы­ке.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для зем­ле­дельч. на­ро­дов Ср. Азии. Осн. за­ня­тие – па­шен­ное зем­ле­де­лие (пше­ни­ца, яч­мень, про­со, сор­го, бо­бо­вые, рис, хло­пок и др.) на по­лив­ных (оби, ови) зем­лях с ис­поль­зо­ва­ни­ем во­до­от­вод­ных ка­на­лов (джуй, джу­бор), ме­ста­ми – на бо­гар­ных (лал­ми). Ре­мес­ло – тка­че­ст­во (раз­ви­ты про­из-во вор­со­вых и без­вор­со­вых ков­ров, иск-во на­бой­ки), вы­шив­ка (в т. ч. зо­лот­ное ши­тьё зар­ду­зи), из­го­тов­ле­ние вой­лоч­ных ков­ров (на­мат), гон­чар­ст­во (в т. ч. про­из-во по­лив­ной ке­ра­ми­ки), резь­ба по де­ре­ву, вы­плав­ка же­ле­за, че­кан­ка по ме­тал­лу и др.; в го­ро­дах ре­мес­лен­ни­ки об­ра­зо­вы­ва­ли це­хи. В 21 в. мно­гие Т. из Тад­жи­ки­ста­на ра­бо­та­ют в Рос­сии.

Тра­диц. по­строй­ки гли­но­бит­ные или из сыр­цо­во­го кир­пи­ча пря­мо­уголь­ной фор­мы (хишт); сте­ны об­ма­зы­ва­ют­ся гип­сом (гач). Вход в дом с бо­ко­вой сто­ро­ны; пе­ред вхо­дом уст­раи­ва­ет­ся кры­тая тер­ра­са (ай­вон). Дом име­ет два жи­лых по­ме­ще­ния, раз­де­лён­ных тер­ра­сой (до­лон). Пе­ред до­мом иног­да ус­траи­ва­ют гли­но­бит­ное воз­вы­ше­ние (су­фа) с на­ве­сом; та­кие же су­фы об­ра­зу­ют ле­жан­ки, за­ни­маю­щие око­ло по­ло­ви­ны жи­лых ком­нат. При­хо­жая (дах­лиз) от­де­ле­на от жи­ло­го по­ме­ще­ния (хо­на) ус­ту­пом или пе­ре­го­род­кой, в ней мо­жет быть уст­рое­на так­же кух­ня. Хо­на ота­п­ли­ва­ет­ся оча­гом (ош­дон), сан­да­лом (сан­да­ли) или ка­ми­ном (му­ри, ка­са­ба). Де­рев. де­та­ли, гач, по­тол­ки, внутр. ни­ши по­кры­ва­ют­ся резь­бой и рос­пи­сью, сте­ны ук­ра­ша­ют вы­шив­кой (су­за­ни), ков­ра­ми. В го­сте­вой ком­на­те (мех­мон­хо­на) пол за­сти­ла­ет­ся ков­ра­ми, по пе­ри­мет­ру рас­кла­ды­ва­ют длин­ные уз­кие одея­ла для си­де­ния (кур­па­ча). Усадь­ба об­не­се­на глу­хой ог­ра­дой (ду­вал), по­строй­ки рас­по­ла­га­ют­ся по её пе­ри­мет­ру и вы­хо­дят во двор, ко­то­рый де­лит­ся на внеш­нюю (бе­рун) и внут­рен­нюю, жен­скую (да­рун), по­ло­ви­ны, так­же раз­де­лён­ные сте­ной.

Тра­диц. жен­ский кос­тюм – пла­тье-ру­ба­ха (кур­та), ша­ро­ва­ры (эзор), ха­лат на ва­те (ча­пон) или курт­ка (кас­тум) из плю­ша или бар­ха­та, го­лов­ной пла­ток (карс) или тю­бе­тей­ка (то­ки) у мо­ло­дых; за­пле­та­ют мно­же­ст­во ко­си­чек; в го­ро­дах при вы­хо­де на ули­цу ино­гда на­де­ва­ют па­ранд­жу (фа­ран­чи). Муж­чи­ны но­сят ша­ро­ва­ры, ру­ба­ху, ха­лат, под­поя­сан­ный плат­ком (ло­ки, чор­су), тю­бе­тей­ку.

Тра­диц. кух­ня Т. со­сто­ит из хле­ба (нон), мо­лоч­ных про­дук­тов (топ­лё­ное мас­ло, су­хой сыр – ку­рут, тво­рож­ный сыр – па­нир), ба­ра­ни­ны и го­вя­ди­ны. Празд­нич­ное уго­ще­ние – плов с зе­лёным ча­ем, сла­до­сти (хал­ва, сби­тые яич­ные бел­ки – ни­шал­ло, кри­стал­ли­чес­кий са­хар – на­бот и др.).

Во гла­ве об­щи­ны (ма­хал­ла) сто­ит вы­бор­ный пред­се­да­тель (ра­ис). Су­щест­ву­ет де­ле­ние на ро­ды (ав­лод). Празд­ни­ки со­про­вож­да­ют­ся вы­ступ­ле­ния­ми ка­на­то­ход­цев, со­стя­за­ния­ми (кон­ное по­ло – чав­гон­бо­зи, коз­ло­дра­ние – буз­ка­ши, борь­ба – гуш­тин­ги­ри).

Устное творчество

Уст­ное твор­че­ст­во вклю­ча­ет об­ря­до­вые, тру­до­вые, ли­рич., эпич. (в т. ч. эпос «Кёр-ог­лы» – «Гу­руг­ли», ис­пол­няю­щий­ся в спе­ци­фич. гор­ло­вой ма­не­ре) и др. пес­ни (соль­ные и в со­про­во­жде­нии муз. ин­ст­ру­мен­тов), ин­ст­ру­мен­таль­ные пье­сы. Ла­до­вая ос­но­ва – диа­то­ни­ка, встре­ча­ет­ся ге­мио­ли­ка. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­на ме­лиз­ма­ти­ка. По жан­ро­во­му со­ста­ву, ме­ло­ди­чес­ким, рит­ми­чес­ким при­зна­кам раз­ли­ча­ют­ся тра­ди­ции до­лин­ных и гор­ных Т. Проф. му­зы­ку уст­ной тра­ди­ции пред­став­ля­ют 2 осн. вет­ви. Клас­сич. ма­ком ис­то­ри­че­ски свя­зан с куль­ту­рой до­лин­ных Т., при этом в совр. тадж. ма­ко­ме, на­ря­ду с зе­раф­шан­ским сти­лем (вклю­ча­ет так­же му­зы­ку Бу­ха­ры и Са­мар­кан­да; см. Шаш­ма­ком), су­ще­ст­ву­ют ку­ляб­ский и ба­дах­шан­ский сти­ли. Фа­лак – им­про­ви­зац. тра­ди­ция, вклю­ча­ет во­каль­ные (тек­сты – ру­баи) и ин­ст­ру­мен­таль­ные, од­но­ча­ст­ные и цик­лич. жан­ры и фор­мы в сво­бодном мет­ре, по про­ис­хо­ж­де­нию свя­за­на с гор­ны­ми Т.; наи­бо­лее из­вест­ные ви­ды – фа­ла­ки ку­ло­би (ку­ляб­ский фа­лак) и фа­ла­ки по­ми­ри (па­мир­ский фа­лак; вос­хо­дит к по­хо­рон­но­му об­ря­ду). Осн. муз. ин­ст­ру­мен­ты: тан­бур, ру­боб (ру­баб), гид­жак, ду­тор (ду­тар), чанг, най, сур­най, дой­ра (дай­ра) и др. Сказ­ки (вол­шеб­ные, о жи­вот­ных, бы­то­вые и т. п.) рас­ска­зы­ва­ют­ся проф. ска­зоч­ни­ка­ми. Раз­ви­ты жанр са­ти­рич. рас­ска­за и анек­до­та (ла­ти­фа, фа­кои), ку­коль­ный те­атр (зо­ча­бо­зи, лух­так­бо­зи), ко­ме­дий­ные пред­став­ле­ния с уча­сти­ем ско­мо­ро­хов (мас­ха­ро­боз) и др.

Лит.: Га­фу­ров Б. Г. Тад­жи­ки: Древ­ней­шая, древ­няя и сред­не­ве­ко­вая ис­то­рия. М., 1972; Кар­мы­ше­ва Б. Х. Очер­ки эт­ни­чес­кой ис­то­рии юж­ных райо­нов Тад­жи­ки­ста­на и Уз­бе­ки­ста­на (по эт­но­гра­фи­чес­ким дан­ным). М., 1976; Свод тад­жик­ско­го фольк­ло­ра. М., 1981. Т. 1. Душ., 1986. Т. 2–4; Эт­но­гра­фия Тад­жи­ки­ста­на. Душ., 1985; Ма­сов Р. М. Тад­жи­ки: вы­тес­не­ние и ас­си­ми­ля­ция. Душ., 2003; Bergne P. The birth of Tajikistan: National identity and the origins of the Republic. L., 2007; Ази­зи Ф. Ма­ком и фа­лак как яв­ле­ния про­фес­сио­наль­но­го тра­ди­ци­он­но­го му­зы­каль­но­го твор­чест­ва тад­жи­ков. Душ., 2009.

Вернуться к началу