Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕ́ЛЕМЕН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

КЕ́ЛЕМЕН (Kelemen) Милко (р. 30.3.1924, Слатина), хорватский композитор и педагог. Один из самых влиятельных композиторов-авангардистов Хорватии. Из семьи музыкантов. В 1935–37 учился у К. Кольба (фортепиано, теория музыки, сольфеджио, контрапункт), с 1942 после переезда в Загреб брал уроки игры на фортепиано у М. Лоркович. В 1952 окончил Музыкальную академию в Загребе по классу композиции С. Шулека, одновременно изучал дирижирование и чтение партитур у Ф. Цауна и М. Хорвата, в 1954–55 совершенствовался в Париже у О. Мессиана и Т. Обена, а также на летних курсах в Музыкальной академии Киджи (Сиена) у В. Фрацци, в 1958–59 изучал композицию у В. Фортнера в Высшей школе музыки Фрайбурга, был слушателем Летних курсов новой музыки в Дармштадте. В 1966–68 работал в Студии электронной музыки корпорации «Siemens» (Мюнхен). Организатор (1961) и художественный руководитель (1961–79) Загребского музыкального биеннале – одного из ключевых международных фестивалей современной музыки в те годы. С 1973 жил в Штутгарте. Профессор композиции в Музыкальной академии Загреба (1955–58, 1960–65), Консерватории имени Р. Шумана в Дюссельдорфе (1969–72), Высшей школе музыки Штутгарта (1973–90), как приглашённый лектор преподавал в Йельском (1975–77) и Монреальском (1977–78) университетах, Берлинской высшей школе музыки имени Г. Эйслера (1999). Среди учеников – О. Г. Бларр, Б. Гагич, К. де Врис, Р. Радица, Д. Райт, Д. Соллима, С. Форетич, А. Хёльцки.

Как композитор начинал в стиле, близком к Б. Бартоку, среди сочинений – соната для фортепиано (1954; её высоко оценил К. А. Хартман) и «Контрапунктические этюды» для духового квинтета (1959). Международную известность К. принесла пьеса в стилистике неоклассицизма «Концертные импровизации» (1955; вошла в основной репертуар оркестра «Загребские солисты»). В 1960-е – 1970-е гг. экспериментировал с разными авангардными техниками тех лет, с акцентом на новациях в музыкальной форме и на алеаторике, среди сочинений – «Трансфигурации» для фортепиано с оркестром (1960), «Composé» (1967), виолончельный концерт «Changeant» (1969), концерт для флейты и 3 хоров «Passionato» (1972). Зачастую композитор задействовал экзотические выразительные средства («Олифан», 1974, для 2 камерных ансамблей и солиста, попеременно играющего на тромбоне, трембите, зурне, сулинге, альпийском роге и родственном ему бюхеле), применял нетрадиционную нотацию (в «Этюде для флейты соло», 1964, продолжительность музыкальных фраз и пауз регулируется дыханием исполнителя) и современные технологии (кольцевой модулятор в фортепианном концерте «Mirabilia», 1973). В те же годы заинтересовался абсурдистским музыкальным театром, написал балеты «Зеркало» (Париж, 1960), «Брошенные» (по Ф. Гарсия Лорке; Любек, 1964), оперы «Новый жилец» (франц. «Le nouveau locataire», либретто К. и Э. Ионеско; Мюнстер, 1964), «Осадное положение» (по А. Камю; Гамбург, 1970), а также масштабную по замыслу мультимедийную оперу-балет «Апокалиптика» (либретто Ф. Аррабаля на основе книг Ветхого Завета и Откровения Иоанна Богослова, прочитанных через события истории 20 в.; поставлена как опера в Граце, 1979, как балет – в Дрездене, 1983, как пантомима – в Кёльне, 1989; полностью проект не осуществлён). Начиная со скрипичного концерта «Grand jeu classique» (франц. «Большая классическая игра»; 1982) развивал «новую артикуляцию тональности», под которой подразумевал колористическое использование терцовых аккордов вне привычного слуху тонального контекста. Также с конца 1970‑х гг. (оркестровые пьесы «Магия», 1977, «Бесконечность», 1979) объяснял логику развития своего тематического материала как интерпретацию учений К. Юнга об архетипах и Р. Отто о «моментах нуминозного» [«Нонет» (1989), виолончельный концерт «Drammatico, или Реквием по Сараево» (1991); «Реквием» (1994) и «Salut au monde» (1998; оба на тексты У. Уитмена); «Архетип II» для оркестра (1996)]. На протяжении всего творческого пути К. придавал большое значение импровизационности, процесс сочинения музыки последовательно трактовал как баланс между подсознанием и интеллектом.

С 1995 в Слатине ежегодно проводится фестиваль «Дни музыки Келемена».

Лит. соч.: Labirinti zvuka: pogledi na novu glazbu. Zagreb, 1982. Poruka pateru Kolbu. Zagreb, 1995. Svjetovi zvuka. Slatina, 1999.

Вернуться к началу