Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́РТМАН КАРЛ АМАДЕУС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 775-776

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХА́РТМАН (Hartmann) Карл Ама­де­ус (2.8.1905, Мюн­хен – 5.12.1963, там же), нем. ком­по­зи­тор. Учил­ся в Мюн­хе­не у Й. Хаа­са в Гос. ака­де­мии му­зы­ки (ны­не Выс­шая шко­ла му­зы­ки и те­ат­ра) в 1924–29, за­тем у Г. Шер­хе­на (1929–1933) и А. фон Ве­бер­на (1941–42). Был по­пу­ля­ри­за­то­ром совр. му­зы­ки, ме­ж­ду 1928 и 1932 ор­га­ни­зо­вал ряд кон­цер­тов в со­труд­ни­че­ст­ве с ху­дож. груп­пой «Die Juryfreien». С при­хо­дом к вла­сти на­цис­тов в Гер­ма­нии его со­чи­не­ния пе­ре­ста­ли ис­пол­нять­ся. В 1945–63 Х. воз­глав­лял ос­но­ван­ное им об-во «Musica viva», ис­пол­няв­шее муз. со­чи­не­ния, за­пре­щён­ные в го­ды на­циз­ма. C 1945 зав. лит. ча­стью Ба­вар­ской го­су­дар­ст­вен­ной опе­ры.

Ав­тор опер, сим­фо­ни­че­ских, хо­ро­вых и ка­мер­ных про­из­ве­де­ний. Ра­бо­тал в ру­с­ле экс­прес­сио­низ­ма, не­оклас­си­циз­ма, об­ра­щал­ся к джа­зу и др. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ны 7 сим­фо­ний, в ко­то­рых от­ра­зи­лись влия­ния Г. Ма­ле­ра, А. Бер­га, А. Брук­не­ра, Б. Бар­то­ка, И. Ф. Стра­вин­ско­го. Мн. со­чи­не­ния Х. яви­лись от­кли­ком на тра­гич. со­бы­тия вре­мён на­циз­ма: сим­фо­нич. по­эма «Miserae» (1934), «Concerto funebre» (1939) и др.

Лит.: McCredie A. K. A. Hartmann. Wilhelms­haven, 1980; Jaschinski A. K. A. Hartmann: Symphonische Tradition und ihre Auflösung. Münch., 1982.

Вернуться к началу