Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕМИО́ЛИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: С. Н. Лебедев

ГЕМИО́ЛИКА (от греч. ἡμιόλιος – полуторный), в музыке интервальная система с характерным полуторатоновым интервалом (см. в ст. Роды интервальных систем

 >>
). В разных исторических контекстах интервал полуторатон интерпретировался по-разному: как «триполутон» (trihemitonium) хроматического тетрахорда в учении греков и римлян, «полудитон» (semiditonus) в средневековой западной монодии и антикизирующих полифонических сочинениях в эпоху Ренессанса (напр., у Н. Вичентино
 >>
 и К. Ле Жёна
 >>
), как «увеличенная секунда»  модализм
 >>
 – в мажорно-минорной тональности
 >>
 Нового времени. Г., воплощённая в традиционных гемиольных модальных ладах (см. в ст. Модальность
 >>
), не есть хроматическое усложнение диатоники
 >>
 (неправильно в отношении такой системы употреблять термин «условная диатоника»). К таким ладам неприложимо понятие альтерации
 >>
, поскольку каждая ступень гемиольного звукоряда обладает автономной модальной функцией, а не является модификацией базовой «натуральной» ступени
 >>
. Гемиольные звукоряды типичны для так называемой венгерской (цыганской) гаммы (напр., в пьесе «Два еврея» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского), для народной болгарской, испанской, арабской музыки, гармонического минора, гармонического мажора и др. Композиторы 19 – нач. 20 вв. часто использовали Г. для создания ориентального колорита (напр., в симфонической картине «Сеча при Керженце» в опере «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова) (см. Ориентализм
 >>
). Особый гемиольный лад  так называемый доминантовый (или андалусийский), в его основе лежит октавный звукоряд с двумя полуторатонами, например: d-es-fis-g-a-b-cis'-d' (образцы использования – в антракте к 4-му действию оперы «Кармен» Ж. Бизе, во 2-й части 3-го концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова).

Лит.: Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 2003.

Вернуться к началу