СЕ́ТИ СОЦИА́ЛЬНЫЕ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕ́ТИ СОЦИА́ЛЬНЫЕ, совокупность множественных устойчивых однородных связей в обществе, выделяемых из разносторонних отношений между акторами (индивидами, группами, организациями, др. общностями), выступающими в качестве узлов. Термин введён брит. и австрал. социальным антропологом Дж. Барнсом (1918–2010) в 1954.
В междисциплинарных исследованиях С. с., интенсивно развивающихся с нач. 1980-х гг., широко используются методы математич. и статистич. моделирования (графов теория), социограммы, введённые Я. Морено для описания структуры групп социальных и их динамики. Сеть графически изображается в виде совокупности точек, часть которых соединены линиями, обозначающими наличие связи.
Свойства С. с. в значит. степени определяются их конфигурацией (открытой, разомкнутой или закрытой, замкнутой в зависимости от соотношения числа связей вне и внутри сети; простейшие конфигурации – диада и триада, фиксирующие связи между двумя и тремя акторами), плотностью (число связей между её агентами), централизацией сети, определяемой тем, в какой мере связи агентов концентрируются вокруг одного или нескольких узлов. К свойствам С. с. относятся также уровень их гомогенности (степень однородности включённых акторов), интенсивность (количество контактов, совершённых с одними и теми же акторами в течение определённого периода времени), сила [структурная близость между акторами, измеряемая (не)готовностью к разрыву существующей связи ради установления др. связи]. Сетевые связи образуются на основе избирательности при установлении контактов – наличия у агентов сходных признаков, их репутации и известности, рекомендаций доверенных и авторитетных акторов, опыта предыдущего взаимодействия. С. с. могут строиться на основе совместной собственности, контрактных обязательств, совместного членства в организациях, родственных и дружеских связей, взаимного наблюдения или личного общения. Сетевая связь может фиксировать непосредств. взаимодействие (интеракцию) между акторами или их включённость в одну и ту же структуру.
С. с. выполняют множество функций. Они являются каналами, через которые осуществляется коммуникация, происходит обмен информацией, ресурсами, услугами, реализуются рыночные трансакции, формируется доверие как ожидание предсказуемых действий от др. акторов и накапливается социальный капитал – взаимные обязательства, которые могут быть мобилизованы включёнными в сеть акторами (Дж. С. Коулмен). Посредством С. с. осуществляется взаимоконтроль над её членами.
Сетевой подход успешно используется при анализе крупных социальных систем (теория «сетевого общества» М. Кастельса), малых групп и местных сообществ (Б. Уэллман), при анализе рынков в экономической социологии (Х. Уайт, У. Бейкер, У. Пауэлл) и др. Его применение позволило обнаружить, что при поиске работы более эффективными оказываются не сильные связи с родственниками и близкими друзьями, а слабые связи с коллегами или случайными знакомыми (М. Грановеттер). Слабые связи выводят акторов на др. сети, расширяя число контактов и источников информации. Сетевые связи используются при построении новых гибких форм организации, подобных прямым продажам (сетевому маркетингу). Важную роль играют межорганизац. сети, построенные на перекрёстном владении собственностью, устойчивых контрактных и субконтрактных связях и т. д.
Иное представление о С. с. было сформировано в рамках акторно-сетевого подхода, рассматривающего материальные объекты (вещи, технологии, калькулятивные устройства) как равноправные элементы социальных отношений, включённые в гетерогенную сеть и участвующие в качестве актантов в распределённом действии наряду с человеческими существами (Б. Латур, М. Каллон, К. Кнорр-Цетина).
Виртуальные социальные сети
Возникновение Интернета позволило создать виртуальные С. с., которые представляют собой интерактивные многопользовательские сайты или онлайн-сервисы (термин появился в 2000-х гг.) для построения, репрезентации и поддержания социальных отношений. Контент виртуальных С. с. наполняется самими участниками; они являются частью новых социальных медиа, наряду с блогами, платформами для совместного производства контента (Wikipedia, YouTube), виртуальными социальными и игровыми мирами. Отличительными признаками С. с. являются создание персональных профилей и списков контактов («друзей»), допускаемых к персональной информации, а также возможность смотреть списки контактов, сформированные др. участниками данного сервиса (Д. Бойд). Первым социально-сетевым ресурсом принято считать амер. портал classmates.com (созд. в 1996 Р. Конрадсом), который предоставлял всем желающим возможность найти своих одноклассников, однокурсников и сослуживцев (рос. аналог «Одноклассники» запущен в 2006), в 1997 Э. Вейнрейхом создан SixDegrees.com (закрыт в 2001), который изначально предоставил возможность пользователям создавать личные профили, списки своих друзей.
На основе технологии Web 2.0 (создана в 2005 Т. О’Райли), особенностью которой является принцип привлечения пользователей к наполнению (напр., найдя на одном из таких сайтов совершенно незнакомого для себя человека, можно увидеть цепочку промежуточных знакомств, через которую вы с ним связаны), построены С. с.: LinkedIn, MySpace и Facebook (организация признана экстремистской, деятельность запрещена на территории РФ) [первая сеть, в которой было открыто более миллиарда аккаунтов (хранимая в компьютерной сети совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания и предоставления доступа к его личным данным)], «Мой круг», Twitter (обмен короткими сообщениями), Instagram (организация признана экстремистской, деятельность запрещена на территории РФ) (обмен фотографиями и видеозаписями) и др.
С. с. превратились в форму альтернативных медиа, где не просто выросли потоки распространяемой и обмениваемой информации, но каждый может стать производителем контента. Стали возможными новые формы дистанционной работы, в т. ч. совместной, не требующей физич. соприсутствия. С. с. стали основой образования виртуальных сообществ, создаваемых вокруг общих интересов, взглядов, форм деятельности (профессиональной, культурной, бытовой), выступили инструментом гражд. мобилизации и протестных политич. движений.
Использование новых технологий усилило коммуникативную автономию участников С. с. (М. Кастельс), но в то же время расширило возможности социального контроля, сопряжённые с размыванием границ между частным и публичным.