ЭКОНОМИ́ЧЕСКАЯ СОЦИОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭКОНОМИ́ЧЕСКАЯ СОЦИОЛО́ГИЯ, анализ экономич. явлений с использованием понятий и инструментария социологии. В отличие от традиц. экономич. теории, в Э. с. любое экономич. действие укоренено в социальных отношениях, которые понимаются как относительно устойчивые и селективные (избирательные) связи между людьми, группами, организациями и включают структурные, институциональные, властные и культурные элементы.
Основы Э. с. сформировались на рубеже 19–20 вв., когда М. Вебер создал систему её осн. понятий. Важную роль в становлении основ Э. с. сыграли труды К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, позднее Т. Парсонса и К. Поланьи. В 1980-е гг. в США, затем в Европе возникла «новая» Э. с., сформировались её осн. подходы. Программа новой Э. с. сформулирована в статье М. Грановеттера «Economic action and social structure: The problem of embeddedness» (1985, рус. пер. – «Экономическое действие и социальная структура: проблема укоренённости», 2002). Важную роль в становлении совр. Э. с. в 1990-е гг. сыграли труды Р. Сведберга.
Выделяют неск. подходов. Сетевой подход (амер. учёные Х. Уайт, Р. Берт, У. Пауэлл, Д. Старк, Б. Уцци) представляет хозяйство как совокупность устойчивых однородных связей между индивидами и фирмами, не сводимых к рыночным и внутриорганизационным отношениям. Свойства сети, которые во многом определяются её конфигурацией, важнее свойств отд. акторов. В сетях реализуются рыночные трансакции, происходит обмен информацией, ресурсами, услугами, формируется доверие как ожидание предсказуемых действий др. акторов, накапливается социальный капитал.
Сторонники экологического подхода (амер. учёные М. Ханнан, Дж. Фриман, Х. Олдрич) предполагают, что адаптивные способности организаций, в т. ч. к имитации наиболее успешных практик, ограничены ввиду структурной инерции. Изменения под воздействием внешней среды происходят не столько вследствие приспособления ранее возникших организационных форм, сколько путём их вымирания в результате конкурентного отбора. Организационное разнообразие обусловлено возникновением новых форм.
Представители нового институционализма [амер. учёные Дж. Мейер, Н. Биггарт, В. Ни, Р. Скотт, Н. Флигстин (Флигстейн)] считают, что организации формируются под воздействием институтов, которые понимаются как правила поведения и способы поддержания этих правил. Правила не только выступают как внешние ограничения, но и воспроизводятся в соответствии с их общим пониманием акторами. Институциональный изоморфизм, вызываемый давлением среды, и забота о собств. легитимности заставляют организации выстраивать своё поведение в соответствии с формальными процедурами, заимствовать успешные практики, что порождает сходство организаций. Относительно случайный отбор и зависимость от предшествующего развития объясняют воспроизводство не самых эффективных организационных форм.
Представители политико-экономического подхода (амер. учёные Ф. Блок, Б. Карратерс, П. Эванс) анализируют на макроуровне взаимодействие государства и хозяйства, исследуют институциональные механизмы и множественные модели капиталистич. хозяйства.
Социокультурный подход (амер. учёные М. Аболафия, П. Димаджио, Ф. Доббин, В. Зелизер) предполагает изучение экономич. действий в контексте культуры – знаний, навыков, норм, ценностей, символов и смыслов. Они помогают людям формулировать цели, оценивать ресурсы, вырабатывать присущие конкретному сообществу стратегии и идентичности, совмещать экономич. и социальные действия, не смешивая их по смыслу.
Во Франции П. Бурдье предлагает концепцию полей, структурированных распределением экономич., социального и культурного капитала между акторами. По мнению Бурдье, устойчивость предпочтений человека зависит не от его рациональности, а от габитуса [длительное воспроизведение устойчивых диспозиций (предрасположенности) к восприятию, классификации и оценке практик]. Различия в потреблении зависят не только от уровня дохода, но и от разного культурного капитала – накопленных в процессе социализации практич. знаний, позволяющих человеку распознавать и оценивать действия др. людей. Л. Болтански и Л. Тевено предложили теорию конвенций. В случае конфликта люди стремятся обосновать справедливость своих позиций, наряду с рациональными аргументами учитывают логику функционирования материальных объектов и апеллируют к разным порядкам обоснования ценности, за которыми скрываются разные «грады» (способы генерализации). В процессе взаимной критики люди ищут точки пересечения своих позиций (эквивалентности) и достигают конвенций, которые затем проходят проверку реальностью.
Представители всех направлений новой Э. с. понимают экономич. действия как социальные и критикуют не только традиц. экономич. теорию, но и доминировавшие в социологии в сер. 20 в. марксизм и структурный функционализм. Ключевыми объектами изучения совр. Э. с. стали рынки (потребительские, финансовые, трудовые), по-новому ставятся вопросы цены и ценности (П. Асперс, Й. Беккерт, М. Фуркад и др.).
Новая Э. с. подвергается критике в рамках перформативного подхода в Э. с. (М. Каллон, К. Кнорр-Цетина), приверженцы которого утверждают, что экономич. теория не просто отражает, но форматирует хозяйств. процессы, нужно изучать, как она порождает экономич. действие. По мнению представителей этого подхода, возникают новые формы социальных отношений.
В СССР Э. с. развивалась как социология труда и анализ социальной структуры общества (А. Г. Здравомыслов, Л. А. Гордон, О. И. Шкаратан, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов и др.). Первая науч. школа Э. с. сформировалась в нач. 1980-х гг. в Новосибирске под рук. Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной. С 2000-х гг. осн. исследовательским и образовательным центром Э. с. в России стал Гос. ун-т «Высшая школа экономики». С 2000 издаётся электронный ж. «Экономическая социология».