КА́СТЕЛЬС
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́СТЕЛЬС (Castells) Мануэль (р. 9.2.1942, Эллин, Испания), исп. социолог. В 1958–1962 учился в Барселонском ун-те. Участвовал в антифранкистском движении; в 1962 эмигрировал во Францию. В 1964 окончил ф-т права и экономики в Сорбонне; ученик А. Турена. В 1967–68 преподавал социологию в ун-те Париж X в Нантере (исключён из-за участия в студенч. протестах), затем в парижской Высшей школе социальных наук. В 1979–98 проф. Калифорнийского ун-та (Беркли), в 1988–93 директор Ин-та социологии новых технологий при Автономном ун-те в Мадриде; с 2001 проф. Открытого ун-та (Барселона), с 2003 проф. в Анненбергской школе коммуникаций Южно-Калифорнийского ун-та. Читал лекции в ун-тах 39 стран мира, в т. ч. в Моск. и Новосибирском ун-тах, в Высшей школе экономики (Москва).
Консультировал правительства ряда государств и междунар. организации, в т. ч. в 1992 Правительство России (находясь в составе междунар. группы экспертов). Рекомендации этой группы, согласно которым государство должно было сохранять контроль над процессами приватизации (с тем чтобы предотвратить передел крупной собственности до того, как будет создан класс мелких и средних собственников), не были востребованы рос. правительством.
В книгах «Городской вопрос» («La Question urbaine», 1972) и «Город и его обыватели» («The city and the grassroots», 1983) разрабатывал теорию развития города. В работе «Информациональный город» («The informational city», 1989) ввёл понятие «пространство потоков» – информационных, технологических, финансовых и т. п., благодаря которым происходит глобализация экономич. и социальных процессов.
В фундам. труде «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» («Information age: economy, society and culture», vol. 1–3, 1996–98, рус. пер. 2000) анализируется характер новой, универсальной социальной структуры – «сетевого общества», вызванного к жизни появлением нового способа развития – «информационализма», который возник в кон. 20 в. в результате перестройки капиталистич. системы и основу которого составляет интегрированная система гибких, постоянно обновляющихся информац. и коммуникац. технологий. В отличие от индустриализма, гл. источником производительности становится теперь технология произ-ва знания, обработки информации и её эффективного применения и развития («воздействие знания на само знание»). Складывающаяся начиная с 1980-х гг. глобальная «информациональная» экономика способна функционировать как единое целое в реальном времени в масштабах всей планеты. Решающим для развития стран и континентов в рамках мировой экономики оказывается обладание информац. технологиями (в частности, сетями Интернет); страны и регионы (напр., в Африке), не имеющие доступа к этим технологиям или не осваивающие их, оказываются под угрозой исключения из мирового разделения труда, образуя, по К., «четвёртый мир».
Отмечая, что дерегуляция рынка и приватизация не являются развивающим механизмом, К. придаёт важнейшее значение таким стратегиям позитивных изменений, как технологич. и образоват. политика. На многочисл. примерах (от США до Китая и Индии) он показывает, что во всём мире государство было инициатором и гл. двигателем информац.-технологич. революции, содействовавшим развитию рынков и финансировавшим макроисследовательские программы. В то же время децентрализованные инновации стимулировались культурой технологич. активности и примерами быстрого личного успеха. Конфликты, возникающие из-за увеличивающейся дистанции между глобализацией с характерным для неё абстрактным инструментализмом сетевых информац. потоков и исторически сложившейся «коллективной идентичностью» конкретных субъектов, приводят к появлению оппозиционных социальных движений (в частности, экологического, феминистского и т. п.).