Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРУ́ППА СОЦИА́ЛЬНАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 86

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Дубовская

ГРУ́ППА СОЦИА́ЛЬНАЯ, общ­ность лю­дей, вы­де­ляе­мая из бо­лее ши­ро­ко­го со­ци­аль­но­го кон­тек­ста по ка­ко­му-ли­бо при­зна­ку (тер­ри­то­ри­аль­но­му, куль­тур­но­му, эко­но­мич., де­мо­гра­фич., род­ст­ва и т. п.). Для су­ще­ст­во­ва­ния Г. с. важ­ны как со­ци­аль­ные пред­по­сыл­ки (ме­сто в со­ци­аль­ной струк­ту­ре, реа­ли­за­ция оп­ре­де­лён­ных функ­ций), так и пси­хо­ло­ги­че­ские (при­чи­ны при­хо­да в груп­пу кон­крет­ных лю­дей). Г. с. не яв­ля­ет­ся про­стой со­во­куп­но­стью вклю­чён­ных в неё лю­дей, её осо­бен­но­сти не вы­во­дят­ся на­пря­мую из ин­ди­ви­ду­аль­ных ха­рак­те­ри­стик чле­нов груп­пы; объ­е­ди­не­ние лю­дей в Г. с. при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию но­во­го субъ­ек­та об­ществ. от­но­ше­ний и но­вой пси­хо­ло­гич. ре­аль­но­сти – груп­по­вой пси­хо­ло­гии. Г. с. иг­ра­ет боль­шую роль в ста­нов­ле­нии лич­но­сти и иден­тич­но­сти вклю­чён­ных в неё лю­дей.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная и гло­баль­ная клас­си­фи­ка­ция Г. с. вы­де­ля­ет боль­шие и ма­лые груп­пы. По­ми­мо раз­ме­ра Г. с., это де­ле­ние ос­но­ва­но на на­ли­чии или от­сут­ст­вии не­по­сред­ст­вен­но­го взаи­мо­дей­ст­вия в груп­пе и уко­ре­нён­но­сти груп­пы в со­ци­аль­ной струк­ту­ре.

Большая группа

Этим тер­ми­ном обо­зна­ча­ют обыч­но мно­го­числ. со­об­ще­ст­во лю­дей, за­ни­маю­щих оп­ре­де­лён­ное ме­сто в со­ци­аль­ной струк­ту­ре и сло­жив­шее­ся в про­цес­се ис­то­рич. раз­ви­тия (клас­сы, на­ции, эт­нич. груп­пы, со­ци­аль­ные слои и др.). К боль­шим груп­пам от­но­сит­ся так­же тол­па – сти­хий­но воз­ни­каю­щее в к.-л. мес­те ско­п­ле­ние боль­шо­го чис­ла лю­дей, объ­е­ди­нён­ное об­щим, яр­ко вы­ра­жен­ным эмо­цио­наль­ным со­стоя­ни­ем. Для тол­пы ха­рак­тер­ны сла­бая струк­тури­ро­ван­ность (или же от­сут­ст­вие её во­все) и ир­ра­цио­наль­ность ре­гу­ля­ции дей­ст­вий.

Изу­че­ние тол­пы вос­хо­дит к «пси­хо­ло­гии масс» нач. 20 в., у ис­то­ков ко­то­рой стоя­ли Г. Тард, Г. Ле­бон и др. Его осн. про­бле­мы: при­чи­ны и ме­ха­низ­мы воз­ник­но­ве­ния тол­пы и её ди­на­ми­ка, из­ме­не­ние по­ве­де­ния отд. че­ло­ве­ка в ре­зуль­та­те груп­по­во­го дав­ле­ния боль­шой мас­сы лю­дей, ме­ха­низ­мы управ­ле­ния этой мас­сой, взаи­мо­дей­ст­вие во­ж­дя и тол­пы. В ка­че­ст­ве осн. ме­ха­низ­мов воз­дей­ст­вия в тол­пе рас­смат­ри­ва­ют эмо­цио­наль­ное «за­ра­же­ние», вну­ше­ние, под­ра­жа­ние.

Изу­че­ние ор­га­ни­зо­ван­ных боль­ших групп – меж­дис­ци­п­ли­нар­ная об­ласть, вклю­чаю­щая в се­бя ра­бо­ты по ис­то­рии, со­цио­ло­гии, эт­но­ло­гии, эт­ноп­си­хо­ло­гии, со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, ген­дер­ной пси­хо­ло­гии и др. Важ­ней­шей ха­рак­те­ри­сти­кой боль­шой груп­пы яв­ля­ет­ся её об­раз жиз­ни. По­ве­де­ние боль­шой груп­пы ре­гу­ли­ру­ют ис­то­ри­че­ски сло­жив­шие­ся нра­вы, обы­чаи, тра­ди­ции, цен­но­сти, оп­ре­де­ляю­щие её ха­рак­тер, пси­хич. склад. В пси­хо­ло­гич. струк­ту­ру боль­шой груп­пы вхо­дит эмо­цио­наль­но-мо­ти­ва­ци­он­ная сфе­ра, вклю­чаю­щая по­треб­но­сти, ин­те­ре­сы, на­строе­ния и др.

Малая группа

Её ха­рак­те­ри­зу­ет пре­ж­де все­го на­ли­чие не­по­сред­ст­вен­ных лич­ных кон­так­тов. Всту­п­ле­ние в кон­крет­ную груп­пу мо­жет быть обу­слов­ле­но по­треб­но­стью при­над­ле­жать к ней (в си­лу при­вле­ка­тель­но­сти для че­ло­ве­ка са­мой груп­пы, её чле­нов или груп­по­вой дея­тель­но­сти), по­сто­рон­ни­ми мо­ти­ва­ми (напр., для дос­ти­же­ния ка­ких-то дру­гих це­лей) или об­стоя­тель­ст­ва­ми (напр., ро­ж­де­ние ре­бён­ка в се­мье).

Изу­че­ние ма­лых групп – ста­рей­шая и наи­бо­лее ин­тен­сив­но раз­ра­ба­ты­вае­мая об­ласть со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии. Сре­ди раз­но­об­раз­ных клас­си­фи­ка­ций ма­лых групп наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны сле­дую­щие.

Ор­га­ни­зо­ван­ные (фор­маль­ные, офи­ци­аль­ные) и спон­тан­ные (не­фор­маль­ные, не­офи­ци­аль­ные) груп­пы. Ор­га­ни­зо­ван­ные груп­пы соз­да­ют­ся об­ще­ст­вом спе­ци­аль­но для ре­ше­ния ка­ких-то за­дач. Спон­тан­ные груп­пы за­ро­ж­да­ют­ся сти­хий­но, как в не­драх ор­га­ни­зо­ван­ных групп, так и вне их (напр., ком­па­нии дру­зей); ес­ли не­фор­маль­ные кон­так­ты за­вя­зы­ва­ют­ся внут­ри ор­га­ни­зо­ван­ной груп­пы, то го­во­рят о не­фор­маль­ной струк­ту­ре (напр., эмо­цио­наль­ные пред­поч­те­ния лю­дей в проф. кол­лек­ти­ве), ко­то­рая су­ще­ст­ву­ет на­ря­ду с офиц. струк­ту­рой груп­пы (здесь воз­ни­ка­ет во­прос о со­от­но­ше­нии ме­ж­ду ни­ми).

От­кры­тые и за­кры­тые груп­пы. В совр. об­ще­ст­ве поч­ти лю­бая ма­лая груп­па яв­ля­ет­ся от­кры­той, дос­туп­ной влия­ни­ям внеш­не­го ми­ра, од­на­ко сте­пень этой дос­туп­но­сти мо­жет быть очень раз­ной. Сре­ди от­но­си­тель­но за­кры­тых групп – ар­мей­ские под­раз­де­ле­ния, экс­пе­ди­ции, эки­па­жи су­дов в пла­ва­нии, эт­нич. диа­спо­ры в круп­ных го­ро­дах и т. п. Сте­пень за­кры­то­сти груп­пы оп­ре­де­ля­ет­ся в т. ч. и тем, на­сколь­ко лег­ко мож­но стать чле­ном дан­ной груп­пы или же вый­ти из её со­ста­ва.

По про­дол­жи­тель­но­сти су­ще­ст­во­ва­ния груп­пы под­раз­де­ля­ют­ся на от­но­си­тель­но по­сто­ян­ные и вре­мен­ные. Важ­ной ха­рак­те­ри­сти­кой яв­ля­ет­ся вос­при­ятие чле­на­ми груп­пы вре­ме­ни её су­ще­ст­во­ва­ния; напр., школь­ный класс, соз­дан­ный на неск. лет, вос­при­ни­ма­ет­ся уче­ни­ка­ми как по­сто­ян­ный. Од­на­ко ес­ли груп­па не иг­ра­ет в жиз­ни че­ло­ве­ка серь­ёз­ной ро­ли, то не­за­ви­си­мо от вре­ме­ни её су­ще­ст­во­ва­ния он бу­дет вос­при­ни­мать её как вре­мен­ную.

По сте­пе­ни зна­чи­мо­сти для ин­ди­ви­да груп­пы де­лят­ся на груп­пы член­ст­ва и ре­фе­рент­ные груп­пы. Ес­ли пре­бы­ва­ние че­ло­ве­ка в груп­пе не свя­за­но с сис­те­мой его цен­но­стей, то речь идёт о груп­пе член­ст­ва; ес­ли че­ло­век раз­де­ля­ет нор­мы и цен­но­сти груп­пы и со­от­но­сит с ни­ми свои взгля­ды, то та­кая груп­па вы­сту­па­ет для не­го как ре­фе­рент­ная. Воз­мо­жен ва­ри­ант, ко­гда ин­ди­вид не яв­ля­ет­ся чле­ном сво­ей ре­фе­рент­ной груп­пы. Для оцен­ки от­но­ше­ний «че­ло­век – груп­па» ва­жен имен­но фак­тор её ре­фе­рент­но­сти для не­го.

Ниж­ней ко­ли­че­ст­вен­ной гра­ни­цей ма­лой груп­пы яв­ля­ет­ся диа­да. Ма­ло­чис­ленные груп­пы (2–4 чел.) в пси­хо­ло­гическом пла­не ха­рак­те­ри­зу­ют­ся, как пра­ви­ло, вы­со­ким уров­нем эмо­цио­наль­ной на­сы­щен­но­сти от­но­ше­ний и не­ко­то­рой их на­вя­зан­но­стью, т. к. чле­ны груп­пы вклю­че­ны во всё мно­го­об­ра­зие внут­ри­груп­по­вой си­туа­ции. В бо­лее мно­го­численных груп­пах воз­мож­на бóльшая диф­фе­рен­ци­ро­ван­ность от­но­ше­ний. Оп­ти­маль­ный раз­мер груп­пы свя­зан со струк­ту­рой и це­ля­ми груп­по­вой дея­тель­но­сти, тра­ди­ци­он­но та­ко­вым счи­та­ет­ся 7–12 чел., од­на­ко в реаль­но­сти это мо­жет быть кол­лек­тив раз­ме­ром 20 и 30 чел., – не­об­хо­ди­мо лишь, что­бы чле­ны груп­пы на­хо­ди­лись в не­по­средств. взаи­мо­дей­ст­вии и ус­пеш­но дос­ти­га­ли по­став­лен­ных це­лей.

Важ­ней­шая ха­рак­те­ри­сти­ка ма­лой груп­пы – груп­по­вые нор­мы, свя­зан­ные с цен­но­стя­ми той общ­но­сти, в кон­тек­сте ко­то­рой она су­ще­ст­ву­ет, и влияю­щие на фор­ми­ро­ва­ние лич­ных норм чле­нов дан­ной груп­пы. Груп­по­вая нор­ма за­да­ёт пра­ви­ла, ре­гу­ли­рую­щие по­ве­де­ние чле­нов груп­пы в кон­крет­ной зна­чи­мой для неё си­туа­ции. Вы­де­ля­ют тра­диц. «нор­мы боль­шин­ст­ва» и ме­нее оче­вид­ные «нор­мы мень­шин­ст­ва», су­ще­ст­во­ва­ние ко­то­рых так­же влия­ет на си­туа­цию в ма­лой груп­пе.

В ди­на­мич. ас­пек­тах жиз­ни ма­лой груп­пы вы­де­ля­ют: груп­по­вое дав­ле­ние, груп­по­вое при­ня­тие ре­ше­ний, управ­ле­ние груп­пой (ли­дер­ст­во и ру­ко­во­д­ство), а так­же соб­ст­вен­но груп­по­вую ди­на­ми­ку, т. е. раз­ви­тие груп­пы как пси­хо­ло­гич. общ­но­сти.

Лит.: Classic contributions to social psycho­logy / Ed. T. P. Hollander, P. G. Hunt. N. Y.; L., 1972; Stogdill R. Handbook of leadership. 2nd ed. N. Y.; L., 1981; Homans G. The human group. New Brunswick, 1992; Арон­сон Э. Об­ще­ст­вен­ное жи­вот­ное. М., 1998; Мос­ко­ви­чи С. Ма­ши­на, тво­ря­щая бо­гов. М., 1998; Сте­фа­нен­ко Т. Г. Эт­ноп­си­хо­ло­гия. М., 1999; Кри­чев­ский Р. Л., Ду­бов­ская Е. М. Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия ма­лой груп­пы. М., 2001; Ан­д­рее­ва Г. М., Бо­го­мо­ло­ва Н. Н., Пет­ров­ская Л. А. За­ру­беж­ная со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия ХХ сто­ле­тия. М., 2002; Пси­хо­ло­гия и куль­ту­ра / Ред. Д. Ма­цу­мо­то. СПб., 2003; Ан­дрее­ва Г. М. Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия. 5-е изд. М., 2006.

Вернуться к началу