ГРУ́ППА СОЦИА́ЛЬНАЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРУ́ППА СОЦИА́ЛЬНАЯ, общность людей, выделяемая из более широкого социального контекста по какому-либо признаку (территориальному, культурному, экономич., демографич., родства и т. п.). Для существования Г. с. важны как социальные предпосылки (место в социальной структуре, реализация определённых функций), так и психологические (причины прихода в группу конкретных людей). Г. с. не является простой совокупностью включённых в неё людей, её особенности не выводятся напрямую из индивидуальных характеристик членов группы; объединение людей в Г. с. приводит к возникновению нового субъекта обществ. отношений и новой психологич. реальности – групповой психологии. Г. с. играет большую роль в становлении личности и идентичности включённых в неё людей.
Наиболее распространённая и глобальная классификация Г. с. выделяет большие и малые группы. Помимо размера Г. с., это деление основано на наличии или отсутствии непосредственного взаимодействия в группе и укоренённости группы в социальной структуре.
Большая группа
Этим термином обозначают обычно многочисл. сообщество людей, занимающих определённое место в социальной структуре и сложившееся в процессе историч. развития (классы, нации, этнич. группы, социальные слои и др.). К большим группам относится также толпа – стихийно возникающее в к.-л. месте скопление большого числа людей, объединённое общим, ярко выраженным эмоциональным состоянием. Для толпы характерны слабая структурированность (или же отсутствие её вовсе) и иррациональность регуляции действий.
Изучение толпы восходит к «психологии масс» нач. 20 в., у истоков которой стояли Г. Тард, Г. Лебон и др. Его осн. проблемы: причины и механизмы возникновения толпы и её динамика, изменение поведения отд. человека в результате группового давления большой массы людей, механизмы управления этой массой, взаимодействие вождя и толпы. В качестве осн. механизмов воздействия в толпе рассматривают эмоциональное «заражение», внушение, подражание.
Изучение организованных больших групп – междисциплинарная область, включающая в себя работы по истории, социологии, этнологии, этнопсихологии, социальной психологии, гендерной психологии и др. Важнейшей характеристикой большой группы является её образ жизни. Поведение большой группы регулируют исторически сложившиеся нравы, обычаи, традиции, ценности, определяющие её характер, психич. склад. В психологич. структуру большой группы входит эмоционально-мотивационная сфера, включающая потребности, интересы, настроения и др.
Малая группа
Её характеризует прежде всего наличие непосредственных личных контактов. Вступление в конкретную группу может быть обусловлено потребностью принадлежать к ней (в силу привлекательности для человека самой группы, её членов или групповой деятельности), посторонними мотивами (напр., для достижения каких-то других целей) или обстоятельствами (напр., рождение ребёнка в семье).
Изучение малых групп – старейшая и наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии. Среди разнообразных классификаций малых групп наиболее распространены следующие.
Организованные (формальные, официальные) и спонтанные (неформальные, неофициальные) группы. Организованные группы создаются обществом специально для решения каких-то задач. Спонтанные группы зарождаются стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их (напр., компании друзей); если неформальные контакты завязываются внутри организованной группы, то говорят о неформальной структуре (напр., эмоциональные предпочтения людей в проф. коллективе), которая существует наряду с офиц. структурой группы (здесь возникает вопрос о соотношении между ними).
Открытые и закрытые группы. В совр. обществе почти любая малая группа является открытой, доступной влияниям внешнего мира, однако степень этой доступности может быть очень разной. Среди относительно закрытых групп – армейские подразделения, экспедиции, экипажи судов в плавании, этнич. диаспоры в крупных городах и т. п. Степень закрытости группы определяется в т. ч. и тем, насколько легко можно стать членом данной группы или же выйти из её состава.
По продолжительности существования группы подразделяются на относительно постоянные и временные. Важной характеристикой является восприятие членами группы времени её существования; напр., школьный класс, созданный на неск. лет, воспринимается учениками как постоянный. Однако если группа не играет в жизни человека серьёзной роли, то независимо от времени её существования он будет воспринимать её как временную.
По степени значимости для индивида группы делятся на группы членства и референтные группы. Если пребывание человека в группе не связано с системой его ценностей, то речь идёт о группе членства; если человек разделяет нормы и ценности группы и соотносит с ними свои взгляды, то такая группа выступает для него как референтная. Возможен вариант, когда индивид не является членом своей референтной группы. Для оценки отношений «человек – группа» важен именно фактор её референтности для него.
Нижней количественной границей малой группы является диада. Малочисленные группы (2–4 чел.) в психологическом плане характеризуются, как правило, высоким уровнем эмоциональной насыщенности отношений и некоторой их навязанностью, т. к. члены группы включены во всё многообразие внутригрупповой ситуации. В более многочисленных группах возможна бóльшая дифференцированность отношений. Оптимальный размер группы связан со структурой и целями групповой деятельности, традиционно таковым считается 7–12 чел., однако в реальности это может быть коллектив размером 20 и 30 чел., – необходимо лишь, чтобы члены группы находились в непосредств. взаимодействии и успешно достигали поставленных целей.
Важнейшая характеристика малой группы – групповые нормы, связанные с ценностями той общности, в контексте которой она существует, и влияющие на формирование личных норм членов данной группы. Групповая норма задаёт правила, регулирующие поведение членов группы в конкретной значимой для неё ситуации. Выделяют традиц. «нормы большинства» и менее очевидные «нормы меньшинства», существование которых также влияет на ситуацию в малой группе.
В динамич. аспектах жизни малой группы выделяют: групповое давление, групповое принятие решений, управление группой (лидерство и руководство), а также собственно групповую динамику, т. е. развитие группы как психологич. общности.