ПОРТА́Л
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОРТА́Л в информатике (от англ. portal – главный вход, ворота), крупный веб-сайт или служба Интернета, предоставляющие пользователям информационные ресурсы и сервисы (электронную почту, поисковые системы, новостные ленты, форумы и др.). Структурно П. включает в себя информац., презентац. и адм. части. В основе П. лежит информац. часть, обеспечивающая его наполнение полезным содержанием; презентационная – «отвечает» за представление содержания в желаемой форме и организацию навигации с учётом требований конкретного пользователя; административная – за регистрацию, аутентификацию (процедура проверки подлинности, напр. проверка подлинности пользователя путём сравнения введённого им пароля с паролем в базе данных пользователей) и управление пользователями П., а также реализует сбор статистики и привилегированный доступ для управления порталом.
Интерес к П. связан с взрывным ростом популярности Интернета (кон. 1990-х гг.) и резким скачком численности непрофессиональных пользователей интернет-браузеров, для которых, как правило, первым шагом во Всемирную паутину становился П. провайдера услуг доступа в Интернет (напр., America Online).
Различают П. публичные (тематич., контентные, образоват., широкого профиля, агрегаторы и др.), функционирующие на основе интернет-служб и доступные всем пользователям, имеющим интернет-доступ, и корпоративные П., работающие на основе корпоративных сетевых служб и доступные только пользователям определённых организаций и предприятий. Тематич. П. (напр., портал госуслуг РФ http://www.gosuslugi.ru/) консолидируют ресурсы сходной тематич. направленности, чем значительно облегчают поиск требуемой информации либо услуги. Контентные П. предоставляют удобный доступ к компьютерным играм, худож. фильмам, книгам и иным формам контента (англ. content – содержание); при этом дополнительно пользователь имеет возможность ознакомиться с тематич. подборкой новостей, подписаться на рассылку уведомлений по интересующим его вопросам и т. д. Образоват. П. ориентированы на предоставление услуг по дистанционному обучению и включают в себя как учебные материалы (тексты лекций, презентации, электронные версии учебников), так и средства контроля полученных знаний (тесты, опросники). П. широкого профиля (напр., «Yahoo!», «Яндекс», «Mail.ru», MSN) обычно включают достаточно разноплановую информацию: сводку последних новостей в мире и регионах, прогноз погоды и загруженность дорог, курсы валют и акций, ссылки для входа в почту, форумы и социальные сети, рекламные объявления и поиск товаров, опросы мнения посетителей П., доступ к локальной либо глобальной поисковой машине (часть поисковой системы) и др. П., специализирующиеся на объединении однородной информации, иногда называют агрегаторами; напр., новостной агрегатор собирает в единую ленту новости с нескольких новостных сайтов, а поисковый агрегатор выполняет поиск при помощи нескольких поисковых машин одновременно. Корпоративные П. используются для двунаправленной связи руководства с сотрудниками, освещения новостей и событий компании, интеграции с внутрикорпоративными социальными сетями, поиска в локальной сети и самообучения сотрудников. При тесной интеграции П. в корпоративную инфраструктуру он также используется для поддержки разл. бизнес-процессов, напр. для обслуживания и самообслуживания сотрудников (услуги системного администрирования, заказ документов из отдела кадров и пр.), для хранения и управления доступом к рабочим документам и др.