Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЛАВЯ́НО-ГРЕ́КО-ЛАТИ́НСКАЯ АКАДЕ́МИЯ

СЛАВЯ́НО-ГРЕ́КО-ЛАТИ́НСКАЯ АКА­ДЕ́МИЯ (Спас­ские шко­лы, Мос­ков­ская ака­де­мия и др.), цер­ков­но-гос. учеб­ное за­ве­де­ние в Рос­сии в кон. 17 – нач. 19 вв. От­кры­та как шко­ла греч. ие­ро­мо­на­хов бр. И. и С. Ли­ху­дов. Рас­по­ла­га­лась в Бо­го­яв­лен­ском мон. (1685–87) и Заи­ко­нос­пас­ском мо­на­сты­ре (1687–1814) в Мо­ск­ве. При ор­га­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са реа­ли­зо­ва­ны отд. по­ло­же­ния ос­тав­ше­го­ся не­ут­вер­ждён­ным про­ек­та «учи­ли­ща» с ака­де­мич. ста­ту­сом – «При­ви­ле­гии…» [раз­ра­бо­тан в 1681 Силь­ве­ст­ром (Мед­ве­де­вым) с учё­том идей Си­ме­о­на По­лоц­ко­го при под­держ­ке ца­ря Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча]. На­хо­ди­лась под «при­зре­ни­ем» пат­ри­ар­хов Ио­а­ки­ма (до 1690) и Ад­риа­на (1690–1700), за­тем под про­тек­ци­ей митр. Ря­зан­ско­го и Му­ром­ско­го Сте­фа­на Явор­ско­го [со вре­ме­ни ме­ж­ду 16(27).12.1700 и 11(22).1.1701, фак­ти­че­ски до сер. 1718] и в ве­де­нии Свя­тей­ше­го Си­но­да (с 1721). Воз­глав­ля­лась С. Ли­ху­дом (до осе­ни 1694), с 1700 – рек­то­ра­ми, од­но­вре­мен­но яв­ляв­ши­ми­ся на­стоя­те­ля­ми Заи­ко­но­с­пас­ско­го мон. [Пал­ла­ди­ем Ро­гов­ским, Фео­фи­лак­том (Ло­па­тин­ским), Гав­рии­лом (Пет­ро­вым) и др.]. В 1775–1812 за учеб­ным про­цес­сом над­зи­рал «пол­ный дирек­тор» ака­де­мии ар­хи­еп. (с 1787 ми­тро­по­лит) Мо­с­ков­ский Пла­тон (Лев­шин).

Пре­по­да­ва­ние в ака­де­мии осу­ще­ст­в­ля­лось гл. обр. на др.-греч. (изу­чал­ся до 1701 и вновь с 1738) и лат. (пре­им. с 1701) язы­ках. Пол­ный курс вклю­чал так­же дис­ци­п­лины (пре­по­да­ва­лись по­следо­ва­тель­но) – пии­ти­ку (сти­хо­сло­же­ние) и ри­то­ри­ку (обе с кон. 1680-х гг.), ло­ги­ку и фи­зи­ку (с 1-й пол. 1690-х гг.), фи­ло­со­фию (вхо­дили ло­ги­ка, диа­лек­ти­ка, ме­та­фи­зи­ка, фи­зи­ка; с 1704), бо­го­сло­вие (не позд­нее чем с 1706). Во 2-й тре­ти 18 в. по пла­ну курс бо­го­сло­вия про­дол­жал­ся 4 го­да, фи­ло­со­фии и ри­то­ри­ки – по 2 го­да, пии­ти­ки – год (од­на­ко срок ос­вое­ния каж­дой дис­цип­ли­ны за­ви­сел от ус­пе­вае­мо­сти). Позднее до­ба­ви­лись ка­но­нич. пра­во (с 1776), Свя­щен­ная ис­то­рия и нот­ное пе­ние (обе дис­ци­п­ли­ны – с 1786), гер­ме­нев­ти­ка, ис­то­рия фи­ло­со­фии (обе – с 1798), мед. нау­ки (ана­то­мия, фи­зио­ло­гия и пр.) (с 1802) и др. «По склон­но­сти» изуча­лись так­же нем. (с 1781) и франц. (1781–94, вновь с 1800) язы­ки.

В ака­де­мию при­ни­ма­лись ли­ца пра­во­слав­но­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния, пер­во­на­чаль­но «вся­ко­го чи­ну», с 1708 пре­им. де­ти свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей. Учащиеся не обя­за­ны бы­ли изу­чать все дис­цип­ли­ны, мог­ли прер­вать обуче­ние и про­дол­жить его в др. учеб­ных заве­де­ни­ях: в шко­ле при Моск. гос­пи­та­ле (с 1798 Моск. ме­ди­ко-хи­рур­гич. ака­де­мия; с 1710-х гг.), в Ака­де­ми­че­ском уни­вер­си­те­те (с 1735), Моск. ун-те (с 1755), С.-Пе­терб. пе­да­го­гич. ин-те (с 1804) и др., а так­же за гра­ни­цей (с кон. 1710-х гг.). Чис­лен­ность уч-ся: 7 чел. (осень 1685), 33 чел. (янв. 1686), ок. 100 чел. (1687/88), 290 чел. (1717), 460 чел. (1738), 200 чел. (1750), ок. 600 чел. (1784), св. 900 чел. (1790-е гг.), св. 1,6 тыс. чел. (1813). Боль­шин­ст­во уч-ся по­лу­ча­ли сти­пен­дию. Сре­ди уч-ся и вы­пу­ск­ни­ков ака­де­мии – Н. Н. Бан­тыш-Ка­мен­ский, А. А. Бар­сов, Ев­ге­ний (Бол­хо­ви­ти­нов), кн. А. Д. Кан­те­мир, Е. И. Ко­ст­ров, С. П. Кра­ше­нин­ни­ков, М. В. Ло­мо­но­сов, В. П. Пет­ров, Н. Н. По­пов­ский, В. Г. Ру­бан.

В 1814, при про­ве­де­нии ре­фор­мы ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния 1808–14, ака­де­мия пре­кра­ти­ла су­ще­ст­во­ва­ние; не­ко­то­рые уч-ся (19 чел.) и пре­по­да­ва­те­ли (4 чел.) при­ня­ты в Мо­с­ков­скую ду­хов­ную ака­де­мию в Трои­це-Сер­гие­вой лав­ре.

Лит.: Смир­нов С. К. Ис­то­рия Мо­с­ков­ской Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии. М., 1855; Ла­рио­нов А. А. Сту­ден­че­ст­во в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии в пер­вой по­ло­ви­не XVIII в. // Рос­сий­ская ис­то­рия. 2010. № 6; он же. Ре­фор­мы Мо­с­ков­ской Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии... // Вест­ник Пра­во­слав­но­го Свя­то-Ти­хо­нов­ско­го гу­ма­ни­тар­но­го уни­вер­си­те­та. Сер. 2. Ис­то­рия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. 2014. Вып. 4(59); Ра­ма­за­но­ва Д. Н. Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ская ака­де­мия – центр про­све­ще­ния в Рос­сии в кон­це XVII в. // Ре­ли­ги­оз­ное об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии и Ев­ро­пе в XVII в. СПб., 2011.

Вернуться к началу