СВЯТО́Е СЕМЕ́ЙСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СВЯТО́Е СЕМЕ́ЙСТВО, в христианстве – общее наименование Иисуса Христа, Девы Марии (см. Богородица) и Иосифа Обручника. Понятие С. с. впервые встречается в 15 в. у итал. проповедника-францисканца Бернардина Сиенского. Почитание С. с. как единого целого получило распространение в католицизме с 17 в., возник ряд посвящённых ему братств и конгрегаций религиозных (на нач. 21 в. более 30). В 1893 папа Римский Лев XIII учредил праздник в честь С. с., в 1921 папа Бенедикт XV сделал его общецерковным (с 1969 отмечается в 1-е воскресенье после Рождества Христова). В Коптской церкви существует праздник в честь прибытия С. с. в Египет. В православии особого праздника в честь С. с. нет.
Иконография
С. с. – одна из наиболее популярных тем в католич. иск-ве: изображение Младенца Иисуса, Богоматери и св. Иосифа могут быть дополнены фигурами святых Иоанна Крестителя, Елизаветы, Анны, а также предстоящих святых или ангелов. С. с. изображают в бытовом контексте (картина Й. ван Клеве, ок. 1512–13, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и др.), часто на фоне пейзажа (картины Микеланджело, ок. 1503–04, галерея Уффици, Флоренция; Л. Лотто, 1536–37, Лувр, Париж, и др.), а также объединяют со сценой Св. Троицы (картина К. Дольчи, ок. 1630, частное собр.). С. с. входит в иконографию сцен Рождество Христово (включая эпизоды поклонения пастухов и поклонения волхвов), Сретение Господне, «Бегство в Египет», «Святое родство» (картина Л. Кранаха Старшего, 1509, Штеделевский худож. ин-т, Франкфурт-на-Майне). Эта тема встречается также в православной иконописи Новейшего времени.