Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́МОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 301

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СА́МОСТЬ, по­ня­тие, упот­реб­ляю­щее­ся в фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии как си­но­ним лич­но­сти, вклю­чаю­щее в се­бя та­кие её ха­рак­те­ри­сти­ки, как соз­на­ние соб­ст­вен­ной иден­тич­но­сти, реф­лек­сив­ную со­от­не­сён­ность с со­бой (са­мо­соз­на­ние) и т. п.

Дж. Локк про­во­дил раз­ли­чие ме­ж­ду иден­тич­но­стью че­ло­ве­ка как жи­во­го су­ще­ст­ва и С. как иден­тич­но­стью лич­но­сти. В амер. пси­хо­ло­гии тер­мин «С.» (англ. self) в этом зна­че­нии стал упот­реб­лять­ся c кон. 19 в. У. Джеймс вы­де­лил три ас­пек­та С. – «ду­хов­ный», «со­ци­аль­ный» и «фи­зи­че­ский» (spiritual, social, physical self). Сфор­му­ли­ро­ван­ное Ч. Х. Ку­ли «реф­лек­сив­ное» по­ни­ма­ние С. по­лу­чи­ло раз­ви­тие у Дж. Ми­да в ин­те­рак­цио­ни­ст­ской кон­цеп­ции С. как субъ­ек­та и объ­ек­та од­но­вре­мен­но – как вос­при­ня­той сис­те­мы ус­та­но­вок «зна­чи­мых дру­гих» и как творч. от­ве­та на эти ус­та­нов­ки. В ана­ли­ти­че­ской пси­хо­ло­гии К. Юн­га С. (нем. Selbst) – в от­ли­чие от Я как субъ­ек­та сво­его соз­на­ния – вы­сту­па­ет как ко­неч­ная цель ин­те­гра­ции всех пси­хич. про­цес­сов (в т. ч. бес­со­зна­тель­ных) и дос­ти­гае­мой в ре­зуль­та­те это­го ин­ди­ви­дуа­ции. В совр. пси­хо­ло­гии лич­но­сти С. рас­кры­ва­ет­ся пре­ж­де все­го в кон­тек­сте её са­мо­ак­туа­ли­за­ции и са­мо­реа­ли­за­ции, а так­же в ас­пек­те иде­аль­но­го и ре­аль­но­го Я (са­мо­сти).

Вернуться к началу