Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНДО́РА

Авторы: А. В. Стрелков (история)

ПАНДО́РА (Πανδρη, букв. – ода­рён­ная всем), в греч. ми­фо­ло­гии пре­крас­ная жен­щи­на, соз­дан­ная бо­га­ми для на­ка­за­ния лю­дей. Ге­си­од из­ло­жил этот миф в по­эмах «Тео­го­ния» и «Тру­ды и дни». Со­глас­но ми­фу, Про­ме­тей по­хи­тил огонь, спря­тан­ный Зев­сом, и от­дал его лю­дям. По при­ка­зу раз­гне­ван­но­го Зев­са Ге­фест, сме­шав зем­лю и во­ду, соз­дал жен­щи­ну с со­вер­шен­ным те­лом, Аф­ро­ди­та при­да­ла ей не­от­ра­зи­мую пре­лесть, Афи­на об­лек­ла в кра­си­вое пла­тье, ха­ри­ты и оры ода­ри­ли ук­ра­ше­ния­ми, Гер­мес на­де­лил хит­рой и лжи­вой ду­шой. От­сю­да её имя – П. Гер­мес от­вёл П. на зем­лю к Эпи­ме­тею. Тот не по­слу­шал­ся пре­дос­те­ре­же­ния сво­его бра­та Про­ме­тея о том, что не сле­ду­ет при­ни­мать от бо­гов ни­ка­ких да­ров, и ввёл П. в ка­че­ст­ве суп­ру­ги в свой дом. Дви­жи­мая лю­бо­пыт­ст­вом, П. от­кры­ла крыш­ку со­су­да, вру­чён­но­го ей Зев­сом, и вы­пус­ти­ла в мир лю­дей бо­лез­ни, го­рести и бе­ды, ко­то­рые бы­ли со­кры­ты внут­ри. Хо­тя она по­спе­ши­ла за­хлоп­нуть крыш­ку, в со­су­де ос­та­лась толь­ко на­де­ж­да. До­че­рью П. и Эпи­ме­тея бы­ла Пир­ра, ко­то­рая ста­ла суп­ру­гой сы­на Про­ме­тея – Дев­ка­лио­на. Толь­ко им бы­ло су­ж­де­но спа­стись во вре­мя по­то­па и дать на­ча­ло но­во­му по­ко­ле­нию лю­дей.

Иконография

«Eva Prima Pandora». Картина Ж. Кузена. Ок. 1550.Лувр (Париж).

Эпи­зо­ды ми­фа о П. – со­тво­ре­ние П. из во­ды и зем­ли, пред­став­ле­ние её олим­пий­ским бо­гам, П. и Эпи­ме­тей, П. и Про­ме­тей и др. – ши­ро­ко пред­став­ле­ны в ан­тич­ной ва­зо­пи­си, скульп­ту­ре и жи­во­пи­си. Её изо­бра­жа­ли с пи­фо­сом в ру­ках (гра­ви­ро­ван­ный ри­су­нок на брон­зо­вой цис­те, 3–2 вв. до н. э., Лувр, Па­риж) и с вен­цом на го­ло­ве (рос­пись крас­но­фи­гур­но­го кра­те­ра 450–440 до н. э., Аш­мо­ле­ан­ский му­зей, Окс­форд). В ев­роп. иск-ве П. изо­бра­жа­ли срав­ни­тель­но ред­ко. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния её об­раз при­об­рёл чер­ты и ат­ри­бу­ты На­де­ж­ды (во­рон), Не­ве­же­ст­ва, Евы (пар­ные де­рев. ста­ту­эт­ки Эпи­ме­тея и П. в ико­но­гра­фии Ада­ма и Евы, ок. 1600, кол­лек­ция «Конде де лас Ин­фан­тас», Гра­на­да). П. ста­ли изо­бра­жать пре­крас­ной, час­то об­на­жён­ной жен­щи­ной, с ящи­ком и во­ро­ном (гра­вю­ры Рос­со Фьо­рен­ти­но франц. пе­рио­да, кар­тина «Eva Prima Pandora» Ж. Ку­зе­на, ок. 1550, Лувр, и др.). Та­кой же об­лик име­ет П. и на гра­вю­рах Ж. Кал­ло. Всплеск ин­те­ре­са к об­ра­зу П. про­изо­шёл в Анг­лии в кон. 18–19 вв. Миф о П. пред­став­лен в ри­сун­ках Дж. Флак­сме­на, гра­ви­ро­ван­ных У. Блей­ком в ка­че­ст­ве ил­лю­ст­ра­ций к из­да­нию по­эм Ге­сио­да, в рос­пи­сях Х. Хо­вар­да на пла­фо­не обе­ден­но­го за­ла в до­ме Дж. Со­уна в Лон­до­не (1834), в кар­то­не «Пан­до­ра, от­кры­ваю­щая свой со­суд» П. Кор­не­лиу­са (Ста­рая нац. га­ле­рея, Бер­лин) и на кар­ти­не «Со­тво­ре­ние Пан­до­ры» Дж. Бар­ри (1791, Ху­дож. га­ле­рея Ман­че­сте­ра). Об­раз П. ста­но­вит­ся во­пло­ще­ни­ем кра­со­ты: ста­туи Ж. П. Кор­то (1819, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Ли­он), Ч. Б. Айвс (ок. 1863, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бо­с­тон), кар­ти­на Д. Г. Рос­сет­ти (1871, ча­ст­ное со­б­ра­ние).

Лит.: Panofsky D., Panofsky E. Pandora’s box: the changing aspects of a mythical symbol. N. Y., [1965]; Ге­си­од. Пол­ное со­б­ра­ние тек­стов. М., 2001; Апол­ло­дор. Ми­фо­ло­ги­че­ская биб­лио­те­ка. М., 2006.

Вернуться к началу