Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРФОГРА́ФИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 493

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОРФОГРА́ФИЯ (от греч. ὀρϑός – пря­мой, пра­виль­ный и …гра­фия), 1) пра­во­пи­са­ние – ис­то­ри­че­ски сло­жив­шая­ся сис­те­ма еди­но­об­раз­ных на­пи­са­ний, ис­поль­зую­щая­ся в пись­мен­ной ре­чи. 2) Раз­дел язы­ко­зна­ния, изу­чаю­щий и раз­ра­ба­ты­ваю­щий сис­те­му пра­вил, обес­пе­чи­ваю­щих еди­но­об­ра­зие на­пи­са­ний. О. как сис­те­ма на­пи­са­ний в зву­ко-бу­к­вен­ном пись­ме рас­па­да­ет­ся на неск. раз­де­лов, ка­ж­дый из ко­то­рых пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность пра­вил, ос­но­ван­ных на оп­ре­де­лён­ных прин­ци­пах. Ор­фо­гра­фич. прин­ци­пы оп­ре­де­ля­ют вы­бор од­но­го на­пи­са­ния там, где есть ор­фо­грам­мы, т. е. там, где воз­мож­ны два раз­ных на­пи­са­ния или бо­лее. На ос­но­ве этих прин­ци­пов вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся ор­фо­гра­фич. пра­ви­ла, или обоб­щаю­щие пред­пи­са­ния.

Цен­траль­ный раз­дел О. совр. зву­ко-бук­вен­ных сис­тем пись­ма – раз­дел об обо­зна­че­нии зву­ков (фо­нем) бу­к­ва­ми. В за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кой прин­цип яв­ля­ет­ся ве­ду­щим при обо­зна­че­нии зву­ко­во­го со­ста­ва слов в той или иной нац. О., го­во­рят о ве­ду­щем прин­ци­пе этой ор­фо­гра­фич. сис­те­мы в це­лом. В совр. ор­фо­гра­фи­ях при­ме­ня­ют­ся сле­дую­щие прин­ци­пы.

Мор­фо­ло­ги­че­ский прин­цип О. за­клю­ча­ет­ся в еди­ном на­пи­са­нии мор­фем, ко­то­рое дос­ти­га­ет­ся за счёт то­го, что фо­не­мы, на­хо­дя­щие­ся в сла­бых по­зи­ци­ях, обо­зна­ча­ют­ся те­ми же бу­к­ва­ми, что и фо­не­мы в силь­ных по­зи­ци­ях (напр., «зу­бы» – «зуб», «г­ло­ву» – «го­ло­ва» – че­ре­до­ва­ние фо­нем /б/ || /п/, /о/ || /а/, на­хо­дя­щих­ся в од­них и тех же мор­фе­мах со­от­вет­ст­вен­но в силь­ной и сла­бой по­зи­ци­ях, на пись­ме не от­ра­жа­ет­ся). Дан­ный прин­цип при­ме­ни­тель­но к рус. пись­му на­зы­ва­ют так­же фо­нем­ным или фо­не­ма­ти­че­ским (с точ­ки зре­ния мо­с­ков­ской фо­но­ло­ги­че­ской шко­лы); он яв­ля­ет­ся ве­ду­щим для рус. ор­фо­гра­фии.

Фо­не­ти­че­ский прин­цип О. со­сто­ит в от­ра­же­нии на пись­ме по­зи­ци­он­ных че­ре­до­ва­ний фо­нем: фо­не­мы сла­бых по­зи­ций обо­зна­ча­ют­ся бу­к­ва­ми, со­от­вет­ст­вую­щи­ми ре­аль­но про­из­но­си­мым зву­кам. Гра­фич. един­ст­во мор­фе­мы при этом не со­хра­ня­ет­ся; ср. «рас­са­да» – «раз­дел». Дан­ный прин­цип в ка­че­ст­ве ве­ду­ще­го при­ме­ня­ет­ся ред­ко (он ле­жит в ос­но­ве груз., та­тар­ской, серб­ско­хор­ват­ской, бе­ло­рус. и не­ко­то­рых др. О.; напр., бе­ло­рус. «га­ла­ва» – «галоўка»). В рус. пись­ме в со­от­вет­ст­вии с ним пи­шут­ся, напр., при­став­ки, окан­чи­ваю­щие­ся на «з» (из-/ис-, раз-/рас-, без-/бес- и др.; ср. «без­бо­ро­дый» – «бес­со­ве­ст­ный»); кор­ни и при­став­ки, на­чи­наю­щие­ся с /и/ и на­хо­дя­щие­ся по­сле при­ста­вок, окан­чи­ваю­щих­ся на твёр­дый со­глас­ный (ср. «по­ды­то­жить» – «итог», «пре­дыс­то­рия» – «дои­сто­ри­че­ский»).

От фо­не­тич. ор­фо­грамм сле­ду­ет от­ли­чать на­пи­са­ния по про­из­но­ше­нию, где у пи­шу­ще­го нет вы­бо­ра букв, т. к. все фо­не­мы на­хо­дят­ся в силь­ных по­зи­ци­ях («лом», «за­стал», «мол», «сра­зу», «трон» и т. д.).

Тра­ди­ци­он­ный прин­цип О. – это та­кой прин­цип, при ко­то­ром фо­не­мы, на­хо­дя­щие­ся в сла­бых по­зи­ци­ях, обо­зна­ча­ют­ся од­ной из ря­да букв, фо­но­ло­ги­че­ски воз­мож­ных для обо­зна­че­ния дан­ной фо­не­мы; ср. «пе­чаль», «се­местр», «язык», «со­ба­ка», «каб­лук» и др. Вы­бор букв про­ис­хо­дит не на ос­но­ве про­вер­ки силь­ной по­зи­ци­ей, а на ос­но­ве эти­мо­ло­гии и тра­ди­ции. Тра­диц. на­пи­са­ния ши­ро­ко пред­став­ле­ны в рус. пись­ме. Сре­ди них есть осо­бые груп­пы ещё бо­лее ус­лов­ных на­пи­са­ний; напр., «смеш­но­го» (бу­к­ва «г» на мес­те фо­не­мы /в/), «кос­нуть­ся» – «ка­сать­ся», «рос­ток» – «воз­раст» и др. Та­ко­го ро­да на­пи­са­ния пре­об­ла­да­ют в англ. пись­ме, их мно­го во фран­цуз­ском.

Прин­цип мор­фо­ло­го-гра­фи­че­ских ана­ло­гий пред­став­лен, напр., в на­пи­са­нии бу­к­вы «ь» как гра­фич. урав­ни­те­ля па­ра­дигм скло­не­ния су­ще­ст­ви­тель­ных ти­па «печь», «рожь» с па­ра­диг­мой скло­не­ния су­ще­ст­ви­тель­ных ти­па «тень» («печь» – «пе­чью», «рожь» – «ро­жью», как «тень» – «те­нью»). Ср. оди­на­ко­вую гра­фич. па­ра­диг­му слов муж. ро­да «плащ» – «пла­щом», как «дом» – «до­мом». Бу­к­ва «ь» яв­ля­ет­ся так­же гра­фич. урав­ни­те­лем мор­фо­ло­гич. ка­те­го­рии по­ве­лит. на­кло­не­ния («режь», как «кинь») и ин­фи­ни­ти­ва («мочь», как «взять»). Этот прин­цип на­зы­ва­ют так­же грам­ме­ма­ти­че­ским (Ю. С. Мас­лов).

Ино­гда вы­де­ля­ют диф­фе­рен­ци­рую­щий прин­цип («ожог» – «ожёг», «ком­па­ния» – «кам­па­ния» и др.), од­на­ко ряд ис­сле­до­ва­те­лей (А. Н. Гвоз­дев и др.) счи­та­ют, что диф­фе­рен­ци­рую­щие на­пи­са­ния – след­ст­вие при­ме­не­ния др. прин­ци­пов.

Не­ко­то­рые ор­фо­гра­фич. пра­ви­ла под­чи­ня­ют­ся осо­бым прин­ци­пам. Так, пра­ви­ла о слит­ных, де­фис­ных и раз­дель­ных на­пи­са­ни­ях слов и их час­тей ос­но­вы­вают­ся на лек­си­ко-син­так­сич. прин­ци­пе (при раз­гра­ни­че­нии сло­ва и сло­во­со­че­та­ния: «вы­ше­ука­зан­ный» и «вы­ше и ни­же ука­зан­ный») и лек­си­ко-мор­фо­ло­ги­че­ском («в глубь мо­ря» и «ныр­нуть вглубь»).

Осо­бые пра­ви­ла (спе­ци­фич­ные для раз­ных язы­ков) ре­гу­ли­ру­ют на­пи­са­ние про­пис­ных букв. Так, их упот­реб­ле­ние мо­жет быть гра­фич. приё­мом раз­гра­ни­че­ния имён соб­ст­вен­ных и на­ри­ца­тель­ных (напр., в рус. яз.); в нем. яз. все су­ще­ст­ви­тель­ные пи­шут­ся с про­пис­ной бу­к­вы. Про­пис­ные бу­к­вы от­ме­ча­ют так­же на­ча­ло но­вых от­рез­ков ре­чи (напр., в рус. О. – но­вых пред­ло­же­ний по­сле точ­ки, во­про­сит. и вос­кли­цат. зна­ков, мно­го­то­чия), на­ча­ло сти­хотв. строк, они при­ме­ня­ют­ся в не­ко­то­рых ти­пах аб­бре­виа­тур.

В ос­но­ве пра­вил пе­ре­но­са час­тей слов с од­ной стро­ки на дру­гую в рус. яз. ле­жит фо­не­тич. прин­цип (пе­ре­нос по сло­гам), ос­лож­нён­ный мор­фо­ло­ги­че­ским (учи­ты­ва­ет­ся мор­фем­ная струк­ту­ра сло­га). Спе­ци­фич. факт пись­ма – гра­фич. со­кра­ще­ния, прин­ци­пы ко­то­рых спе­ци­аль­но вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся для ка­ж­до­го язы­ка.

Осо­бая об­ласть О. – пра­во­пи­са­ние за­им­ст­во­ван­ных слов (см. За­им­ст­во­ва­ние). В рус. тек­стах при их пе­ре­да­че ис­поль­зу­ют­ся транс­крип­ция (осн. при­ём) и транс­ли­те­ра­ция.

Ис­то­рия О. свя­за­на с ис­то­ри­ей пись­мен­но­сти на дан­ном язы­ке. Боль­шую роль в пер­вич­ной фик­са­ции пра­вил О. сыг­ра­ло кни­го­пе­ча­та­ние. В нор­ма­ли­за­ции лит. язы­ка, вы­ра­бот­ке пра­вил пра­во­пи­са­ния (в ев­роп. стра­нах не­об­хо­ди­мость в этом воз­ник­ла в 16–19 вв.) ог­ром­ная за­слу­га при­над­ле­жит соз­да­те­лям ав­то­ри­тет­ных сло­ва­рей и грам­ма­тик, раз­ра­бот­чи­кам ре­форм О. (см. Ре­фор­мы аз­бу­ки и пра­во­пи­са­ния). Со­вер­шен­ст­во­ва­ние гра­фич. сис­те­мы язы­ков, как пра­ви­ло, со­сто­ит в ис­клю­че­нии дуб­ли­рую­щих букв, вве­де­нии не­дос­таю­щих букв или ди­ак­ри­ти­че­ских зна­ков, со­вер­шен­ст­во­ва­ние соб­ст­вен­но ор­фо­гра­фич. пра­вил – обыч­но в за­ме­не тра­диц. и эти­мо­ло­гич. на­пи­са­ний мор­фо­ло­ги­че­ски­ми и фо­не­ти­че­ски­ми, в упо­ря­до­че­нии мор­фо­ло­гич. на­пи­са­ний. Для мла­до­пись­мен­ных язы­ков боль­шое зна­че­ние име­ет усо­вер­шен­ст­во­ва­ние ал­фа­ви­та.

Тео­рия рус. О. (оп­ре­де­ле­ние прин­ци­пов её по­строе­ния) на­ча­ла скла­ды­вать­ся с сер. 18 в. (с трак­та­та В. К. Тре­диа­ковско­го «Раз­го­вор чу­же­стран­но­го че­ло­ве­ка с рос­сий­ским об ор­фо­гра­фии ста­рин­ной и но­вой и всем, что при­над­ле­жит к сей ма­те­рии», 1748). Ве­ду­щее на­ча­ло в по­строе­нии рус. О. Тре­диа­ков­ский, а позд­нее М. В. Ло­мо­но­сов («Рос­сий­ская грам­ма­ти­ка», 1755, опубл. в 1757) оп­ре­де­ли­ли как «пись­мо по ко­ре­ню» и «по про­из­во­ж­де­нию ре­че­ний». В 19 в. этот прин­цип Я. К. Грот на­звал эти­мо­ло­ги­че­ским («Спор­ные во­про­сы рус­ско­го пра­во­пи­са­ния от Пет­ра Ве­ли­ко­го до­ны­не», 1873), а В. А. Бо­го­ро­диц­кий – мор­фо­ло­ги­че­ским [1-я часть (1887) «Кур­са грам­ма­ти­ки рус­ско­го язы­ка»].

Раз­ви­тие язы­ка, обо­га­ще­ние его сло­вар­но­го со­ста­ва соз­да­ют но­вые ор­фо­гра­фич. си­туа­ции и тре­бу­ют не­пре­стан­ной ра­бо­ты по усо­вер­шен­ст­во­ва­нию О. Уточ­не­ние пра­вил пра­во­пи­са­ния рус. язы­ка про­ис­хо­ди­ло од­но­вре­мен­но с упо­ря­до­че­ни­ем ал­фа­ви­та. В рус. пись­ме осу­ще­ст­в­ле­ны две ре­фор­мы (1708–10 и 1917–18). Пер­вым пол­ным сво­дом чёт­ко сфор­му­ли­ро­ван­ных и на­уч­но обос­но­ван­ных пра­вил ста­ли «Пра­ви­ла рус­ской ор­фо­гра­фии и пунк­туа­ции» (опубл. в 1956).

О. при­над­ле­жит осо­бая об­ществ. функ­ция, она за­тра­ги­ва­ет ин­те­ре­сы все­го об­ще­ст­ва и по­это­му яв­ля­ет­ся пред­ме­том по­сто­ян­но­го вни­ма­ния и за­бо­ты язы­ко­ведч. ор­га­ни­за­ций, за­ни­маю­щих­ся во­про­са­ми куль­ту­ры ре­чи. В ря­де го­су­дарств (в т. ч. в Рос­сии) свод норм О. пред­став­ля­ет со­бой офи­ци­аль­но ут­вер­ждён­ный до­ку­мент, имею­щий ста­тус за­ко­на (на его ос­но­ве со­став­ля­ют­ся сло­ва­ри, спра­воч­ни­ки и др. по­со­бия по пра­во­пи­са­нию). Та­ко­вы на­зван­ные «Пра­ви­ла рус­ской ор­фо­гра­фии и пунк­туа­ции», офи­ци­аль­но ут­вер­ждён­ные АН СССР, Мин-вом выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния СССР и Мин-вом про­све­ще­ния РСФСР. Совр. (кон. 20 – нач. 21 вв.) со­стоя­ние рус. пись­ма от­ража­ет но­вый пол­ный ака­де­мич. спра­воч­ник «Пра­ви­ла рус­ской ор­фо­гра­фии и пунк­туа­ции» (впер­вые опубл. в 2006), под­го­тов­лен­ный и одоб­рен­ный ор­фо­гра­фич. ко­мис­си­ей РАН.

Рег­ла­мен­ти­руя пра­во­пи­са­ние, пол­ный свод ор­фо­гра­фич. пра­вил не мо­жет ох­ва­тить и ис­чер­пать все кон­крет­ные слож­ные слу­чаи на­пи­са­ния слов. За справ­ка­ми не­об­хо­ди­мо об­ра­щать­ся к нор­ма­тив­ным ор­фо­гра­фи­че­ским сло­ва­рям. Та­ко­вы­ми яв­ля­ют­ся, напр., ака­де­ми­че­ские (из­дан­ные АН СССР и РАН) ор­фо­гра­фич. сло­ва­ри рус. язы­ка, ис­хо­дя­щие из еди­ных пред­пи­са­ний «Пра­вил рус­ской ор­фо­гра­фии и пунк­туа­ции» и со­став­ляю­щие с ни­ми не­раз­рыв­ное един­ст­во, в т. ч. «Ор­фо­гра­фи­че­ский сло­варь рус­ско­го язы­ка» (1956; к 2001 вы­шло 36 из­да­ний), «Рус­ский ор­фо­гра­фи­че­ский сло­варь» под ред. В. В. Ло­па­ти­на (1999; в 2005 и 2012 вы­шли со­от­вет­ст­вен­но 2-е и 4-е ис­прав­лен­ные и до­пол­нен­ные из­да­ния).

Лит.: Эк­керт ВК. Не­мец­кая ор­фо­гра­фия. М., 1960; Гак ВГ. Ор­фо­гра­фия в све­те струк­тур­но­го ана­ли­за // Про­бле­мы струк­тур­ной лин­гвис­ти­ки. М., 1962; он же. Фран­цуз­ская ор­фо­гра­фия. 2-е изд. М., 2005; Дмит­ри­ев ПA., Саф­ро­нов ГИ. Но­вые пра­ви­ла пра­во­пи­са­ния сер­бо­хор­ват­ско­го язы­ка. Л., 1963; Ко­ма­ров­ский EM. Бе­ло­рус­ское пра­во­пи­са­ние. Минск, 1965; Па­нов МВ. Прин­ци­пы рус­ской гра­фи­ки и ор­фо­гра­фии. Ис­то­ри­че­ская справ­ка // Об­зор пред­ло­же­ний по усо­вер­шен­ст­во­ва­нию рус­ской ор­фо­гра­фии (ХVIII–XX вв.). М., 1965; Ба­лин­ская ВИ. Ор­фо­гра­фия со­вре­мен­но­го анг­лий­ско­го язы­ка. Л., 1967; Сен­тен­берг ИВ., Ла­за­ре­ва МТ. Анг­лий­ская ор­фо­гра­фия. Л., 1970; Venezky RL. The structure of English orthography. The Hague, 1970; Ива­но­ва ВФ. Со­вре­мен­ный рус­ский язык. Гра­фи­ка и ор­фо­гра­фия. М., 1976; Ава­не­сов РИ. За­мет­ки по тео­рии рус­ской ор­фо­гра­фии // Вос­точ­но­сла­вян­ское и об­щее язы­ко­зна­ние. М., 1978; Nerius D., Scharnhorst J. Grundpositionen der Orthographie // Theore­tische Probleme der deutschen Orthographie. В., 1980. Bd 16; Сatасh N. L’orthographie, française. Traité théorique et pratique. [P.], 1980 (bibl.); Кузь­ми­на СМ. Тео­рия рус­ской ор­фо­гра­фии. Ор­фо­гра­фия в ее от­но­ше­нии к фо­не­ти­ке и фо­но­ло­гии. М., 1981; Hender­son L. Orthography and word recognition in reading. L., 1982 (bibl.); Щер­ба ЛВ. Тео­рия рус­ско­го пись­ма. Л., 1983; Kohrt M. Prob­lem­geschichte des Graphembegriffs und des frühen Phonembegriffs. Tüb., 1985; Sampson G. Writing systems: A linguistic introduction. L., 1985; Гри­горь­е­ва ТМ. Три ве­ка рус­ской ор­фо­гра­фии (ХVIII–XX вв.). М., 2004.

Вернуться к началу