МЛАДОПИ́СЬМЕННЫЕ ЯЗЫКИ́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЛАДОПИ́СЬМЕННЫЕ ЯЗЫКИ́, языки, имеющие небольшую по времени письменную традицию, а также языки, относительно недавно перешедшие с одной письменности на другую. Появление термина «М. я.» связано с языковым строительством в СССР начиная с 1920-х гг., в результате которого ок. 50 ранее бесписьменных языков получили алфавиты и для них были созданы орфографич. правила. В их число входят абазинский, аварский, адыгейский, ингушский, алтайский, корякский, хантыйский, хакасский, чукотский и др. языки; см. также «Новый алфавит». В 20 в. были сделаны попытки введения письменности и для многих др. языков мира, связанные как с успехами их изучения, так и с гео- и культурно-политическими мотивами. Напр., значит. число М. я. появилось в Африке (бамана, сомалийский, йоруба и др.). Вследствие колонизаторской политики Франции во Вьетнаме, стремившейся ослабить здесь влияние Китая в т. ч. путём вытеснения китаизированной вьетн. письменности, для вьетн. яз. был введён латинизир. алфавит. С рус. на латинскую были сменены графич. основы ряда языков быв. СССР (азерб., молд. и др.).
Следствием перехода бесписьменного языка в разряд М. я. часто становятся начало обучения на родном языке в нац. школах, появление массовой худож., науч. лит-ры, СМИ (в т. ч. радио- и телепередач), нац. театра; ряд М. я. начинают использовать как языки обучения в вузах. С др. стороны, факт создания письменности для к.-л. языка не означает дальнейшего развития его письм. традиции в силу историч., экономич. и др. факторов (напр., многоязычие, конкуренция др. языка).
Процесс создания письменностей для ряда языков продолжается и в 21 в.; напр., осуществляются попытки введения алфавита для ахвахского языка.