Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЛАДОПИ́СЬМЕННЫЕ ЯЗЫКИ́

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 527

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МЛАДОПИ́СЬМЕННЫЕ ЯЗЫКИ́, язы­ки, имею­щие не­боль­шую по вре­ме­ни пись­мен­ную тра­ди­цию, а так­же язы­ки, от­но­си­тель­но не­дав­но пе­ре­шед­шие с од­ной пись­мен­но­сти на дру­гую. По­яв­ле­ние тер­ми­на «М. я.» свя­за­но с язы­ко­вым строи­тель­ст­вом в СССР на­чи­ная с 1920-х гг., в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го ок. 50 ра­нее бес­пись­мен­ных язы­ков по­лу­чи­ли ал­фа­ви­ты и для них бы­ли соз­да­ны ор­фо­гра­фич. пра­ви­ла. В их чис­ло вхо­дят аба­зин­ский, авар­ский, ады­гей­ский, ин­гуш­ский, ал­тай­ский, ко­ряк­ский, хан­тый­ский, ха­кас­ский, чу­кот­ский и др. язы­ки; см. так­же «Но­вый ал­фа­вит». В 20 в. бы­ли сде­ла­ны по­пыт­ки вве­де­ния пись­мен­но­сти и для мно­гих др. язы­ков ми­ра, свя­зан­ные как с ус­пе­ха­ми их изу­че­ния, так и с гео- и куль­тур­но-по­ли­ти­че­ски­ми мо­ти­ва­ми. Напр., зна­чит. чис­ло М. я. поя­ви­лось в Аф­ри­ке (ба­ма­на, со­ма­лий­ский, йо­ру­ба и др.). Вслед­ст­вие ко­ло­ни­за­тор­ской по­ли­ти­ки Фран­ции во Вьет­на­ме, стре­мив­шей­ся ос­ла­бить здесь влия­ние Ки­тая в т. ч. пу­тём вы­тес­не­ния ки­таи­зи­ро­ван­ной вьетн. пись­мен­но­сти, для вьетн. яз. был вве­дён ла­ти­ни­зир. ал­фа­вит. С рус. на ла­тин­скую бы­ли сме­не­ны гра­фич. ос­но­вы ря­да язы­ков быв. СССР (азерб., молд. и др.).

След­ст­ви­ем пе­ре­хо­да бес­пись­мен­но­го язы­ка в раз­ряд М. я. час­то ста­но­вят­ся на­ча­ло обу­че­ния на род­ном язы­ке в нац. шко­лах, по­яв­ле­ние мас­со­вой ху­дож., на­уч. лит-ры, СМИ (в т. ч. ра­дио- и те­ле­пе­ре­дач), нац. те­ат­ра; ряд М. я. на­чи­на­ют ис­поль­зо­вать как язы­ки обу­че­ния в ву­зах. С др. сто­ро­ны, факт соз­да­ния пись­мен­но­сти для к.-л. язы­ка не оз­на­ча­ет даль­ней­ше­го раз­ви­тия его письм. тра­ди­ции в си­лу ис­то­рич., эко­но­мич. и др. фак­то­ров (напр., мно­го­язы­чие, кон­ку­рен­ция др. язы­ка).

Про­цесс соз­да­ния пись­мен­но­стей для ря­да язы­ков про­дол­жа­ет­ся и в 21 в.; напр., осу­ще­ст­в­ля­ют­ся по­пыт­ки вве­де­ния ал­фа­ви­та для ах­вах­ско­го язы­ка.

Вернуться к началу