Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕРМЕТИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 10

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Шабуров

ГЕРМЕТИ́ЗМ, ре­лиг.-фи­лос. те­че­ние позд­ней ан­тич­но­сти. На­зва­ние Г. про­ис­хо­дит от име­ни Гер­ме­са Трис­ме­ги­ста (Три­ж­ды Ве­ли­чай­ше­го), ко­то­рый по­чи­тал­ся в рам­ках гре­ко-егип. син­кре­тич. куль­та: егип. бог Тот был ото­жде­ст­в­лён с греч. бо­гом Гер­ме­сом. Культ То­та-Гер­ме­са по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в эпо­ху эл­ли­низ­ма, и с ним свя­за­на об­шир­ная ли­те­ра­ту­ра по ма­гии, ал­хи­мии, ас­т­ро­ло­гии, ме­ди­ци­не. В пер­вые ве­ка на­шей эры воз­ни­ка­ет «фи­ло­соф­ский» Г., пред­став­лен­ный греч. тек­ста­ми т. н. Гер­ме­ти­че­ско­го кор­пу­са, фраг­мен­та­ми, со­хра­нён­ны­ми ви­зант. ав­то­ром 6 в. Сто­бе­ем, трак­та­том «Аск­ле­пий», до­шед­шим в лат. пе­ре­во­де, и ря­дом тек­стов в со­ста­ве б-ки Наг-Хам­ма­ди. Гер­мес в со­чи­не­ни­ях «фи­ло­соф­ско­го» Г. вы­сту­па­ет не как бог, а как древ­ний егип. про­рок, об­ла­даю­щий зна­ни­ем (гно­сис), по­лу­чен­ным им че­рез от­кро­ве­ние Вер­хов­но­го бо­га. Трак­та­ты Гер­ме­ти­че­ско­го кор­пу­са не­од­но­род­ны, и ре­кон­ст­руи­ро­вать на их ос­но­ве еди­ную сис­те­му Г. не­воз­мож­но. На­ря­ду с влия­ни­ем сред­не­го пла­то­низ­ма и стоициз­ма, в гер­ме­тич. тек­стах встре­ча­ют­ся биб­лей­ские ре­ми­нис­цен­ции (хо­тя в це­лом гер­ме­тич. ре­ли­ги­оз­ность име­ет языч. ха­рак­тер), а так­же гно­стич. мо­ти­вы.

При­мер док­три­ны гно­стич. ти­па со­дер­жит­ся в пер­вом трак­та­те Гер­ме­ти­че­ско­го кор­пу­са «Пой­мандр». Она вклю­ча­ет тео­ло­гию (уче­ние о Бо­же­ст­вен­ной триа­де: Бог-Ум-Отец-Свет, Сын-Сло­во, Ум-Де­ми­ург); кос­мо­го­нию, со­глас­но ко­то­рой от Све­та от­де­ли­лась и па­ла вниз Тьма-ма­те­рия, пре­вра­тив­шая­ся в че­ты­ре пер­во­эле­мен­та: во­ду, зем­лю, огонь и воз­дух; ан­тро­по­го­нию и ан­тро­по­ло­гию (че­ло­век-ар­хе­тип, об­раз и тво­ре­ние Бо­га-От­ца, влю­бив­шись в собств. от­ра­же­ние в пер­во­род­ной вла­ге, нис­пал в низ­ший мир и со­еди­нил­ся с При­ро­дой – от это­го сои­тия про­изош­ли лю­ди, ду­ши ко­то­рых бо­же­ст­вен­ны, а те­ла при­над­ле­жат низ­ше­му ми­ру); на­ко­нец, со­те­рио­ло­гию, пред­по­сыл­кой ко­то­рой яв­ля­ет­ся зна­ние-гно­сис о сво­ей бо­же­ст­вен­но­сти, а це­лью – вос­хо­ж­де­ние ду­ши к Бо­гу и слия­ние с ним.

В сред­ние ве­ка док­три­ны Г. в Зап. Ев­ро­пе, Ви­зан­тии и у ара­бов слу­жи­ли обос­но­ва­ни­ем ал­хи­мии и ас­т­ро­ло­гии. В 15–17 вв. гер­ме­тич. тек­сты поль­зо­вались ог­ром­ным ав­то­ри­те­том в Зап. Ев­ро­пе и рас­смат­ри­ва­лись как древ­ней­шее бо­же­ст­вен­ное От­кро­ве­ние, пред­ва­ряю­щее как Мои­сея, так и Ор­фея, Пи­фа­гора и Пла­то­на. Влия­ние Г. ис­пы­та­ли М. Фи­чи­но, Пи­ко дел­ла Ми­ран­до­ла, Аг­рип­па Нет­тес­хейм­ский, Ф. Пат­ри­ци, Дж. Бру­но, Т. Кам­па­нел­ла и др. И да­же по­сле то­го как швейц. фи­ло­лог и бо­го­слов И. Ка­зо­бон в нач. 17 в. ус­та­но­вил, что гер­ме­тич. тек­сты на­пи­са­ны не ра­нее 2 в. и не мог­ли при­над­ле­жать ми­фич. Гер­ме­су Трис­ме­ги­сту, к ним про­яв­ля­ли ин­те­рес Р. Бойль и И. Нью­тон. Г. сыг­рал оп­ре­де­лён­ную роль в ста­нов­ле­нии гу­ма­ни­стич. ми­ро­воз­зре­ния и но­во­ев­ро­пей­ской нау­ки.

Ис­точн.: Hermès en Haute Égypte / Par J.-P. Mahé. Québec, 1978–1982. Vol. 1–2; Cor­pus Hermeticum / Éd. par A. D. Nock; trad. par. A. J. Festugière. 4 éd. P., 1983. Vol. 1–4; Зна­ние за пре­де­ла­ми нау­ки: мис­ти­цизм, гер­ме­тизм, ас­т­ро­ло­гия, ал­хи­мия, ма­гия в ин­тел­лек­ту­аль­ных тра­ди­ци­ях I–XIV вв. М., 1996; Ча­ша Гер­ме­са: Гу­ма­ни­сти­че­ская мысль эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния и гер­ме­ти­че­ская тра­ди­ция. М., 1996; Гер­ме­тизм, ма­гия, на­тур­фи­ло­со­фия в ев­ро­пей­ской куль­ту­ре XIII–XIX вв. М., 1999; Вы­со­кий гер­ме­тизм. СПб., 2001.

Лит.: Reitzenstein R. Poimandres: Studien zur griechisch-ägyptischen und frühchrist­li­chen Li­teratur. Lpz., 1904. Stuttg., 1966; Fes­tugière A. J. La révélation d’Hermès Tris­mégiste. P., 1950–1954. Vol. 1–4; idem. Her­métisme et mystique paїenne. P., 1967; Moorsel G. van. The mysteries of Hermes Trismegistus: A phenomenologic study in the process of spiritualisation in the Corpus Hermeticum and latin Asclepius. Utrecht, 1955; Troeger K.-W. Mys­terienglaube und Gnosis in Corpus Hermeti­cum XIII. B., 1971; Segal R. A. The Poimandres as myth: scholary theory and gnostic meaning. B. a. o., 1986; Зе­лин­ский ФФ. Со­пер­ни­ки хри­сти­ан­ст­ва. М., 1996; Йейтс ФА. Джор­да­но Бру­но и гер­ме­ти­че­ская тра­ди­ция. М., 2000; Ту­ра­ев Б. А. Бог Тот. СПб., 2002; Am­brose EA. The Hermetica: an annotated bib­lio­graphy. St. Louis, 1992.

Вернуться к началу