Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВРУ́БЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Авторы: А. М. Муратов

ВРУ́БЕЛЬ Ми­ха­ил Алек­сан­д­ро­вич [5(17).3.1856, Омск – 1(14).4.1910, С.-Пе­тер­бург], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, мас­тер де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва. Чл. пе­терб. АХ (1905). Сын во­ен. юри­ста. Окон­чил юри­дич. ф-т С.-Пе­терб. ун-та (1879). Учил­ся в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ (1864, 1868–69), по­се­щал ве­чер­ние за­ня­тия на­тур­но­го клас­са П. П. Чистя­ко­ва­ (1874–79), учил­ся у не­го же в пе­терб. АХ (1880–84; од­но­вре­мен­но с В. А. Се­ро­вым), брал уро­ки аква­ре­ли у И. Е. Ре­пи­на. Уча­ст­ник вы­ста­вок: Все­мир­ной в Па­ри­же (1900; зо­ло­тая ме­даль), ме­ж­ду­на­род­ных в Ве­не (1901) и Ве­не­ции (1907, 1914), так­же Моск. т-ва ху­дож­ни­ков (с 1895), «Ми­ра ис­кус­ст­ва» (1900–03, 1906), «36-ти ху­дож­ни­ков» (1901–03), Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков (чл.-уч­ре­ди­тель, 1903), «Алой ро­зы» (1904) и др. Сре­ди ран­них ра­бот – ри­сун­ки по мо­ти­вам по­эмы «Фа­уст» И. В. Гё­те, ро­ма­на «Ан­на Ка­ре­ни­на» Л. Н. Тол­сто­го, кар­ти­ны и ак­ва­ре­ли на те­мы тра­ге­дии «Гам­лет» У. Шек­спи­ра, на ис­то­рич., еван­гель­ские и ори­ен­таль­ные сю­же­ты («Вос­точ­ная сказ­ка», 1886, Ки­ев­ский му­зей рус. иск-ва), порт­ре­ты (ав­то­порт­рет, 1883, ГРМ). Тре­вож­ное на­строе­ние, при­су­щее ран­ним про­из­ве­де­ни­ям В., ста­нет лейт­мо­ти­вом все­го его твор­че­ст­ва.

В 1884–89 по при­гла­ше­нию А. В. Пра­хо­ва ра­бо­тал в Кие­ве над вос­ста­нов­ле­ни­ем фре­сок Ки­рил­лов­ской ц. (12 в.); под воз­дей­ст­ви­ем ср.-век. мо­ну­мен­таль­но­го иск-ва ис­пол­нил фре­ски «Со­ше­ст­вие Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов», «По­ло­же­ние во гроб» и «Про­рок Мои­сей» (все 1884), 4 ико­ны для ико­но­ста­са (на­пи­са­ны в Ве­не­ции в 1884–85, ку­да В. ез­дил для оз­на­ком­ле­ния с ви­зант. мо­заи­ка­ми и итал. иск-вом; по­се­тил так­же Рим). Соз­дал эс­ки­зы рос­пи­сей Вла­ди­мир­ско­го со­бо­ра, про­дол­жаю­щие тра­ди­цию биб­лей­ских эс­ки­зов А. А. Ива­но­ва («Над­гроб­ный плач», «Вос­кре­се­ние» и др.; все – ак­ва­рель, 1887, Ки­ев­ский му­зей рус. иск-ва; рос­пи­си не осу­ще­ст­в­ле­ны). В Кие­ве ис­пол­не­ны порт­рет-кар­ти­на «Де­воч­ка на фо­не пер­сид­ско­го ков­ра» (1886, там же), др. порт­ре­ты, ри­сун­ки; сти­ли­сти­ка этих ра­бот сви­де­тель­ст­ву­ет о по­вы­шен­ном вни­ма­нии В. к де­ко­ра­тив­но­сти.

М. А. Врубель. «Не плачь, дитя, не плачь напрасно!..». Иллюстрация к поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова. Чёрная акварель, белила. 1890–91. Третьяковская галерея (Москва).

С 1889 жил в Мо­ск­ве, сбли­зил­ся с С. И. Ма­мон­то­вым; стал од­ним из ак­тив­ных уча­ст­ни­ков Аб­рам­цев­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го круж­ка: воз­глав­лял ке­ра­мич. мас­тер­скую в Аб­рам­це­ве (с 1892), оформ­лял спек­так­ли моск. Ча­ст­ной рус. опе­ры [пре­им. опе­ры Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва – «Мо­царт и Саль­е­ри» (1898), «Цар­ская не­вес­та» (1899), «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не» (1900); так­же «Ча­ро­дей­ка» П. И. Чай­ков­ско­го (1900, совм. с В. М. Вас­не­цо­вым), «Тан­гей­зер» Р. Ваг­не­ра (1901)], ис­пол­нил для те­ат­ра за­на­вес «Ита­лия» (1891). Изы­скан­но-жи­во­пис­ные де­ко­ра­ции и кос­тю­мы В., не­раз­рыв­но свя­зан­ные с муз. об­раз­но­стью, пред­вос­хи­ща­ют ре­фор­ма­тор­ское те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ное иск-во «ми­ри­скус­ни­ков». В 1891–92 ху­дож­ник со­вер­шил по­езд­ки в Рим, Ми­лан, Не­аполь (где изу­чал тех­ни­ку ста­рин­ной итал. ке­ра­ми­ки), Па­риж, Бер­лин, в 1894 по­се­тил Ге­ную и пу­те­ше­ст­во­вал по Сре­ди­зем­но­му мо­рю, в 1897 был в Ри­ме; ис­пол­нил мн. за­ри­со­вок, этю­дов, эс­ки­зов.

В. – один из са­мых яр­ких пред­ста­вите­лей рус. сим­во­лиз­ма. С по­зи­ций эсте­тиз­ма он ут­вер­ждал са­мо­цен­ность кра­со­ты в иск-ве, про­ро­че­скую мис­сию ху­дож­ни­ка-тай­но­вид­ца, вест­ни­ка иных ми­ров; со­звуч­ные это­му ми­ро­ощу­ще­нию сю­же­ты В. на­хо­дил в ми­фо­ло­гии, фольк­ло­ре, лит-ре и те­ат­ре. В. соз­да­вал де­ко­ра­тив­ные пан­но в сти­ле мо­дерн для моск. особ­ня­ков – «Суд Па­ри­са» (трип­тих, 1893; ны­не – ГТГ), «Ве­не­ция» (1893, ГРМ), «Ис­па­ния» (по мо­ти­вам опе­ры «Кар­мен» Ж. Би­зе, 1894, ГТГ); 5 пан­но на те­мы «Фау­ста» И. В. Гё­те для «го­ти­че­ско­го ка­би­не­та» в до­ме А. В. Мо­ро­зо­ва (1896; 4 – в ГТГ); «Прин­цес­са Грё­за» (по мо­ти­вам од­но­им. пье­сы Э. Рос­та­на; ГТГ) и «Ми­ку­ла Се­ля­ни­но­вич» для Все­рос. Ни­же­го­род­ской вы­став­ки (1896); трип­тих «Ут­ро», «Пол­день» и «Ве­чер» (1897, ГРМ) для особ­ня­ка С. Т. Мо­ро­зо­ва (так­же вит­раж «Ры­царь» и скульп­ту­ру «Ро­берт и мо­на­хи­ни», 1896); «Бо­га­тырь» (1898, ГРМ). Ряд кар­тин В. на­ве­ян опе­ра­ми Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва («Про­ща­ние Ца­ря мор­ско­го с ца­рев­ной Вол­хо­вой», 1898; «Ца­рев­на-Ле­бедь», 1900; «Ле­бедь», 1901; все – ГТГ). Ху­дож­ник об­ра­щал­ся к про­из­ве­де­ни­ям А. С. Пуш­ки­на (ил­лю­ст­ра­ции к «ма­лень­кой тра­ге­дии» «Мо­царт и Саль­е­ри», 1884; к сти­хотв. «Про­рок»; кар­ти­на «Про­рок», 1898, ГТГ) и М. Ю. Лер­мон­то­ва (ил­лю­ст­ра­ции для юби­лей­но­го из­да­ния со­чи­не­ний, 1890–91). Об­раз Де­мо­на, вдох­нов­лён­ный Лер­мон­то­вым и од­но­им. опе­рой А. Г. Ру­бин­штей­на, ста­но­вит­ся цен­траль­ным в твор­че­ст­ве ху­дож­ни­ка с сер. 1880-х гг.; со­хра­нив­шие­ся по­лот­на близ­ки мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ным пан­но: «Де­мон (си­дя­щий)» (1890, ГТГ), где «дух со­мне­нья» пред­ста­ёт в ок­ру­же­нии фан­та­стич. «вне­зем­но­го» пей­за­жа; «Де­мон ле­тя­щий» (1899, не окон­чен, ГРМ) и «Де­мон по­вер­жен­ный» (1902, ГТГ) – изо­бра­же­ние ан­ге­ла-бо­го­бор­ца, сбро­шен­но­го с не­бес, со сло­ман­ны­ми крыль­я­ми. Су­мрач­ный ко­ло­рит, мо­за­ич­ная клад­ка маз­ка, гор­ный пей­заж соз­да­ют об­раз ми­ро­вой скор­би, но вме­сте с тем и тор­же­ст­ва не­сми­рив­ше­го­ся ду­ха.

М. А. Врубель. Декоративное блюдо «Садко». Майолика, цветные глазури. 1900-е гг. Русский музей (С.-Петербург).

Ра­бо­тая над об­ра­зом Де­мо­на, В. вы­пол­нил неск. скульп­тур как вспо­мо­гат. ма­те­ри­ал для жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний («Де­мон», гипс рас­кра­шен­ный, 1890, ГРМ). В. при­над­ле­жит за­слу­га вос­соз­да­ния куль­ту­ры ке­ра­мич. ма­те­риа­ла (май­о­ли­ки), ис­поль­зо­ва­ния его в ка­че­ст­ве ар­хит. де­ко­ра. Он ис­пол­нял эс­ки­зы ар­хит. де­та­лей («Мас­ка льви­цы» для во­рот до­ма Ма­мон­то­вых в Мо­ск­ве, май­о­ли­ка, 1891, ГРМ) и май­о­ли­ко­вых скульп­тур (ска­зоч­ные об­ра­зы опер Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва – «Лель», «Миз­гирь», «Вол­хо­ва» и др.; все 1899–1900), де­кора­тив­ных блюд, из­раз­цов, ка­ми­нов, вит­ра­жей, рос­пи­си ба­ла­ла­ек. По эс­ки­зу В. и при его уча­стии вы­пол­не­но ма­йо­ли­ко­вое пан­но «Прин­цес­са Грё­за» на фа­са­де зда­ния гос­ти­ни­цы «Мет­ро­поль» в Мо­ск­ве (1899–1903); про­бо­вал свои си­лы в ар­хи­тек­ту­ре (про­ект фа­са­да 2-этаж­но­го фли­ге­ля, при­стро­ен­но­го к до­му С. И. Ма­мон­то­ва, 1891; эс­ки­зы хра­ма в с. Та­лаш­ки­но Смо­лен­ской губ., и др.). Эти раз­но­об­раз­ные ис­ка­ния ху­дож­ни­ка от­ве­ча­ли об­ще­му уст­рем­ле­нию мо­дер­на к ху­дож. уни­вер­са­лиз­му, син­те­зу ис­кусств.

Мис­тич. оду­хо­тво­рён­ность позд­них кар­тин В., та­ин­ст­вен­ная взаи­мо­связь че­ло­ве­ка и при­ро­ды род­нят их с по­эзи­ей рус. сим­во­лиз­ма. В них всё ча­ще ца­рит на­пря­жён­ный «ноч­ной» ко­ло­рит, с пре­об­ла­да­ни­ем си­не-ли­ло­вых, пур­пур­ных, олив­ко­вых и тём­но-зе­лё­ных то­нов: «Га­дал­ка» (1895), «Пан» (1899), «К но­чи» (1900), «Си­рень» (1900; все – ГТГ). В это вре­мя соз­дан и ряд экс­прес­сив­ных порт­ре­тов: С. И. Ма­мон­то­ва (1897, не окон­чен, ГТГ), же­ны В. – пе­ви­цы Н. И. За­бе­лы-Вру­бель (1898, ГТГ), сы­на (1902, ГРМ) и др.

С 1902 до кон­ца жиз­ни В. на­хо­дил­ся в пси­хи­ат­рич. ле­чеб­ни­цах. В пе­рио­ды про­свет­ле­ния соз­да­вал ито­го­вые про­из­ве­де­ния, в ко­то­рых с осо­бой ост­ро­той про­яви­лись эмо­цио­наль­но-об­раз­ные и сти­ли­стич. ис­ка­ния пред­ше­ст­вую­щих лет [«Шес­ти­кры­лый се­ра­фим (Аз­ра­ил)», 1904, ГРМ], порт­ре­ты («Порт­рет Н. И. За­бе­лы-Вру­бель на фо­не бе­рё­зок», 1904, ГРМ; «По­сле кон­цер­та», 1905, ГТГ; «Да­ма в ли­ло­вом», 1904–05, ГРМ) и ри­сун­ки с на­ту­ры (ав­то­порт­рет, ГРМ; порт­рет вра­ча Ф. А. Усоль­це­ва; оба 1904; так­же пей­за­жи, на­тюр­мор­ты). В 1906 ху­дож­ник ос­леп; его по­след­ней ра­бо­той стал не­окон­чен­ный гра­фич. порт­рет В. Я. Брю­со­ва (1906, ГТГ) – об­раз лич­но­сти, стоя­щей вы­ше тол­пы и обы­ден­ной жиз­ни.

М. А. Врубель. «Шестикрылый серафим (Азраил)». 1904. Русский музей (С.-Петербург).

Творч. ме­тод В. ори­ги­на­лен. От­ка­зы­ва­ясь от об­ще­го кон­ту­ра изо­бра­жае­мо­го пред­ме­та, но вы­яв­ляя его гра­ни и од­но­вре­мен­но раз­ра­ба­ты­вая фон, он ор­га­ни­зу­ет фор­мат сра­зу как це­лое, на­бра­сы­вая на бу­ма­гу или холст от­дель­ные мо­за­ич­ные пят­на, что соз­да­ёт впе­чат­ле­ние «кри­стал­ли­че­ских» струк­тур, фан­та­стич. и не­обыч­ной сре­ды. В. стро­ит ком­по­зи­цию, ис­хо­дя из зву­ча­ния всех эле­мен­тов изо­бра­же­ния, по­это­му его ра­бо­ты об­ла­да­ют ка­че­ст­ва­ми мо­ну­мен­таль­но­сти и де­ко­ра­тив­но­сти. К та­ко­му по­ни­ма­нию ху­дож. фор­мы В. при­шёл, с од­ной сто­ро­ны, бла­го­да­ря со­при­кос­но­ве­нию со ср.-век. мо­ну­мен­таль­ным иск-вом; с др. сто­ро­ны, рас­про­стра­нив ана­ли­тич. ме­тод П. П. Чис­тя­ко­ва с отд. пред­ме­та на ок­ру­жаю­щую сре­ду и всю плос­кость изо­бра­же­ния. Ви­зио­нер­ст­во и ми­фо­твор­че­ст­во, тра­гич. ми­ро­ощу­ще­ние сбли­жа­ют иск-во В. с твор­че­ст­вом П. Н. Фи­ло­но­ва; его влия­ние ис­пы­та­ли А. Я. Го­ло­вин, Ф. А. Ма­ля­вин и ряд др. круп­ных мас­те­ров нач. 20 в. (в т. ч. ху­дож­ни­ки «Го­лу­бой ро­зы»).

Соч.: Пе­ре­пис­ка. Вос­по­ми­на­ния о ху­дож­ни­ке. 2-е изд. Л., 1976.

Лит.: Ра­ки­тин В. И. М. Вру­бель. М., 1971; Та­ра­бу­кин Н. М. Вру­бель. М., 1974; Дмит­рие­ва Н. А. Вру­бель. Л., 1989; Суз­да­лев П. К. Вру­бель и Лер­мон­тов. М., 1991; он же. Вру­бель. М., 1991; Гу­са­ро­ва А. М. Вру­бель: Аль­бом. М., 1997; Ко­ган Д. Вру­бель. М., 1999; Ал­ле­нов М. М. М. Вру­бель. М., 2004.

Вернуться к началу