ВРУ́БЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВРУ́БЕЛЬ Михаил Александрович [5(17).3.1856, Омск – 1(14).4.1910, С.-Петербург], рос. живописец, график, сценограф, мастер декоративно-прикладного иск-ва. Чл. петерб. АХ (1905). Сын воен. юриста. Окончил юридич. ф-т С.-Петерб. ун-та (1879). Учился в Рисовальной школе ОПХ (1864, 1868–69), посещал вечерние занятия натурного класса П. П. Чистякова (1874–79), учился у него же в петерб. АХ (1880–84; одновременно с В. А. Серовым), брал уроки акварели у И. Е. Репина. Участник выставок: Всемирной в Париже (1900; золотая медаль), международных в Вене (1901) и Венеции (1907, 1914), также Моск. т-ва художников (с 1895), «Мира искусства» (1900–03, 1906), «36-ти художников» (1901–03), Союза русских художников (чл.-учредитель, 1903), «Алой розы» (1904) и др. Среди ранних работ – рисунки по мотивам поэмы «Фауст» И. В. Гёте, романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, картины и акварели на темы трагедии «Гамлет» У. Шекспира, на историч., евангельские и ориентальные сюжеты («Восточная сказка», 1886, Киевский музей рус. иск-ва), портреты (автопортрет, 1883, ГРМ). Тревожное настроение, присущее ранним произведениям В., станет лейтмотивом всего его творчества.
В 1884–89 по приглашению А. В. Прахова работал в Киеве над восстановлением фресок Кирилловской ц. (12 в.); под воздействием ср.-век. монументального иск-ва исполнил фрески «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Положение во гроб» и «Пророк Моисей» (все 1884), 4 иконы для иконостаса (написаны в Венеции в 1884–85, куда В. ездил для ознакомления с визант. мозаиками и итал. иск-вом; посетил также Рим). Создал эскизы росписей Владимирского собора, продолжающие традицию библейских эскизов А. А. Иванова («Надгробный плач», «Воскресение» и др.; все – акварель, 1887, Киевский музей рус. иск-ва; росписи не осуществлены). В Киеве исполнены портрет-картина «Девочка на фоне персидского ковра» (1886, там же), др. портреты, рисунки; стилистика этих работ свидетельствует о повышенном внимании В. к декоративности.
С 1889 жил в Москве, сблизился с С. И. Мамонтовым; стал одним из активных участников Абрамцевского художественного кружка: возглавлял керамич. мастерскую в Абрамцеве (с 1892), оформлял спектакли моск. Частной рус. оперы [преим. оперы Н. А. Римского-Корсакова – «Моцарт и Сальери» (1898), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1900); также «Чародейка» П. И. Чайковского (1900, совм. с В. М. Васнецовым), «Тангейзер» Р. Вагнера (1901)], исполнил для театра занавес «Италия» (1891). Изысканно-живописные декорации и костюмы В., неразрывно связанные с муз. образностью, предвосхищают реформаторское театрально-декорационное иск-во «мирискусников». В 1891–92 художник совершил поездки в Рим, Милан, Неаполь (где изучал технику старинной итал. керамики), Париж, Берлин, в 1894 посетил Геную и путешествовал по Средиземному морю, в 1897 был в Риме; исполнил мн. зарисовок, этюдов, эскизов.
В. – один из самых ярких представителей рус. символизма. С позиций эстетизма он утверждал самоценность красоты в иск-ве, пророческую миссию художника-тайновидца, вестника иных миров; созвучные этому мироощущению сюжеты В. находил в мифологии, фольклоре, лит-ре и театре. В. создавал декоративные панно в стиле модерн для моск. особняков – «Суд Париса» (триптих, 1893; ныне – ГТГ), «Венеция» (1893, ГРМ), «Испания» (по мотивам оперы «Кармен» Ж. Бизе, 1894, ГТГ); 5 панно на темы «Фауста» И. В. Гёте для «готического кабинета» в доме А. В. Морозова (1896; 4 – в ГТГ); «Принцесса Грёза» (по мотивам одноим. пьесы Э. Ростана; ГТГ) и «Микула Селянинович» для Всерос. Нижегородской выставки (1896); триптих «Утро», «Полдень» и «Вечер» (1897, ГРМ) для особняка С. Т. Морозова (также витраж «Рыцарь» и скульптуру «Роберт и монахини», 1896); «Богатырь» (1898, ГРМ). Ряд картин В. навеян операми Н. А. Римского-Корсакова («Прощание Царя морского с царевной Волховой», 1898; «Царевна-Лебедь», 1900; «Лебедь», 1901; все – ГТГ). Художник обращался к произведениям А. С. Пушкина (иллюстрации к «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери», 1884; к стихотв. «Пророк»; картина «Пророк», 1898, ГТГ) и М. Ю. Лермонтова (иллюстрации для юбилейного издания сочинений, 1890–91). Образ Демона, вдохновлённый Лермонтовым и одноим. оперой А. Г. Рубинштейна, становится центральным в творчестве художника с сер. 1880-х гг.; сохранившиеся полотна близки монументально-декоративным панно: «Демон (сидящий)» (1890, ГТГ), где «дух сомненья» предстаёт в окружении фантастич. «внеземного» пейзажа; «Демон летящий» (1899, не окончен, ГРМ) и «Демон поверженный» (1902, ГТГ) – изображение ангела-богоборца, сброшенного с небес, со сломанными крыльями. Сумрачный колорит, мозаичная кладка мазка, горный пейзаж создают образ мировой скорби, но вместе с тем и торжества несмирившегося духа.
Работая над образом Демона, В. выполнил неск. скульптур как вспомогат. материал для живописных произведений («Демон», гипс раскрашенный, 1890, ГРМ). В. принадлежит заслуга воссоздания культуры керамич. материала (майолики), использования его в качестве архит. декора. Он исполнял эскизы архит. деталей («Маска львицы» для ворот дома Мамонтовых в Москве, майолика, 1891, ГРМ) и майоликовых скульптур (сказочные образы опер Н. А. Римского-Корсакова – «Лель», «Мизгирь», «Волхова» и др.; все 1899–1900), декоративных блюд, изразцов, каминов, витражей, росписи балалаек. По эскизу В. и при его участии выполнено майоликовое панно «Принцесса Грёза» на фасаде здания гостиницы «Метрополь» в Москве (1899–1903); пробовал свои силы в архитектуре (проект фасада 2-этажного флигеля, пристроенного к дому С. И. Мамонтова, 1891; эскизы храма в с. Талашкино Смоленской губ., и др.). Эти разнообразные искания художника отвечали общему устремлению модерна к худож. универсализму, синтезу искусств.
Мистич. одухотворённость поздних картин В., таинственная взаимосвязь человека и природы роднят их с поэзией рус. символизма. В них всё чаще царит напряжённый «ночной» колорит, с преобладанием сине-лиловых, пурпурных, оливковых и тёмно-зелёных тонов: «Гадалка» (1895), «Пан» (1899), «К ночи» (1900), «Сирень» (1900; все – ГТГ). В это время создан и ряд экспрессивных портретов: С. И. Мамонтова (1897, не окончен, ГТГ), жены В. – певицы Н. И. Забелы-Врубель (1898, ГТГ), сына (1902, ГРМ) и др.
С 1902 до конца жизни В. находился в психиатрич. лечебницах. В периоды просветления создавал итоговые произведения, в которых с особой остротой проявились эмоционально-образные и стилистич. искания предшествующих лет [«Шестикрылый серафим (Азраил)», 1904, ГРМ], портреты («Портрет Н. И. Забелы-Врубель на фоне берёзок», 1904, ГРМ; «После концерта», 1905, ГТГ; «Дама в лиловом», 1904–05, ГРМ) и рисунки с натуры (автопортрет, ГРМ; портрет врача Ф. А. Усольцева; оба 1904; также пейзажи, натюрморты). В 1906 художник ослеп; его последней работой стал неоконченный графич. портрет В. Я. Брюсова (1906, ГТГ) – образ личности, стоящей выше толпы и обыденной жизни.
Творч. метод В. оригинален. Отказываясь от общего контура изображаемого предмета, но выявляя его грани и одновременно разрабатывая фон, он организует формат сразу как целое, набрасывая на бумагу или холст отдельные мозаичные пятна, что создаёт впечатление «кристаллических» структур, фантастич. и необычной среды. В. строит композицию, исходя из звучания всех элементов изображения, поэтому его работы обладают качествами монументальности и декоративности. К такому пониманию худож. формы В. пришёл, с одной стороны, благодаря соприкосновению со ср.-век. монументальным иск-вом; с др. стороны, распространив аналитич. метод П. П. Чистякова с отд. предмета на окружающую среду и всю плоскость изображения. Визионерство и мифотворчество, трагич. мироощущение сближают иск-во В. с творчеством П. Н. Филонова; его влияние испытали А. Я. Головин, Ф. А. Малявин и ряд др. крупных мастеров нач. 20 в. (в т. ч. художники «Голубой розы»).