Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАНКИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 754-756

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Самбурова; А. Г. Юркевич (история)

НАНКИ́Н (Нань­цзин, кит. «Юж­ная Сто­ли­ца»), го­род в Вост. Ки­тае, адм. центр пров. Цзян­су. Нас. ок. 3,7 млн. чел. (2012; с при­го­ро­да­ми ок. 4,7 млн. чел.). Об­ра­зу­ет гор. аг­ло­ме­ра­цию (гор. ок­руг пл. 6,6 тыс. км2) с нас. ок. 8 млн. чел. Рас­по­ло­жен в ни­зовь­ях р. Янц­зы, в 270 км к за­па­ду от г. Шан­хай. Вто­рой по зна­че­нию (по­сле Шан­хая) эко­но­мич., по­ли­тич. и куль­тур­ный центр Вост. Ки­тая. Круп­ный транс­порт­ный узел. Ж.-д. со­об­ще­ние с го­ро­да­ми Пе­кин, Шан­хай, Нань­тун, Си­ань и др. (3 ж.-д. во­кза­ла; в 2010 со­ору­жён круп­ней­ший в Азии но­вый Юж­ный ж.-д. во­кзал). Ав­то­ма­гист­ра­ля­ми свя­зан с го­ро­да­ми Шан­хай, Хан­чжоу, Лянь­юнь­ган, Хэ­фэй и др. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Лу­коу. Круп­ный реч­ной порт, до­ступ­ный для мор. су­дов. В пре­де­лах го­ро­да р. Янц­зы пе­ре­се­ка­ют 4 мос­та и транс­порт­ных тон­не­ля, в т. ч. двухъ­ярус­ный ав­то­мо­биль­ный и ж.-д. мост (1968). Мет­ро­по­ли­тен (с 2005; 2 ли­нии).

Нанкин. Панорама города.

По­се­ле­ние на мес­те Н. в 5–3 вв. до н. э. бы­ло из­вест­но под назв. Цзинь­лин и вхо­ди­ло во вла­де­ния цар­ст­ва Чу. По­сле соз­да­ния Цинь Шиху­ан­ди цен­тра­ли­зов. им­пе­рии Цинь (221 до н. э.) по­лу­чил назв. Мо­лин (Мо­лин­сянь), стал цен­тром од­но­им. уез­да, во­шед­ше­го в со­став обл. Цзи. В 211 н. э. в хо­де рас­па­да им­пе­рии Вост. Хань бу­ду­щий ос­но­ва­тель гос-ва У, Сунь Цю­ань, пе­ре­нёс в не­го свою став­ку. В 212 он ок­ру­жил го­род ка­мен­ной сте­ной и на­звал его Цзя­нье. В 229 в не­го бы­ла пе­ре­не­се­на сто­ли­ца гос-ва У – этот год стал счи­тать­ся да­той об­ре­те­ния Н. сто­лич­но­го ста­ту­са. В 280 вновь пе­ре­име­но­ван в Мо­лин, от го­ро­да от­де­лён уезд­ный центр Линь­цзян (Линь­цзян­сянь). В 281 Линь­цзян пе­ре­име­но­ван в Цзян­нин, вслед­ст­вие че­го Н. при­об­рёл своё вто­рое ис­то­рич. на­зва­ние. В 282 от раз­рос­ше­го­ся Мо­ли­на от­де­лён г. Цзя­нье, в 313–316 пе­ре­име­но­ван­ный в Цзянь­кан. В 317 в не­го пе­ре­не­се­на сто­ли­ца гос-ва Вост. Цзинь (317–419). В 1368 ос­но­ва­тель ди­на­стии Мин Чжу Юань­чжан сде­лал го­род сво­ей сто­ли­цей, в 1378 пе­ре­име­но­вал его в Цзин­ши (букв. «Сто­лич­ный го­род»). В 1403 Н. по­лу­чил своё совр. назв. В прав­ле­ние ди­на­стии Цин име­но­вал­ся Цзян­ни­ном (Цзян­нин­фу), был цен­тром на­ме­ст­ни­че­ст­ва Лянц­зян – «Две [про­вин­ции по те­че­нию] Янц­зы» (Цзян­су и Цзян­си). В Цзян­ни­не кит. пра­ви­тель­ст­во за­клю­чи­ло Нан­кин­ский до­го­вор 1842. В 1853 за­хва­чен уча­ст­ни­ка­ми Тай­пин­ско­го вос­ста­ния 1851–64, ко­то­рые объ­я­ви­ли его цен­тром Тай­пин тянь­го и да­ли ему назв. Тянь­цзин («Не­бес­ная сто­ли­ца»). В 1858 стал от­кры­тым пор­том. В хо­де Синь­хай­ской ре­во­лю­ции 1911–12 со­брав­шая­ся в нём Кон­фе­рен­ция пред­ста­ви­те­лей про­вин­ций из­бра­ла Сунь Ят­се­на Врем. пре­зи­ден­том Кит. Рес­пуб­ли­ки. Го­род пе­ре­име­но­ван в Н. (Нань­цзин­фу), а за­тем вновь в Цзян­нин (Цзян­нин­сянь), став­ший адм. цен­тром пров. Цзян­су. В апр. 1927 в хо­де Се­вер­но­го по­хо­да 1926–27 в не­го бы­ла пе­ре­не­се­на став­ка Чан Кай­ши, в го­ро­де соз­да­но под­кон­троль­ное ему пра­ви­тель­ст­во Го­минь­да­на. В 1928 Н. объ­яв­лен сто­ли­цей Кит. Рес­пуб­ли­ки и ре­зи­ден­ци­ей Нац. пра­ви­тель­ст­ва. То­гда же по­лу­чил ста­тус «осо­бой го­род­ской [тер­ри­то­рии] Нан­кин», в 1930 – го­ро­да центр. под­чи­не­ния. В дек. 1937 за­нят япон. вой­ска­ми, уст­ро­ив­ши­ми в го­ро­де жес­то­кие мас­со­вые убий­ст­ва (т. н. Нан­кин­ская бой­ня), в хо­де ко­то­рых по­гиб­ли ок. 200–300 тыс. чел. До 1945 ок­ку­пи­ро­ван Япо­ни­ей, яв­лял­ся ре­зи­ден­ци­ей ма­рио­не­точ­но­го «центр. пра­ви­тель­ст­ва» во гла­ве с Ван Цзин­вэ­ем (до 1944). С 1946 ме­сто пре­бы­ва­ния пра­ви­тель­ст­ва Го­минь­да­на. В Н. был под­пи­сан Аме­ри­ка­но-ки­тай­ский до­го­вор 1946. 23.4.1949 за­нят На­род­но-ос­во­бо­ди­тель­ной ар­ми­ей Ки­тая, по­лу­чил ста­тус го­ро­да центр. под­чи­не­ния. С 1952 адм. центр пров. Цзян­су.

Ис­то­рич. центр Н., рас­по­ло­жен­ный на пра­во­бе­ре­жье р. Янц­зы, ок­ру­жён кре­по­ст­ны­ми сте­на­ми эпо­хи Мин (выс. до 21 м; кон. 14 в.; со­хра­ни­лось ок. 2/3 от пер­во­на­чаль­ной дли­ны в 33,4 км) с во­ро­та­ми (Хэ­пин, Чжунхуа). В цен­тре рас­по­ло­же­ны Ба­ра­бан­ная баш­ня (Ку Лоу; 1382), зал для про­ве­де­ния эк­за­ме­нов на чи­нов­ни­чьи долж­но­сти Цзян­нань Гу­ню­ань (1169, пе­ре­стро­ен в эпо­ху Мин), кон­фу­ци­ан­ский храм Чао­тянь­гун (2-я пол. 19 в.; в гл. за­ле Да­чэн Дянь – Му­зей шес­ти ди­на­стий). К вос­то­ку от цен­тра Н., на скло­нах го­ры Цзыц­зинь­шань, рас­по­ло­же­ны мон. Лин­гу­сы (ос­но­ван в 1384; кир­пич­ный гл. зал «улян­дянь» – «без­ба­лоч­ный храм», 1398), ан­самбль гроб­ни­цы имп. Чжу Юань­чжа­на (1381 – ок. 1415; «до­ро­га ду­хов» со ста­туя­ми жи­вот­ных, ми­фо­ло­гич. су­ществ и пр.; в со­ста­ве имп. гроб­ниц ди­на­стий Мин и Цин вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия) и мав­зо­лей Сунь Ят­се­на (1926–29, арх. Лу Янь­чжи). Сре­ди по­стро­ек 20 – нач. 21 вв.: ком­плекс кол­лед­жа Гинь­лин, со­еди­няю­щий фор­мы тра­диц. кит. зод­че­ст­ва и прин­ци­пы зап. ар­хи­тек­ту­ры (1923, арх. Г. К. Мер­фи), Ме­мо­ри­ал жерт­вам «Нан­кин­ской бой­ни» (1985, арх. Ци Кан), гор. б-ка (2005), но­вое зда­ние Ху­дож. му­зея пров. Цзян­су (2010, ар­хи­тек­то­ры Ю. Эн­гель, М. Цим­мер­манн), Му­зей иск-ва и ар­хи­тек­ту­ры (2011, арх. С. Холл; все – в рус­ле не­омо­дер­низ­ма). На тер­ри­то­рии гор. ок­ру­га – буд­дий­ский храм Ци­ся­сы (ос­но­ван в кон. 5 в.; ук­ра­шен­ная рель­е­фа­ми ка­мен­ная сту­па Шэ­ли­та, 10 в.; ря­дом с хра­мом – пе­ще­ры и ни­ши со ста­туя­ми пе­рио­да с кон. 5 в. до ди­на­стии Мин), по­гре­бе­ние имп. У-ди с «до­ро­гой ду­хов» (6 в.), гроб­ни­цы пра­ви­те­лей ди­на­стии Юж­ная Тан – Ли Бя­ня и Ли Цзи­на (10 в.).

Нанкин. Вид исторического центра.

Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний: От­де­ле­ние и ряд н.-и. ин-тов АН Ки­тая, в т. ч. Ин-т гео­ло­гии и па­лео­нто­ло­гии, Ин-т гео­гра­фии и лим­но­ло­гии, Ин-т поч­вен­ных на­ук, Ин-т фи­зи­ки ат­мо­сфе­ры; Ин-т дер­ма­то­ло­гии и Ин-т ге­ма­то­ло­гии Кит. ака­де­мии мед. на­ук. Сре­ди ве­ду­щих ву­зов – ун-ты: Нан­кин­ский (1902), Юго-Вос­точ­ный (1902), тех­но­ло­гич. (1902), с.-х. (1902; совр. ста­тус и назв. с 1952), фар­ма­цев­тич. (1936); Нан­кин­ский ун-т ас­тро­нав­ти­ки и аэ­ро­нав­ти­ки (1952), Нан­кин­ский ун-т нау­ки и тех­ни­ки (1953; совр. ста­тус и назв. с 1993). Нан­кин­ская б-ка (1907). Вто­рой ис­то­рич. ар­хив Ки­тая (1951; до­ку­мен­ты 1912–49). Му­зеи: Нан­ки­на (1950), гос-ва Тай­пин тянь­го (1958), совр. ис­то­рии Ки­тая, го­род­ской. Ху­дож. га­ле­рея пров. Цзян­су и др. Те­атр тра­диц. муз. дра­мы; те­ат­раль­ные труп­пы, ку­коль­ный те­атр и др. Об­сер­ва­то­рия Цзыц­зинь­шань. Бо­та­нич. сад им. Сунь Ят­се­на. Зоо­парк. Фут­боль­ный клуб «Цзян­су Сайн­ти» (ос­но­ван в 1994) вы­сту­па­ет на ста­дио­не Олим­пий­ско­го спор­тив­но­го цен­тра (2005; св. 60 тыс. мест). В 2002 про­хо­ди­ли мат­чи жен­ско­го чем­пио­на­та ми­ра по бас­кет­бо­лу. Про­во­дят­ся тра­диц. ме­ж­ду­нар. тур­ни­ры по шах­ма­там (с 2008). В 2014 в Н. со­сто­ят­ся вто­рые лет­ние юно­ше­ские Олим­пий­ские иг­ры.

В эко­но­ми­ке вы­сок уро­вень раз­ви­тия сфе­ры ус­луг. Н. – круп­ный транс­порт­но-ло­ги­сти­чес­кий, тор­го­вый и фи­нан­со­вый центр ниж­не­го те­че­ния р. Янц­зы. Гру­зо­обо­рот пор­та 118,4 млн. т, в т. ч. ок. 800 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ (2011); вы­воз ста­ли, це­мен­та, неф­те­про­дук­тов, ми­нер. сы­рья, ри­са, ге­не­раль­ных гру­зов и др.; ввоз кон­цен­тра­тов же­лез­ных и мед­ных руд, ло­ма чёр­ных ме­тал­лов, неф­те­про­дук­тов, ле­са, хи­ми­ка­тов (гру­зо­вые тер­ми­на­лы пор­та про­тя­ну­лись по бе­ре­гам ре­ки на де­сят­ки ки­ло­мет­ров).

Н. – один из важ­ней­ших пром. цен­тров Ки­тая. Ве­ду­щая от­расль – ма­ши­но­строе­ние. Элек­трон­ная (ком­пь­ю­те­ры, те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ное обо­ру­до­ва­ние; пред­при­ятия ком­па­ний «Nanjing Panda Electronics Co.», «Nanjing Chan­g­jiang Electronics Group Co.», «Huafei Co­lour Display Systems Co.» и др.), элек­тро­тех­нич. (в т. ч. про­из-во бы­то­вых элек­тро­при­бо­ров – хо­ло­диль­ни­ков, мо­ро­зиль­ных ка­мер, сти­раль­ных ма­шин и др.) пром-сть и энер­ге­тич. ма­ши­но­строе­ние [«Nanjing Electric (Group) Co.»]. Ав­то­мо­би­ле­строе­ние: про­из-во лег­ко­вых и гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей, ав­то­бу­сов, ав­то­мо­биль­ных дви­га­те­лей и др. ком­плек­тую­щих уз­лов и аг­ре­га­тов – за­во­ды «Nanjing Automobile (Group) Corporation» (до­чер­няя струк­ту­ра ком­па­нии «SAIC Motor»), «Chang’an Automobile Co.» и др. Про­из-во элек­тро­ка­ров и ав­то­бу­сов с элек­трич. дви­га­те­ля­ми («Na­njing Jiayuan Electric Vehicles & Ship Manufacturing Co.»), мо­то­цик­лов («Jin­cheng Machinery Co.»). Су­до­стро­ит. за­вод ком­па­нии «CSC Jinling Shipyard». Аэ­ро­кос­мич. пром-сть («China Aerospa­ce Science & Industry Corp.» – бал­ли­стич. ра­ке­ты сред­ней даль­но­сти), про­из-во стан­ков и ин­ст­ру­мен­тов, хи­мич. ма­ши­но­строе­ние и др. Раз­ви­ты чёр­ная ме­тал­лур­гия (ком­би­нат пол­но­го цик­ла ком­па­нии «Nanjing Iron & Steel Co.», ок. 6,0 млн. т ста­ли в год), неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая и неф­те­хи­мич. от­рас­ли («Si­no­pec Jinling Petrochemical Corp.», «Nan­jing Yuangang Petrochemical Co.» и др., в т. ч. про­из-во эти­ле­на, син­те­тич. во­ло­кон). Хи­мич. («Nanjing Chemical Industry Co.» – азот­ные удоб­ре­ния и др.) и фар­ма­цев­тич. («Nanjing Redsun Co.», со­вме­ст­ные пред­при­ятия с уча­сти­ем ве­ду­щих ми­ро­вых ком­па­ний «Bayer», BASF, «Shell» и др.) пром-сть. Це­мент­ные за­во­ды, тек­стиль­ные (в т. ч. круп­ное про­из-во шер­стя­ных тка­ней), швей­ные, пи­ще­вые пред­при­ятия.

Дей­ст­ву­ют мно­го­числ. со­вме­ст­ные пред­при­ятия с уча­сти­ем ве­ду­щих ми­ровых ком­па­ний, за­ня­тые раз­ра­бот­кой и про­из-вом разл. вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных ви­дов про­дук­ции. Соз­да­ны 4 зо­ны эко­но­мич. раз­ви­тия гос. уров­ня: Пром. зо­на вы­со­ких тех­но­ло­гий Нан­кин-Бай­ся (элек­тро­ни­ка, ав­то­мо­би­ле­строе­ние, хи­мич. пром-сть), Нан­кин­ская зо­на эко­но­мич. и тех­но­ло­гич. раз­ви­тия (элек­тро­ни­ка, ма­ши­но­строе­ние, био­фар­ма­цев­ти­ка, про­из-во но­вых ма­те­риа­лов), Нан­кин­ская пром. зо­на но­вых и вы­со­ких тех­но­ло­гий (элек­тро­ни­ка, био­ин­же­не­рия, фар­ма­цев­ти­ка), Нан­кин­ский парк хи­мич. пром-сти; 9 зон эко­но­мич. раз­ви­тия про­вин­ци­аль­но­го уров­ня, 2 экс­порт­ные зо­ны и ло­ги­стич. центр гос. уров­ня.

Лит.: И Цзя­шэн, Яо Вэнь­тао. Нань­цзин вэ­ньу юй гуц­зи. Пе­кин, 1982; До­ро­нин Б. Г. Сто­лич­ные го­ро­да Ки­тая. СПб., 2001; Дань Шу­мо. Нань­цзин // Чжун­го да бай­кэ цю­ань­шу. Пе­кин, 2002. Т.: Чжун­го ди­ли; Лефф­ман Д., Льюис С., Атья Д. Ки­тай. М., 2010.

Вернуться к началу