ТАЙПИ́Н ТЯНЬГО́
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАЙПИ́Н ТЯНЬГО́ (кит. – Небесное государство великого благоденствия), теократич. повстанческое государство в Китае. Провозглашено в 1851 главой религ. об-ва Союз поклонения Богу (Бай Шанди хуэй; основано в 1843) Хун Сюцюанем в дер. Цзиньтянь юго-зап. пров. Гуанси. После болезни, сопровождавшейся видениями, Хун Сюцюань в 1837 счёл себя вторым сыном Бога Отца, посланным в мир для крещения Китая и исцеления его от ложных учений. Призывая свергнуть империю Цин и установить в Китае новое государство, основанное на принципах равенства, собрал вокруг себя немало сторонников. После первых побед над правительств. войсками, одержанных в 1851, и провозглашения Т. т. воен. отряды тайпинов (которых стали называть так по наименованию их эфемерного гос-ва) под ударами превосходящих армий Цин и местных ополчений начали пробиваться на северо-восток. Несмотря на частые неудачи, численность восставших росла. Справиться с ними цинским войскам мешали и многочисл. восстания, вспыхнувшие в это же время в Юж. и Центр. Китае. В марте 1853 тайпины овладели юж. столицей Китая – Нанкином, провозглашённым Небесной столицей (Тяньцзинем); ими был предпринят поход на Пекин, но под Тяньцзинем повстанцы потерпели поражение и Т. т. перешло к обороне. В Т. т. была отменена частная собственность на землю, провозглашено равенство людей разного происхождения и достатка, мужчин и женщин. Изменилась программа гос. экзаменов: вместо конфуцианских книг на них проверялось знание Библии; традиц. кит. календарь был заменён на солнечный. Было запрещено бинтование ног девочкам, рабство, азартные игры, употребление опиума, табака и алкоголя, ношение маньчжурской причёски. Поощрялась коллективная собственность (ещё в начале восстания все трофеи собирались в обществ. кладовые, из которых члены общества снабжались необходимым), традиц. кит. религии подвергались гонениям, их храмы разрушались, а священные книги сжигались.
Вскоре Хун Сюцюань отошёл от практич. дел, реальная власть в Т. т. сосредоточилась в руках Ян Сюцина, ещё в 1851 назначенного главнокомандующим тайпинской армией. В 1856 критич. точки достигли противоречия между лидерами восстания: Хун Сюцюань начал подозревать Ян Сюцина в стремлении к престолу. В боях на улицах Нанкина были убиты ок. 20 тыс. сторонников Ян Сюцина, включая самого главнокомандующего. В 1859 реальная власть перешла к Хун Жэньганю, двоюродному брату правителя Т. т. В 1860 тайпины потерпели тяжёлое поражение под Шанхаем. Европ. державы, до этого придерживавшиеся нейтралитета, приняли решение поддержать Цинов: на деньги кит. помещиков формировались ударные отряды из европ. добровольцев, воен. корабли зап. стран, против которых флот тайпинов был бессилен, оказывал поддержку цинским армиям на Янцзы. Немалую роль играла и т. н. политика самоусиления: огромные средства направлялись на переоснащение армии, организацию воен. пром-сти. Нарастали противоречия внутри гос-ва тайпинов: для ведения войны правительство было вынуждено вводить новые налоги; жителей раздражали гонения тайпинов на традиц. религии. Внутри тайпинской армии росли противоречия между ветеранами восстания, пришедшими из Гуанси, и примкнувшими к ним уроженцами юго-востока. К нач. 1864 почти вся территория Т. т. перешла под контроль цинских войск. В Нанкине начался голод. В июле 1864 Хун Сюцюань умер, столица Т. т. была взята цинскими войсками. Последние тайпинские армии разгромлены в Юго-Зап. Китае в авг. 1871. Отд. отряды проникли на территорию лаосского гос-ва Луангпхабанг, где воевали до 1890.