Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕРВ ДРЕ́ВНИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 8-9

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Б. Болелов
Мерв древний. Расписной сосуд. 6–7 вв. Национальный музей Туркменистана (Ашхабад).

МЕРВ ДРЕ́ВНИЙ (Мерв, Ста­рый Мерв), ком­плекс го­ро­дищ, древ­ний го­род на р. Мур­габ, близ совр. г. Бай­рам-Али (Ма­рый­ский ве­ла­ят, Турк­ме­ния), один из круп­ней­ших ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков Ср. Азии. В письм. ис­точ­ни­ках Сред­не­ве­ко­вья и Но­во­го вре­ме­ни из­вес­тен как Мерв. Пер­вые рас­коп­ки рос. вос­то­ко­ве­да В. А. Жу­ков­ско­го в 1894; в 1904 – амер. экс­пе­ди­ции под рук. Р. Пам­пел­ли, в т. ч. нем. ар­хео­ло­га Г. Шмид­та. В 1937 не­боль­шие рас­коп­ки про­ве­ли Б. Б. Пи­от­ров­ский и А. А. Ма­ру­щен­ко, об­ме­ры ср.-век. ар­хит. па­мят­ни­ков сде­ла­ны В. И. Пи­ляв­ским. Ши­ро­ко­мас­штаб­ные ис­сле­до­ва­ния в 1947–90 Юж­но-Турк­ме­ни­стан­ской ар­хео­ло­гич. ком­плекс­ной экс­пе­ди­ции, в т. ч. М. Е. Ма­ссо­на, З. И. Ус­ма­но­вой, С. Б. Лу­ни­ной, Э. В. Ртве­лад­зе, Б. Д. Коч­не­ва, Г. В. Шиш­ки­ной, Ю. Ф. Бу­ря­ко­ва и др. Слож­ная струк­ту­ра па­мят­ни­ка обу­слов­ле­на тем, что по ме­ре сдви­же­ния рус­ла Мур­га­ба центр гор. жиз­ни пе­ре­ме­щал­ся на но­вое ме­сто.

Мерв древний. Мавзолей Султан-Санджара. Архитектор Мухаммед ибн-Атсыз ас-Серахси.

Ко 2-й пол. 7 – нач. 6 вв. до н. э. от­но­сит­ся воз­ник­но­ве­ние ук­ре­п­лён­но­го по­се­ле­ния, ок­руг­ло­го в пла­не, диа­мет­ром ок. 800 м (го­ро­ди­ще Эрк-Ка­ла), став­ше­го эко­но­ми­че­ским и, воз­мож­но, адм. цен­тром Мар­гиа­ны. То­гда же ос­ваи­ва­ют­ся близ­ле­жа­щие, в 5–4 вв. до н. э. – от­дель­ные бо­лее от­да­лён­ные уча­ст­ки. Не позд­нее нач. 3 в. до н. э. тер­ри­то­рия во­круг Эрк-Ка­лы плот­но за­страи­ва­ет­ся и об­но­сит­ся кре­по­ст­ны­ми сте­на­ми (го­ро­ди­ще Гя­ур-Ка­ла, пл. ок. 300 га), а Эрк-Ка­ла ста­ла ци­та­де­лью это­го го­ро­да. Со вре­ме­ни ок­ку­па­ции вой­ска­ми Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го (ме­ж­ду 329 и 327 до н. э.) его на­зы­ва­ли Алек­сан­д­ри­ей Мар­ги­ан­ской, с сер. 3 в. до н. э. (в со­ста­ве гос-ва Се­лев­ки­дов) – Ан­ти­охи­ей Мар­ги­ан­ской. Позд­нее М. д. вхо­дил в Пар­фян­ское цар­ст­во, с сер. 3 в. н. э. – в гос-во Са­са­ни­дов как сто­ли­ца од­ной из круп­ных про­вин­ций (вклю­ча­ла се­вер Хо­ра­са­на). В 651 ара­бы за­хва­ти­ли Мерв, здесь был убит по­след­ний шах из ди­на­стии Са­са­ни­дов Ез­ди­герд. По­сле араб. за­вое­ва­ний в Ср. Азии, с 1-й пол. 8 в., М. д. иг­рал за­мет­ную роль в по­ли­тич. жиз­ни Араб­ско­го ха­ли­фа­та и в нач. 9 в. не­ко­то­рое вре­мя был ме­стом пре­бы­ва­ния ха­ли­фа аль-Ма­му­на. В кон. 8 в. к за­па­ду от го­ро­да, на бе­ре­гах ка­на­ла Ра­зик, воз­ник ра­бат, где по­сте­пен­но со­сре­до­та­чи­ва­лась гор. жизнь; к 10 в. эта часть ста­но­вит­ся шах­ри­ста­ном ср.-век. Мер­ва. Его тер­ри­то­рия не позд­нее нач. 10 в. об­но­сит­ся кре­по­ст­ной сте­ной (го­ро­ди­ще Сул­тан-Ка­ла), в сев.-вост. час­ти бы­ла по­строе­на ци­та­дель. В 11–12 вв. М. д. – сто­ли­ца гос-ва Сель­джу­ки­дов, в нач. 13 в. вхо­дил в гос-во Хо­резм­ша­хов. В 1221–22 раз­ру­шен мон­го­ла­ми в хо­де за­вое­ва­ния Ср. Азии, а в ре­зуль­та­те на­ру­ше­ния ир­ри­гац. сис­те­мы пре­кра­ти­лась жизнь все­го оа­зи­са. В кон. 14 в. при сы­не Ти­му­ра (Та­мер­ла­на) Шах­ру­хе бы­ли вос­ста­нов­ле­ны ир­ри­гац. сис­те­ма и пло­ти­на на р. Мур­габ, в 2 км к югу от Сул­тан-Ка­лы стро­ит­ся но­вый го­род, со­хра­нив­ший назв. «Мерв» (го­ро­ди­ще Аб­дул­ла-хан-Ка­ла). В сер. 15 в. или позд­нее М. д. сме­ща­ет­ся к юго-вос­то­ку (го­ро­ди­ще Бай­рам-Али-хан-Ка­ла). В 1880-х гг., при строи­тель­ст­ве За­кас­пий­ской ж. д., ря­дом с ним воз­ник­ла ж.-д. стан­ция и близ неё вырос не­боль­шой рус. г. Бай­рам-Али; в 30 км к за­па­ду от не­го был ос­но­ван но­вый г. Мерв (ныне Ма­ры).

Наи­бо­лее изу­че­но го­ро­ди­ще Гя­ур-Ка­ла. В его юго-вост. час­ти поч­ти пол­но­стью рас­ко­пан буд­дий­ский куль­то­вый центр 3–7 вв., вклю­чав­ший боль­шую сту­пу и сан­га­ра­му (мо­на­стырь); сре­ди на­хо­док – го­ло­ва круп­ной скульп­ту­ры Буд­ды, рас­пис­ная ва­за со сце­на­ми жиз­ни и смер­ти ари­сто­кра­та и др. В сев.-вост. час­ти го­ро­ди­ща ис­сле­до­ва­лось оваль­ное в пла­не (58×42 м) со­ору­же­ние 4–6 вв. В его цен­тре – об­шир­ный квад­рат­ный двор и от­дель­но стоя­щая тра­пе­цие­вид­ная в пла­не по­строй­ка; по пе­ри­мет­ру с внутр. сто­ро­ны вплот­ную друг к дру­гу рас­по­ла­га­лись од­но­тип­ные пря­мо­уголь­ные в пла­не по­ме­ще­ния, ко­то­рые ин­тер­пре­ти­ру­ют­ся как ке­льи. На сте­нах по­ме­ще­ний об­на­ру­же­ны граф­фи­ти (вы­тя­ну­тые по вер­ти­ка­ли че­ты­рёх­ко­неч­ные кре­сты, де­ре­вья); сре­ди на­хо­док – хал­це­до­но­вая пе­чать с изо­бра­же­ни­ем рав­но­ко­неч­но­го кре­ста, со­суд с над­пи­сью – 9 строк тек­ста ре­лиг. со­дер­жа­ния на пех­ле­ви (сред­не­пер­сид­ском язы­ке). Спе­циа­ли­сты счи­та­ют, что это зда­ние свя­за­но с хри­сти­ан­ской об­щи­ной; на­ли­чие в ран­не­сред­не­ве­ко­вом М. не­сто­ри­ан­ской ми­тро­по­лии за­фик­си­ро­ва­но ви­зант. и араб. ср.-век. письм. ис­точ­ни­ка­ми. Изу­ча­лись так­же об­шир­ные уча­ст­ки ре­мес­лен­ных и жи­лых квар­та­лов, в т. ч. в юж. час­ти Гя­ур-Ка­лы – квар­та­ла гон­ча­ров с мно­го­числ. гор­на­ми 5–7 вв. Ус­та­нов­ле­но, что рас­цвет М. д. от­но­сит­ся к са­са­нид­ско­му вре­ме­ни (сер. 3 – сер. 7 вв.). Ак­тив­ная жизнь про­дол­жа­лась и по­сле за­вое­ва­ния ара­ба­ми; по-ви­ди­мо­му, в 1-й пол. 8 в. в центр. час­ти Гя­ур-Ка­лы по­строе­на со­бор­ная ме­четь, ос­тат­ки ко­то­рой поч­ти пол­но­стью унич­то­же­ны при строи­тель­ст­ве но­вой ме­че­ти, функ­цио­ни­ро­вав­шей до кон. 12 в., ко­гда Гя­ур-Ка­ла на­хо­ди­лась уже в пол­ном за­пус­те­нии. В юго-вост. час­ти Сул­тан-Ка­лы, вне стен Мер­ва са­са­нид­ско­го вре­ме­ни, ис­сле­до­ва­лась буд­дий­ская сту­па 6–7 вв. на под­квад­рат­ном ос­но­ва­нии; сре­ди на­хо­док – круп­ный гли­ня­ный со­суд-ре­ли­к­ва­рий, в ко­то­ром бы­ли 4 ка­мен­ные ста­ту­эт­ки, фи­гур­ка из сло­но­вой кос­ти, фраг­мен­ты бе­ре­стя­ных ру­ко­пи­сей на сан­ск­ри­те. В осн. на Сул­тан-Ка­ле рас­коп­ки про­во­ди­лись в квар­та­ле гон­ча­ров 10–12 вв. Изу­ча­лись гор­ны, про­из­водств. по­ме­ще­ния, до­ма; по­лу­че­на од­на из са­мых мно­го­численных в Ср. Азии кол­лек­ций гла­зу­ро­ван­ной и штам­по­ван­ной ке­ра­ми­ки, най­де­но мно­го ору­дий, бы­то­вых пред­ме­тов и др.

На тер­ри­то­рии Ста­ро­го Мер­ва мно­го ср.-век. ар­хит. па­мят­ни­ков, в осн. пе­рио­да Сель­джу­ки­дов. В цен­тре Сул­тан-Ка­лы на­хо­дит­ся мо­ну­мен­таль­ный мав­зо­лей Сул­тан-Санд­жа­ра (12 в.): квад­рат­ный в пла­не (27×27 м), тол­щи­на стен до 5 м, пе­ре­крыт вы­со­ким ку­по­лом на сис­те­ме ароч­ных па­ру­сов; фа­са­ды ук­ра­ше­ны гео­мет­рич. ор­на­мен­том из кир­пи­ча; в ос­но­ва­нии ку­по­ла – ар­ка­тур­ная га­ле­рея; внут­ри, на сте­нах и ниж­ней час­ти ку­по­ла, – ос­тат­ки фре­сок. К за­па­ду от Сул­тан-Ка­лы со­хра­нил­ся мав­зо­лей Му­хам­ме­да Се­ий­да ибн Зей­ды (1112–1113): квад­рат­ный в пла­не (8,5×8,5 м), ку­поль­ный, по­стро­ен из сыр­цо­во­го кир­пи­ча и об­ли­цо­ван обож­жён­ным кир­пи­чом; внут­ри из обож­жён­но­го кир­пи­ча вы­ло­жены ярус па­ру­сов и фри­зо­вая над­пись, ко­то­рая да­ти­ру­ет па­мят­ник. В ци­та­де­ли Сул­тан-Ка­лы рас­по­ло­жен Шах­ри­яр-арк – адм. зда­ние 12 в., фа­сады ко­то­ро­го ук­ра­ше­ны по­лу­круг­лы­ми пи­ля­ст­ра­ми из сыр­цо­во­го кир­пи­ча. М. д. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Жу­ков­ский В. А. Раз­ва­ли­ны ста­ро­го Мер­ва. СПб., 1894; Тру­ды Юж­но-Турк­ме­ни­стан­ской ар­хео­ло­ги­че­ской ком­плекс­ной экс­пе­ди­ции. Аш., 1949–1980. Т. 1–17; Мас­сон М. Е. Но­вые дан­ные по древ­ней ис­то­рии Мер­ва // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 1951. № 4; Па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры Турк­ме­ни­ста­на. Л., 1974; Древ­ний Мерв / Под ред. М. Е. Мас­со­на. Аш., 1989; Древ­ний Мерв в сви­де­тель­ст­вах пись­мен­ных ис­точ­ни­ков. Аш., 1994.

Вернуться к началу