МАДХЬЯ́МАКА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАДХЬЯ́МАКА (санскр.; букв. – средний, срединный), первая филос. школа буддийской махаяны, основанная Нагарджуной во 2 в. Последователей этой школы называют мадхьямиками. Назв. школы перекликается с понятием «срединный путь» (мадхьяма-пратипат) – наиболее древнее самоназвание буддизма. Др. названия школы: шуньявада, или учение о пустоте, нихсвабхававада, или учение об отсутствии самостоят. сущности.
Мыслители М. распространяли и защищали осн. положения Слова Будды, запечатлённого в цикле сутр совершенства мудрости (Праджняпарамиты сутры) и др. источниках (в т. ч. в Лотосовой сутре). В комментариях к этим текстам и в своих трактатах Нагарджуна и его последователи стремились обосновать превосходство махаяны как среди буддистских школ, так и среди всех религий Индии. Развитие М. в Индии продолжалось до окончат. исхода буддистов в Гималаи и Тибет в 12 в. По-видимому, уже в 3 в. учители М. проповедовали в буддийских монастырях Центр. Азии (особенно на юге совр. Синьцзяна), откуда сутры махаяны проникли в Китай. Оттуда же в 401 в Чанъань прибыл индиец Кумараджива, основав аналог М. под назв. cаньлунь-цзун («школа трёх трактатов»). Последняя приобрела широкую известность в кон. 6 в. благодаря деятельности кит. монаха Цзицзана (549–623). Его кор. ученик Пикван, добравшись до Японии в 624, создал там местный аналог М. – cанрон-сю («школа трёх трактатов»). С 8 в. в Китае, с 9 в. в Японии эти школы приходят в упадок, а их письм. наследие развивают др. школы (соответственно тяньтай-цзун и тэндай-сю, существующие доныне). Второй путь распространения М. пролегал через Гималаи и Тибет, где в проповеди буддизма во 2-й пол. 8 в. огромную роль сыграли Шантаракшита и Камалашила. Прямой наследницей М. считает себя тибет. школа гелук, её духовный лидер Далай-лама XIV постоянно выступает с лекциями и пишет комментарии по проблемам совр. М. В Тенгьюре – тибет. собрании переводов трудов инд. мыслителей – особый отдел (17 томов энциклопедич. формата) составляют комментарии к сутрам и филос.-полемич. произведения мадхьямиков.
В данном М. новом истолковании буддийского понятия «срединного пути» оно означало отход от крайностей отрицания и утверждения по любому вопросу религ. жизни и мысли в силу того, что, с точки зрения М., всё в этом мире взаимообусловлено, лишено самостоят. сущности и потому пусто (шуньята), иллюзорно (майя), относительно. Подлинная реальность и наивысшая истина (парамартха-сатья) не только невыразимы в любой системе знаков, но и не могут быть постигнуты с помощью известных средств познания (прамана) вследствие их недостоверности. Абсолют постижим лишь в высшем состоянии мистич. интуиции, в просветлении (бодхи), достигаемом на долгом пути постепенного совершенствования сострадания (каруна) и мудрости (праджня), накопления нравств. добродетелей и созерцат. знаний. Путь этот длится не одно рождение и предполагает посвящение в бодхисаттвы.
В трактатах по логико-эпистемологич. проблематике и в руководствах по полемике Нагарджуна и его последователи не делали никаких положительных утверждений, ставя своей задачей лишь логич. опровержение доводов оппонентов, «опустошение» гл. категорий их учений. Это делалось посредством знаменитой буддийской тетралеммы: А есть Б, А не есть Б, нет ни А, ни Б, нет ни не-А, ни не-Б. Подобная деятельность считалась реализацией высшей истины, необходимой для монахов, чтобы помочь заблудшим философам освободиться от ложных идей и догм.
В развитии идей инд. М. можно выделить на первом этапе творчество Арьядевы и Буддапалиты (5–6 вв.), на втором – концепцию Бхававивеки (6 в.), который предложил дополнить апофатич. подход к аргументации идейных противников выдвижением и доказательством собств. тезиса (сватантра). Критикуя такой подход, Чандракирти и др. настаивали на прежней методике, ставшей известной как прасанга (отсюда назв. этого направления, к которому относится и школа гелук, – прасангика-М.). Др. мадхьямики (Шантаракшита, Камалашила), следуя Бхававивеке, привнесли в школу идеи йогачары (назв. этого направления М. – сватантрика-мадхьямака).
В Индии философия М. оказала существенное влияние на формирование школы адвайта-веданты и на буддийский тантризм (см. Ваджраяна). Во всех странах Центр. Азии и Дальнего Востока, где распространился преим. буддизм махаяны, М. самостоятельно или в единстве с йогачарой играла и играет ведущую роль в философии, а также в изобразит. иск-ве и поэзии.