Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШУНЬЯ́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 160

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

ШУНЬЯ́ТА (санскр. śūnyatā, букв. – пус­то­та), фи­лос. ка­те­го­рия буд­диз­ма ма­хая­ны, обо­зна­чаю­щая: 1) не­опи­суе­мое аб­со­лют­ное един­ст­во ре­аль­но­сти; 2) все­об­щую от­но­си­тель­ность, взаи­мо­обу­слов­лен­ность ми­ро­зда­ния, от­сут­ст­вие в нём ка­кой бы то ни бы­ло са­мо­сто­ят., не­за­ви­си­мой сущ­но­сти; 3) объ­ект выс­ших прак­тик ме­ди­та­ции. Тер­мин «Ш.» встре­ча­ет­ся уже в сут­тах Па­лий­ско­го ка­но­на, а так­же в тек­стах школ хи­ная­ны (см. Тхе­ра­ва­да), обо­зна­чая, как пра­ви­ло, от­сут­ст­вие веч­ной ду­ши (Ат­ма­на) в ин­ди­ви­дах и не­тлен­ных на­чал во все­лен­ной. В прадж­ня­па­ра­ми­ты сут­рах ма­хая­ны Ш. ин­тер­пре­ти­ро­ва­лась как от­сут­ст­вие са­мо­су­ще­го по­то­ка соз­на­ния в дхар­мах, ко­то­рые в хи­ная­не обо­зна­ча­ли под­лин­ную и дис­крет­ную ре­аль­ность. На­гард­жу­на и др. пред­ста­ви­те­ли мад­хь­я­ма­ки ис­поль­зо­ва­ли ка­те­го­рию «Ш.» при до­ка­за­тель­ст­ве не­дос­то­вер­но­сти и аб­сурд­но­сти др. ка­те­го­рий инд. фи­лос. мыс­ли, об­ра­щая их в «пус­тые», не­дос­той­ные вни­ма­ния. Од­на­ко мад­хь­я­ми­ки (а так­же пред­ста­ви­те­ли йо­га­ча­ры) не ус­та­нав­ли­ва­ли ка­те­го­рию «Ш.» вме­сто др. ка­те­го­рий: по­сколь­ку пус­тот­ность свой­ст­вен­на все­му, по­столь­ку она свой­ст­вен­на и са­мой се­бе (пус­то­та пус­тот­но­сти). Ре­зуль­та­ты по­ле­ми­ко-тео­ре­тич. «опус­то­ше­ния» сфе­ры фи­лос. дис­кур­са при­ме­ня­лись в ме­ди­та­тив­ных прак­ти­ках йо­ги (в 8 в. бы­ло из­вест­но уже 20 ви­дов Ш.).

Во всех сво­их ас­пек­тах Ш. изу­ча­лась и раз­ви­ва­лась буд­ди­ста­ми Ки­тая, Япо­нии, Ко­реи и Вьет­на­ма. Её даль­не­во­сточ­ное ис­тол­ко­ва­ние ока­за­ло влия­ние на фи­ло­со­фию дао­сиз­ма и кон­фу­ци­ан­ст­ва, по­эзию, жи­во­пись, де­ко­ра­тив­ное иск-во и да­же на ми­ро­воз­зренч. ос­но­вы вост. бое­вых ис­кусств. В ти­бе­то-мон­голь­ском буд­диз­ме (в т. ч. в Рос­сии) Ш. – од­на из гл. ка­те­го­рий фи­лос. тео­рии и ре­лиг. прак­ти­ки.

Лит.: Obermiller Е. Analysis of the Abhisa­mayālaṃkāra. L., 1933–1936. Fasc. 1–2; idem. Term Shūnyatā and its different interpreta­tions, based chiefly on Tibetan sources // Jour­nal of the Great Indian Society. 1934. Vol. 1. № 2.

Вернуться к началу