ШУНЬЯ́ТА
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШУНЬЯ́ТА (санскр. śūnyatā, букв. – пустота), филос. категория буддизма махаяны, обозначающая: 1) неописуемое абсолютное единство реальности; 2) всеобщую относительность, взаимообусловленность мироздания, отсутствие в нём какой бы то ни было самостоят., независимой сущности; 3) объект высших практик медитации. Термин «Ш.» встречается уже в суттах Палийского канона, а также в текстах школ хинаяны (см. Тхеравада), обозначая, как правило, отсутствие вечной души (Атмана) в индивидах и нетленных начал во вселенной. В праджняпарамиты сутрах махаяны Ш. интерпретировалась как отсутствие самосущего потока сознания в дхармах, которые в хинаяне обозначали подлинную и дискретную реальность. Нагарджуна и др. представители мадхьямаки использовали категорию «Ш.» при доказательстве недостоверности и абсурдности др. категорий инд. филос. мысли, обращая их в «пустые», недостойные внимания. Однако мадхьямики (а также представители йогачары) не устанавливали категорию «Ш.» вместо др. категорий: поскольку пустотность свойственна всему, постольку она свойственна и самой себе (пустота пустотности). Результаты полемико-теоретич. «опустошения» сферы филос. дискурса применялись в медитативных практиках йоги (в 8 в. было известно уже 20 видов Ш.).
Во всех своих аспектах Ш. изучалась и развивалась буддистами Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. Её дальневосточное истолкование оказало влияние на философию даосизма и конфуцианства, поэзию, живопись, декоративное иск-во и даже на мировоззренч. основы вост. боевых искусств. В тибето-монгольском буддизме (в т. ч. в России) Ш. – одна из гл. категорий филос. теории и религ. практики.