ПРАДЖНЯПАРАМИ́ТЫ СУ́ТРЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРАДЖНЯПАРАМИ́ТЫ СУ́ТРЫ (санскр. prajñāpāramitā-sūtra – сутра о совершенстве мудрости), цикл самых ранних (1–3 вв.) текстов буддизма махаяны, основа для развития более поздней филос. и религ. литературы махаяны, особенно школы мадхьямака. Согласно традиции, П. с. содержат слова самого Будды, не понятые последователями «узкого пути» (хинаяны), но воспринятые незримо присутствовавшими на беседе бодхисаттвами, чтобы в определённый момент донести их до остальных людей. П. с. созданы на санскрите, затем переведены на китайский и др. языки.
По мнению учёных, древнейшими являются «Аштасахасрика праджняпарамита сутра» («Сутра о совершенстве мудрости в 8 тысяч строк») и «Ваджраччхедика праджняпарамита сутра» («Сутра о совершенстве мудрости, рассекающей [тьму невежества], как удар молнии», или «Алмазная сутра»). «Алмазная сутра» и «Хридая сутра» («Сутра сердца», 2-я пол. 2 в.; существует в версиях 14 и 25 строк) являются самыми краткими текстами цикла. Название «Махапраджняпарамита сутра» («Великая сутра о совершенстве мудрости»), которую приписывают Нагарджуне, может относиться к 2 самым обширным текстам – «Шатасахасрике» («100 тысяч строк») и «Панчавимшатике» («25 тысяч строк»). Названия остальных сутр также определяются количеством строк: «Дашасахасрика» («10 тысяч строк»), «Сапташатика» («700 строк») и др. сутры (всего 8 текстов с «числовыми» названиями). Близким к циклу П. с. считается «Вималакиртинирдеша сутра» («Сутра Вималакирти»).
П. с. провозглашают праджню (мудрость) высшим совершенством (парамитой) и самым действенным средством достижения освобождения – нирваны, составляющим практику бодхисаттв. Природа праджни – осознание взаимозависимости, а значит, внутренней пустоты (шуньята) и иллюзорности всех вещей, а также мыслей о них. Нирвана отождествляется в П. с. с вневербальным и внерациональным проникновением в пустоту всего процесса перерождения (сансары). Однако подчёркивается, что такая трактовка нирваны, как и др. ключевых понятий буддизма, не должна становиться догматич. доктриной. П. с. стремились придать высшим буддийским ценностям как более популярное, так и более мистич. звучание. Идеи П. с. развил Нагарджуна и др. махаянские мыслители в учении школ мадхьямака и йогачара. Некоторые из П. с., особенно «Алмазная сутра» и «Сутра сердца», чрезвычайно почитались в Центр. Азии, Тибете, Китае, Корее и Японии.