Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕВЛО́ГИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 511-512

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Кострюков

ЕВЛО́ГИЙ (в ми­ру Ва­си­лий Се­мё­но­вич Ге­ор­ги­ев­ский) [10(22).4.1868, с. Со­мо­во Одо­ев­ско­го у. Туль­ской губ. – 8.8.1946, Па­риж], ми­тро­по­лит Во­лын­ский и Жи­то­мир­ский, управ­ляю­щий рус. пра­во­слав­ны­ми при­хо­да­ми Зап. Ев­ро­пы, по­ли­тич. и об­ществ. дея­тель.

Митрополит Евлогий (Георгиевский).

Про­ис­хо­дил из се­мьи про­тои­е­рея Си­ме­о­на Ге­ор­ги­ев­ско­го. В 1882 окон­чил Бе­лёв­ское ду­хов­ное училище, в 1888 – Туль­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1892 – Московскую ду­хов­ную ака­де­мию. В дек. 1894 на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем Туль­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. В 1895 по бла­го­сло­ве­нию Ио­ан­на Крон­штадт­ско­го по­стри­жен в мо­на­ше­ст­во ар­хи­ман­д­ри­том (впо­след­ст­вии ми­тро­по­ли­том) Ан­то­ни­ем (Хра­по­виц­ким); ру­ко­по­ло­жен во ие­ро­мо­на­ха и оп­ре­де­лён на долж­ность ин­спек­то­ра Вла­ди­мир­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. В 1897 на­зна­чен рек­то­ром Холм­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, воз­ве­дён в сан ар­хи­ман­д­ри­та. С долж­но­стью рек­то­ра со­вме­щал долж­ность бла­го­чин­но­го жен­ских мо­на­сты­рей Холм­ской епар­хии. В янв. 1903 хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Люб­лин­ско­го, ви­ка­рия Холм­ско-Вар­шав­ской епар­хии. С 1905 еп. Холм­ский и Люб­лин­ский. Член Гос. ду­мы 2-го и 3-го со­зы­вов, при­мы­кал к уме­рен­но пра­во­му кры­лу. В Гос. ду­ме 3-го со­зы­ва пред. ве­ро­ис­по­вед­ной ко­мис­сии. В мае 1912 воз­ве­дён в сан ар­хи­епи­ско­па. С мая 1914 ар­хи­еп. Во­лын­ский и Жи­то­мир­ский. По­сле на­ча­ла Пер­вой ми­ро­вой вой­ны в 1914–16 управ­лял пра­во­слав­ны­ми при­хо­да­ми на тер­ри­то­ри­ях, за­ня­тых рос. вой­ска­ми. Уча­ст­ник По­ме­ст­но­го со­бо­ра 1917–18 Рос. пра­во­слав­ной церк­ви, где вы­сту­пал за вос­ста­нов­ле­ние пат­ри­ар­ше­ст­ва. По окон­ча­нии 1-й сес­сии со­бо­ра вы­ехал на Ук­раи­ну (дек. 1917), где про­ти­во­сто­ял ав­то­ке­фа­ли­ст­ским те­че­ни­ям. В дек. 1918 аре­сто­ван в Кие­во-Пе­чер­ской лав­ре пет­лю­ров­ца­ми и пе­ре­дан в рас­по­ря­же­ние польск. вла­стей, на­хо­дил­ся под аре­стом в уни­ат­ском ба­зи­ли­ан­ском мо­на­сты­ре в г. Бу­чач (ны­не Тер­но­поль­ская обл. Ук­раи­ны). В ию­не 1919 пе­ре­ве­зён во Львов, в авг. 1919 ос­во­бо­ж­дён при по­сред­ни­че­ст­ве митр. Ан­д­рея (Шеп­тиц­ко­го), в сент. 1919 при­был в Но­во­рос­сийск, за­ня­тый Доб­ро­воль­че­ской ар­ми­ей ген. А. И. Де­ни­ки­на. До янв. 1920 на­хо­дил­ся в Ека­те­ри­но­да­ре, Ста­ро­чер­кас­ске, Рос­то­ве-на-До­ну, уча­ст­во­вал в ра­бо­те Выс­ше­го цер­ков­но­го уп­рав­ле­ния Юга Рос­сии. В янв. 1920 по­ки­нул Рос­сию, про­жи­вал в Ко­ро­лев­ст­ве сер­бов, хор­ва­тов и сло­вен­цев, с 1921 – в Бер­ли­не, с 1923 – в Па­ри­же. В ию­ле 1920 в со­ста­ве серб. де­ле­га­ции при­нял уча­стие в ра­бо­те Все­мир­ной кон­фе­рен­ции пред­ста­ви­те­лей хри­сти­ан­ских церк­вей в Же­не­ве, где вы­сту­пил в за­щи­ту го­ни­мой рус. Церк­ви. В том же го­ду в пись­ме на имя митр. Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го) пред­ло­жил со­хра­нить цер­ков­ные струк­ту­ры в эмиг­ра­ции. В окт. 1920 Выс­шим врем. рус. цер­ков­ным уп­рав­ле­ни­ем на­зна­чен управ­ляю­щим рус. пра­во­слав­ны­ми при­хо­да­ми в Зап. Ев­ро­пе на пра­вах епар­хи­аль­но­го ар­хие­рея. В апр. 1921 на­зна­че­ние бы­ло под­твер­жде­но пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном (Бе­ла­ви­ным). В 1921 при­нял уча­стие в со­зван­ном по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Серб­ско­го Ди­мит­рия Все­за­ру­беж­ном со­ве­ща­нии (пе­ре­име­но­ва­ло се­бя в Рус. все­за­гра­нич­ный цер­ков­ный со­бор). Од­ним из гл. во­про­сов, раз­би­рав­ших­ся на со­бо­ре, был во­прос о вос­ста­нов­ле­нии в Рос­сии мо­нар­ха из до­ма Ро­ма­но­вых. Бу­ду­чи ис­крен­ним мо­нар­хи­стом, Е. тем не ме­нее вы­сту­пил про­тив дан­ной фор­му­ли­ров­ки, счи­тая, что ука­за­ние на ди­на­стию но­сит не цер­ков­ный, а по­ли­тич. ха­рак­тер. В 1922 пат­ри­арх Ти­хон воз­вёл Е. в сан ми­тро­по­ли­та (ян­варь) и пе­ре­дал ему власть над рус. пра­во­слав­ны­ми при­хо­да­ми Зап. Ев­ро­пы (май), од­но­вре­мен­но уп­разд­нив Выс­шее цер­ков­ное управ­ле­ния за гра­ни­цей. Ему же бы­ло по­ру­че­но со­ста­вить про­ект но­во­го уп­рав­ле­ния за­ру­беж­ны­ми при­хо­да­ми. В 1923 на Ар­хие­рей­ском со­бо­ре Рус. пра­во­слав­ной церк­ви за гра­ни­цей (РПЦЗ) Е. пред­ста­вил свой про­ект её даль­ней­ше­го уп­рав­ле­ния, в ко­то­ром бы­ло пред­ло­же­но пе­ре­дать ре­ше­ние об управ­ле­нии РПЦЗ Все­пра­во­слав­но­му со­бо­ру под пред­се­да­тель­ст­вом пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, а до его со­зы­ва уч­ре­дить ав­то­ном­ные ок­ру­га в Аме­ри­ке, Зап. Ев­ро­пе, на Бал­ка­нах и на Даль­нем Вос­то­ке. По­сто­ян­ным ор­га­ном управ­ле­ния РПЦЗ, по мыс­ли Е., дол­жен был стать еже­год­ный Ар­хие­рей­ский со­бор под пред­се­да­тель­ст­вом митр. Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го).

В по­сле­дую­щие го­ды от­но­ше­ния ме­ж­ду Ар­хие­рей­ским си­но­дом и Е. ухуд­ша­лись. В 1926 Е. при­сут­ст­во­вал на Ар­хие­рей­ском со­бо­ре РПЦЗ, где на­ме­ча­лось уп­разд­нить ав­то­но­мию Зап.-Ев­роп. ми­тро­по­лии, од­на­ко по­ки­нул со­бор до вы­не­се­ния ре­ше­ния и зая­вил, что не при­зна­ёт пол­но­мо­чий Ар­хие­рей­ско­го си­но­да РПЦЗ. В янв. 1927 Е. был за­пре­щён в свя­щен­но­слу­же­нии Ар­хие­рей­ским си­но­дом РПЦЗ. Это, од­на­ко, не бы­ло при­зна­но ни Моск. пат­ри­ар­хи­ей, ни це­лым ря­дом др. по­ме­ст­ных церк­вей.

В ию­ле 1927 по­сле­до­вал указ за­мес­ти­те­ля пат­ри­ар­ше­го ме­сто­блю­сти­те­ля митр. Сер­гия (Стра­го­род­ско­го), в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым Е. как управ­ляю­ще­му рус. Церк­ва­ми в Зап. Ев­ро­пе пред­пи­сы­ва­лось дать письм. обя­за­тель­ст­во ло­яль­но­сти сов. пра­ви­тель­ст­ву. Е. со­гла­сил­ся на это, ого­во­рив, что за­ло­гом ло­яль­но­сти долж­на стать апо­ли­тич­ность Церк­ви. В мае 1928 митр. Сер­гий и Врем. Свя­щен­ный Си­нод под­твер­ди­ли пра­во митр. Е. воз­глав­лять при­хо­ды рус. Церк­ви в Зап. Ев­ро­пе. Все оп­ре­де­ле­ния Ар­хие­рей­ско­го си­но­да РПЦЗ, на­прав­лен­ные про­тив Е., бы­ли при­зна­ны не имею­щи­ми ка­но­нич. си­лы. Ле­том 1930 в Лон­до­не Е. при­нял уча­стие в эку­ме­нич. мо­лит­ве за стра­ж­ду­щую рус. Цер­ковь. В ию­ле 1930 по­сле­до­вал указ митр. Сер­гия об уволь­не­нии Е. от управ­ле­ния рус. Цер­ко­вью в Зап. Ев­ро­пе.

В февр. 1931 Е. вме­сте со свои­ми при­хо­да­ми в Зап. Ев­ро­пе пе­ре­шёл в юрис­дик­цию Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та. Гра­мо­той пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фо­тия II от февр. 1931 Е. был на­зна­чен эк­зар­хом рус. церк­вей Зап. Ев­ро­пы Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та. Рас­смат­ри­вал от­но­ше­ния под­чи­нён­ных ему при­хо­дов с пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским как вре­мен­ные, «впредь до вос­ста­нов­ле­ния сво­бод­ной свя­зи с Ма­те­рью Рус­ской Цер­ко­вью».

В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны Е. ос­та­вал­ся в Па­ри­же, ок­ку­пи­ро­ван­ном фа­ши­ст­ской Гер­ма­ни­ей, под­вер­гал­ся до­про­сам. Пе­ре­жи­вая раз­де­ле­ние с рус. Цер­ко­вью, Е. де­лал всё воз­мож­ное для вос­ста­нов­ле­ния ка­но­нич. един­ст­ва с ней. По­сле офиц. вос­со­еди­не­ния рус. пра­во­слав­ных при­хо­дов Зап. Ев­ро­пы с РПЦ (сент. 1945) Е. – эк­зарх зап.-ев­роп. при­хо­дов в со­ста­ве Моск. пат­ри­ар­ха­та. В но­яб. 1945 пат­ри­арх Алек­сий I на­пра­вил те­ле­грам­му пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Ве­ниа­ми­ну с прось­бой бла­го­сло­вить митр. Е. и его па­ст­ву на вос­со­еди­не­ние с РПЦ, од­на­ко от­ве­та не по­сле­до­ва­ло вплоть до его кон­чи­ны.

В нач. 1920-х гг. Е. вы­сту­пил ини­циа­то­ром соз­да­ния в Па­ри­же Пра­во­слав­ного Свя­то-Сер­ги­ев­ско­го бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та (офи­ци­аль­но от­крыт в апр. 1926), став­ше­го круп­ней­шей бо­го­слов­ской шко­лой рус. за­ру­бе­жья, а так­же на­уч. цен­тром ми­ро­во­го зна­че­ния. В ин-те пре­по­да­ва­ли та­кие учё­ные, как еп. Кас­си­ан (Бе­зо­бра­зов), ар­хим. Ки­при­ан (Керн), про­то­прес­ви­тер Ни­ко­лай Афа­нась­ев, прот. Ва­си­лий Зень­ков­ский, С. Н. Бул­га­ков, прот. Ге­ор­гий Фло­ров­ский, А. В. Кар­та­шёв, Б. П. Вы­ше­слав­цев, В. Н. Иль­ин, Г. П. Фе­до­тов, В. В. Вейд­ле, К. В. Мо­чуль­ский, Л. А. Зан­дер, П. Е. Ко­ва­лев­ский, Н. О. Лос­ский, Н. А. Бер­дя­ев, С. Л. Франк и др. Е. при­над­ле­жит за­слу­га соз­да­ния це­ло­го ря­да «ма­лых» церк­вей в рай­оне про­жи­ва­ния рус. бе­жен­цев, вос­ста­нов­ле­ния до­ре­во­лю­ци­он­ных и уст­рое­ния но­вых пра­во­слав­ных хра­мов в Зап. Ев­ро­пе. Он тес­но со­труд­ни­чал с Рус. сту­денч. хри­сти­ан­ским дви­же­ни­ем, дея­тель­ность ко­то­ро­го свя­зы­вал с объ­е­ди­не­ни­ем рус. эмиг­рант­ской мо­ло­дё­жи во­круг Церк­ви.

По­гре­бён в Па­ри­же на клад­би­ще Сент-Же­невь­ев-де-Буа в скле­пе ц. Ус­пе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Ис­точн.: Ак­ты Свя­тей­ше­го Ти­хо­на, Пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го и всея Рос­сии, позд­ней­шие до­ку­мен­ты и пе­ре­пис­ка о ка­но­ни­че­ском пре­ем­ст­ве выс­шей цер­ков­ной вла­сти. 1917–1943 гг. / Сост. М. Гу­бо­нин. М., 1994; Пе­ре­пис­ка Свя­ти­те­ля Ти­хо­на, Пат­ри­ар­ха Все­рос­сий­ско­го и ми­тро­по­ли­та Ев­ло­гия (Ге­ор­ги­ев­ско­го). 1921–1922 / Публ., ком­мент., пре­дисл. Н. Ю. Ла­за­ре­ва // Уч. зап. Рос­сий­ско­го Пра­во­слав­но­го уни­вер­си­те­та ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва. М., 2000. Вып. 6.

Соч.: Путь мо­ей жиз­ни. Вос­по­ми­на­ния, из­ло­жен­ные Т. Ма­ну­хи­ной. М., 1994.

Лит.: Таль­берг Н. К со­ро­ка­ле­тию па­губ­но­го ев­ло­ги­ан­ско­го рас­ко­ла. Jordanville, 1966; Тро­иц­кий С. О не­прав­де Кар­ло­вац­ко­го рас­ко­ла. М., 1992; На­за­ров М. Мис­сия рус­ской эми­гра­ции. М., 1994; Мит­ро­фа­нов Г., свящ. Пра­во­слав­ная цер­ковь в Рос­сии и в эмиг­ра­ции в 1920-е го­ды. СПб., 1995; Цы­пин В., прот. Ис­то­рия Рус­ской церк­ви. 1917–1997. М., 1997; Ве­ниа­мин (Фед­чен­ков), митр. На ру­бе­же двух эпох. М., 2004; Ан­то­ний (Хра­по­виц­кий), митр. Жиз­не­опи­са­ние. Пись­ма к раз­ным ли­цам. СПб., 2006.

Вернуться к началу