Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БО́АС ФРАНЦ УРИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 620

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. М. Бондаренко

БО́АС (Boas) Франц Ури (9.7.1858, Мин­ден, Прус­сия – 21.12.1942, Нью-Йорк), амер. ан­тро­по­лог. В 1877–81 учил­ся фи­зи­ке, ма­те­ма­ти­ке и гео­гра­фии в ун-тах Гей­дель­бер­га, Бон­на и Ки­ля. В 1883–84 ис­сле­до­вал эс­ки­мо­сов в экс­пе­ди­ции на о. Баф­фи­но­ва Зем­ля. В 1885–86 в Бер­лин­ском ун-те, ас­си­стент А. Бас­тиа­на в Эт­но­гра­фическом му­зее в Бер­ли­не. С 1886 в США: редактор от­де­ла гео­гра­фии журнала «Нау­ка» («Scien­ce») (1886–1888), пре­по­да­ва­тель ан­тро­по­ло­гии в ун-те Клар­ка в Вус­те­ре (штат Мас­са­чу­сетс) (1888–92), со­труд­ник Му­зея ес­теств. ис­то­рии в Чи­ка­го (1892–96), от­де­ла эт­но­ло­гии Му­зея ес­теств. ис­то­рии в Нью-Йор­ке (1896–1905). С 1896 пре­по­да­вал ан­тро­по­ло­гию в Ко­лум­бий­ском ун-те в Нью-Йор­ке (в 1899 пер­вым в США по­лу­чил зва­ние «пол­но­го про­фес­со­ра» ан­тро­по­ло­гии). В 1886–1931 вёл по­ле­вую ра­бо­ту сре­ди ин­дей­цев Брит. Ко­лум­бии (ква­ки­ютль, тлин­ки­тов, цим­ши­ан и др.) и Юго-За­па­да США (1919–22); про­во­дил ан­тро­по­ло­гич. и ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния в Мек­си­ке (1912) и Пу­эр­то-Ри­ко (1915). Был соз­да­те­лем Амер. фольк­лор­но­го об-ва (1888), «Жур­на­ла аме­ри­кан­ско­го фольк­ло­ра» («Journal of American Folk­lore», 1889), од­ним из ос­но­ва­те­лей (1902) и пре­зи­ден­том (1907–08) Амер. ан­тро­по­ло­гич. ас­со­циа­ции, пре­зи­ден­том Нью-Йорк­ской АН (1910), соз­да­те­лем «Ме­ж­ду­на­род­но­го жур­на­ла аме­ри­кан­ской лин­гвис­ти­ки» («International Jour­nal of American Linguistics», 1917), пре­зи­ден­том Аме­рикан­ско­го лин­гвис­ти­че­ско­го об­ще­ст­ва (1928), Амер. ас­со­циации со­дей­ст­вия раз­ви­тию нау­ки (1931).

Б., ис­пы­тав­ший в мо­ло­до­сти влия­ние гос­под­ство­вав­ше­го в ан­тро­по­ло­гии 19 в. эво­лю­цио­низ­ма (пре­ж­де все­го А. Бас­тиа­на, Л. Г. Мор­га­на, Э. Б. Тай­ло­ра), с 1890-х гг. при­шёл к пе­ре­смот­ру его по­сту­ла­тов и стал ос­но­ва­те­лем ис­то­ри­че­ской шко­лы в ан­тро­по­ло­гии. До­пус­кая су­ще­ст­во­ва­ние об­щих (но не од­но­ли­ней­ных) за­ко­нов раз­ви­тия куль­ту­ры, он от­ри­цал воз­мож­ность рас­смот­ре­ния ис­то­рии куль­ту­ры че­ло­ве­че­ст­ва как це­ло­го, а не как ис­то­рии от­дель­ных са­мо­быт­ных куль­тур, сло­жив­ших­ся в уни­каль­ных ис­то­рич., со­ци­аль­ных и гео­гра­фич. ус­ло­ви­ях. Б. на­стаи­вал на не­об­хо­ди­мо­сти от­ка­за от свой­ст­вен­но­го эво­лю­цио­низ­му уни­вер­са­ли­ст­ско­го и по су­ти ев­ро­по­цен­три­ст­ско­го под­хо­да к куль­ту­рам, от­ри­цал еди­ные кри­те­рии куль­тур­но­го про­грес­са и сам про­гресс как по­сту­пат. дви­же­ние от про­сто­го к слож­но­му, де­ле­ние куль­тур на «вы­со­кие» и «низ­кие». Т. о., Б. сфор­му­ли­ро­вал важ­ней­ший прин­цип куль­тур­но­го ре­ля­ти­виз­ма, раз­де­ляе­мый пред­ста­ви­те­ля­ми боль­шин­ст­ва те­че­ний в ан­тро­по­ло­гии 20 – нач. 21 вв. В кон. 19 – нач. 20 вв., изу­чая куль­тур­ные из­ме­не­ния, воз­ни­каю­щие в ре­зуль­та­те за­им­ст­во­ва­ний в пре­де­лах не­боль­ших гео­гра­фич. ареа­лов (гл. обр. на ма­те­риа­ле ин­дей­цев Сев. Аме­ри­ки), Б. был бли­зок к диф­фу­зио­низ­му. В 1920–30-х гг. ото­шёл от диф­фу­зио­низ­ма, рас­смат­ри­вая куль­ту­ру как це­ло­ст­ную сис­те­му и уде­ляя боль­ше вни­ма­ния внутр. фак­то­рам её из­ме­не­ния. Боль­шое зна­че­ние Б. при­да­вал пси­хо­ло­гич. фак­то­рам (влия­ние Бас­тиа­на), счи­тая, что дви­жу­щие си­лы куль­тур­ной ди­на­ми­ки за­клю­че­ны в лю­дях, объ­е­ди­нён­ных в со­ци­аль­ные груп­пы, а не в аб­ст­ракт­ных куль­ту­рах; он до­ка­зы­вал, что ме­ж­ду мыш­ле­ни­ем пер­во­быт­но­го и совр. че­ло­ве­ка нет прин­ци­пи­аль­ных раз­ли­чий. Б. счи­тал не­об­хо­ди­мым из­бе­гать лю­бо­го де­тер­ми­низ­ма – гео­гра­фи­че­ско­го, био­ло­ги­че­ско­го, пси­хо­ло­ги­че­ско­го, эко­но­ми­че­ско­го. Бла­го­да­ря Б. ут­вер­ди­лось на­име­но­ва­ние «куль­тур­ная ан­тро­по­ло­гия» (к 1919) и ан­тро­по­ло­гия пре­вра­ти­лась во все­объ­ем­лю­щую дис­ци­п­ли­ну, рас­смат­ри­ваю­щую все ас­пек­ты су­ще­ст­во­ва­ния куль­ту­ры и че­ло­ве­ка, и од­но­вре­мен­но в ме­тод, ко­то­рый мо­жет при­ме­нять­ся во мно­же­ст­ве смеж­ных об­лас­тей зна­ния, оп­ре­де­лил­ся стан­дарт­ный на­бор суб­дис­ци­п­лин (the four-field approach: фи­зич. ан­тро­по­ло­гия, ар­хео­ло­гия, лин­гвис­ти­ка и эт­но­гра­фия – см. в ст. Ан­тро­по­ло­гия). Б. пер­вым пре­вра­тил по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния в не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие проф. ра­бо­ты ан­тро­по­ло­га (под влия­ни­ем А. Гум­больд­та), стал при­ме­нять ста­ти­стич. об­ра­бот­ку ан­тро­по­ло­гич. дан­ных. В пер­вые де­ся­ти­ле­тия 20 в. Б. фак­ти­че­ски ко­ор­ди­ни­ро­вал все ас­пек­ты ан­тро­по­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний и пре­по­да­ва­ния в США, за­ло­жил ос­но­вы амер. при­клад­ной ан­тро­по­ло­гии.

Ра­бо­ты Б. в эт­но­лин­гви­сти­ке (изу­че­ние взаи­мо­от­но­ше­ний язы­ка и куль­ту­ры) свя­за­ны с иде­ей т. н. лин­гвис­тич. от­но­си­тель­но­сти, со­глас­но ко­то­рой кар­ти­на ми­ра в соз­на­нии че­ло­ве­ка за­ви­сит не столь­ко от ок­ру­жаю­щей его ре­аль­ности, сколь­ко от клас­си­фи­ка­ци­он­ной сет­ки, на­вя­зы­вае­мой ему грам­ма­ти­кой и лек­си­кой род­но­го язы­ка. В де­ск­рип­тив­ной лин­гвис­ти­ке на­сле­дие Б. свя­за­но пре­ж­де все­го с раз­ра­бот­кой ме­то­дов по­ле­во­го ис­сле­до­ва­ния язы­ка и его фор­маль­но­го син­хрон­но­го опи­са­ния. К Б. (че­рез Р. Якоб­со­на) вос­хо­дит совр. по­ни­ма­ние грам­ма­ти­че­ской ка­те­го­рии. Б. при­над­ле­жит осн. за­слу­га в ­дис­кре­ди­тации мне­ния о су­ще­ст­во­ва­нии т. н. при­ми­тив­ных язы­ков: он по­ка­зал, что, хо­тя грам­ма­тич. и лек­сич. строй язы­ков раз­ли­ча­ют­ся, все они слож­но ор­га­ни­зо­ва­ны и по­зво­ля­ют вы­ра­жать раз­но­об­раз­ное со­дер­жа­ние в си­лу един­ст­ва био­ло­гич. ос­нов язы­ко­вых и мыс­ли­тель­ных воз­мож­но­стей лю­дей всех рас и куль­тур.

Б. был учи­те­лем А. Л. Крё­бе­ра, К. Уисс­ле­ра, М. Дж. Хер­ско­ви­ца, Р. Ф. Бе­не­дикт, М. Мид, Э. Се­пи­ра и др.; силь­ное влия­ние Б. ис­пы­тал Л. Блум­филд. Б. был ши­ро­ко из­вес­тен свои­ми ле­во­ли­бе­раль­ны­ми, ан­ти­ра­си­ст­ски­ми и ан­ти­фа­ши­ст­ски­ми убе­ж­де­ния­ми. В 1938 он соз­дал и воз­гла­вил К-т амер. учё­ных, под ан­ти­фа­ши­ст­ским ма­ни­фе­стом ко­то­ро­го под­пи­са­лись 1284 учё­ных. В 1933 кни­га Б. «Ум пер­во­быт­но­го че­ло­ве­ка» под­вер­глась со­жже­нию в Гер­ма­нии, а его сте­пень док­то­ра Киль­ско­го ун-та бы­ла ан­ну­ли­ро­ва­на.

Соч.: The mind of primitive man. N. Y., 1911. 2nd ed. N. Y., 1938; Handbook of American ­Indian languages. Wash., 1911–1922. Vol. 1–2 (ed.); Kultur und Rasse. L., 1914; Ум пер­во­быт­но­го че­ло­ве­ка. М.; Л., 1926; Primitive art. Oslo, 1927; Anthropology and modern life. N. Y., 1928; General anthropology. N. Y., 1938 (ed.); Race, language and culture. N. Y., 1940; Race and democratic society, N. Y., 1945; Kwakiutl ethnography. Chi., 1966.

Лит.: F. Boas. Me­nasha, 1943; Hersko­vits M. J. F. Boas: The science of man in the making. N. Y., 1953; The anthropology of F. Boas. Me­nasha, 1959; Stocking G. W. Jr. F. Bo­as reader: shaping of American anthro­po­logy, 1883–1911. Chi., 1982; Hyatt M. F. Boas, social activist. The dynamics of ethnicity. West­port, 1990.

Вернуться к началу