Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИ́ДЕРМАЙЕР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 468-469

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Юрченко, М. Н. Соколов (изобразит. иск-во)
К. Шпицвег. «Любовное письмо». 1845–46. Старая национальная галерея (Берлин).

БИ́ДЕРМАЙЕР, би­дер­мей­ер (нем. Bieder­maier, Biedermeier), со­во­куп­ность сти­ли­стич. тен­ден­ций в иск-ве и лит-ре не­мец­коя­зыч­ных стран в пе­ри­од при­бли­зи­тель­но с 1815 (об­ра­зо­ва­ние Свя­щен­но­го сою­за) до бур­жу­аз­ных ре­во­лю­ций 1848–1849. Назв. про­ис­хо­дит от фа­ми­лии ка­ри­ка­тур­но­го пер­со­на­жа – ог­ра­ни­чен­но­го и са­мо­до­воль­но­го по­эта-фи­ли­сте­ра, «шваб­ско­го школь­но­го учи­те­ля Гот­ли­ба Би­дер­май­е­ра» (нем. bieder – про­сто­душ­ный), вы­мыш­лен­но­го Л. Айх­род­том и А. Кус­мау­лем в 1850-е гг. К 1900 по­ня­тие «Б.» ста­ло ис­поль­зо­вать­ся для оп­ре­де­ле­ния сти­ля удоб­ной и прак­тич­ной ме­бе­ли, а так­же мо­ды, ар­хи­тек­ту­ры, при­клад­но­го иск-ва, чуть поз­же – жи­во­пи­си пе­рио­да с 1815 по 1848; во 2-й пол. 1920-х гг. оно бы­ло рас­про­стра­не­но на лит-ру (нем. учё­ным П. Клук­хо­ном и др.), а за­тем (в 1970-е гг., в ра­бо­тах Ф. Зенг­ле об «эпо­хе Б.») – и на всю куль­ту­ру это­го вре­ме­ни.

По­ли­тич. ре­ак­ция и за­стой, кру­ше­ние на­дежд на со­ци­аль­ные пре­об­ра­зо­ва­ния и свя­зан­ные с этим раз­оча­ро­ва­ние, ме­лан­хо­лия и «ми­ро­вая скорбь», при­шед­шие на сме­ну эмо­цио­наль­но­му подъ­ё­му пе­рио­да ос­во­бо­дит. ан­ти­на­по­ле­о­нов­ских войн, оп­ре­де­ли­ли осн. осо­бен­но­сти иск-ва и лит-ры эпо­хи Б. Ха­рак­тер­ны уход от об­ществ. про­блем со­вре­мен­но­сти в сфе­ру ча­ст­но­го су­ще­ст­во­ва­ния (се­мей­ный очаг и уз­кий круг дру­зей), по­гру­же­ние в мир собств. чувств, при­ро­ды или ис­то­рии, вни­ма­ние к ма­ло­му во всём – от при­мет род­ной ме­ст­но­сти до тон­чай­ших ню­ан­сов ду­шев­ных дви­же­ний. На при­зем­лён­но-бы­то­вой уро­вень сво­дят­ся при­су­щие ро­ман­тиз­му вы­со­кие уст­рем­ле­ния: вме­сто не­зем­ной люб­ви – лю­бовь се­мей­ная, вме­сто бур­ных стра­стей – по­все­днев­ные чув­ст­ва, вме­сто ти­та­ни­че­ской лич­но­сти – обык­но­вен­ный че­ло­век, жизнь ко­то­ро­го под­чи­не­на еди­но­му с при­ро­дой за­ко­ну; куль­ти­ви­ру­ют­ся скром­ность за­про­сов, по­кор­ность судь­бе, са­мо­ог­ра­ни­че­ние, со­блю­де­ние ме­ры во всём. За­да­ча иск-ва Б. – гар­мо­ни­зи­ро­вать от­но­ше­ния че­ло­ве­ка с ок­ру­жаю­щим ми­ром; его наи­бо­лее яр­кая при­ме­та – идил­лизм.

В изо­бра­зит. иск-ве Б. (Ф. Г. Вальд­мюл­лер, Ф. Крю­гер, Л. Рих­тер, М. фон Швинд, К. Шпиц­вег) во­зоб­ла­да­ли бы­то­вые сцен­ки, трак­то­ван­ные обыч­но идил­ли­че­ски, ре­же – иро­ни­че­ски; др. сю­же­ты (напр., ис­то­рич.) час­то об­ре­та­ли ка­мер­но-жан­ро­вый вид. Ха­рак­те­рен не­боль­шой фор­мат, тща­тель­ная от­дел­ка фак­ту­ры, ин­те­рес к де­та­ли. Про­из­ве­де­ния при­клад­но­го иск-ва (в ча­ст­но­сти, ме­бель ма­сте­ров из се­мьи Дан­хау­зе­ров в Ав­ст­рии) во­пло­ща­ли иде­ал скром­но­го изя­ще­ст­ва, об­раз­цом ко­то­ро­го слу­жи­ли гос­ти­ные, уют­но об­став­лен­ные разл. де­ко­ра­тив­ны­ми ак­сес­суа­ра­ми и без­де­луш­ка­ми, ук­ра­шен­ные мел­ко­фи­гур­ны­ми кар­тин­ка­ми. С го­да­ми этот иде­ал раз­ме­рен­ной гар­мо­нии (оп­по­зи­ци­он­ной к мо­ну­мен­таль­ной па­рад­но­сти боль­ших сти­лей) стал уни­вер­саль­ным, рас­про­стра­нив­шись не толь­ко в бюр­гер­ских до­мах, но и в жи­лых по­ко­ях двор­цов.

Лит-ра Б. от­ли­ча­ет­ся сти­ли­стич. не­од­но­род­но­стью: эле­мен­ты позд­не­го ро­ман­тиз­ма со­сед­ст­ву­ют здесь с клас­си­ци­стич. фор­ма­ми, за­ро­ж­даю­щий­ся реа­лизм – со сти­ля­ми Про­све­ще­ния. По­эзия тя­го­те­ет к бе­зы­скус­ной не­по­сред­ст­вен­но­сти, фольк­лор­ным ими­та­ци­ям, идил­лич. мо­ти­вам (у Э. Мё­ри­ке, А. фон Дро­сте-Хюльс­хофф); цик­ли­за­ции (ли­рич. цик­лы В. Мюл­ле­ра). Про­за­ич. жан­ры пред­став­ле­ны но­вел­лой, сказ­кой, ис­то­рич. и со­ци­аль­но-бы­то­вы­ми ро­ма­на­ми (А. Штиф­тер, И. Гот­хельф, В. Алек­сис); дра­ма­тур­гия – ис­то­рич. дра­мой (Ф. Гриль­пар­цер) и нар. ко­ме­ди­ей (Ф. Рай­мунд и Й. Н. Не­строй). Ха­рак­тер­ным яв­ле­ни­ем вре­ме­ни стал т. н. три­ви­аль­ный Б. – по­ток уют­но-бес­про­блем­ной и фи­ли­стер­ски-про­сто­душ­ной бел­лет­ри­сти­ки и по­эзии, хлы­нув­ший со стра­ниц сбор­ни­ков, аль­ма­на­хов и жур­на­лов для се­мей­но­го чте­ния.

К Б. ино­гда от­но­сят так­же твор­че­ст­во не­ко­то­рых нем. и австр. ком­по­зи­то­ров 1-й пол. – сер. 19 в.: А. Лор­цин­га, О. Ни­ко­лаи, Ф. фон Фло­то­ва и др.

В 1980-е гг. на­ме­ти­лась тен­ден­ция рас­про­стра­нять по­ня­тие «Б.» на не­ко­то­рые ху­дож. яв­ле­ния за пре­де­ла­ми не­мец­ко­языч­ных стран: так, его вея­ния ус­мат­ри­ва­ют в жи­во­пи­си У. С. Ма­ун­та и Дж. К. Бин­ге­ма (США); в ра­бо­тах А. Г. Ве­не­циа­но­ва и ве­не­ци­ан­овцев, В. А. Тро­пи­ни­на, С. К. За­рян­ко, И. Т. Хруц­ко­го и др.; в ев­роп. ли­те­ра­ту­рах 2-й тре­ти 19 в., в ча­ст­но­сти в рус. по­эзии 1850-х гг.

Лит.: Schmidt P. F. Biedermeiermalerei. Münch., 1921; Sengle F. Biedermeierzeit: Deut­sche Literatur im Spannungsfeld zwis­chen Res­tauration und Revolution 1815–1848. Stuttg., 1971–1980. Bd 1–3; Са­рабь­я­нов Д. В. Ху­дож­ни­ки кру­га Ве­не­циа­но­ва и не­мец­кий би­дер­мей­ер // Са­рабь­я­нов Д. В. Рус­ская жи­во­пись XIX в. сре­ди ев­ро­пей­ских школ. М., 1980; Bernhard M. Das Biedermeier. Düssel­dorf, 1983; Nemoianu V. The taming of romanticism: European literature and the age of Biedermeier. Camb. (Mass), 1984; Neuḧauser R. Realidealismus in der russischen Lyrik der fünfziger Jahre des 19. Jahrhunderts // Wiener Slawistischer Almanach. W., 1985. Bd 15; Ми­хай­лов А. В. Про­бле­мы ана­ли­за пе­ре­хо­да к реа­лиз­му в ли­те­ра­ту­ре ХIХ в. // Ми­хай­лов А. В. Язы­ки куль­ту­ры. М., 1997; «Пи­на­ко­тека». 1998. № 4 [те­ма­тич. но­мер]; Russische Malerei der Biedermeierzeit. (Kat.). Kassel, 1999; Kunst des Biedermeier: 1815–1835. (Kat.). Münch., 2000.

Вернуться к началу