ЕСТЕСТВОЗНА́НИЕ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕСТЕСТВОЗНА́НИЕ, система наук о законах, явлениях и свойствах объектов природы; включает множество отраслей – естественных наук.
Объекты исследования Е. – материя, её строение, виды, взаимосвязи между ними; время и пространство как универсальные формы движения материи. Материальные системы условно делят на микромир (молекулы, атомы и элементарные частицы), макромир (все непосредственно наблюдаемые тела) и мегамир (планеты, звёзды, галактики и Вселенная). В живой природе самая крупная система – биосфера – область распространения жизни на Земле. Вне зависимости от структурной организации материальных систем можно выделить нуклонный, атомный и молекулярный уровни исследований. В каждой отрасли Е. эти уровни дополняются своими подуровнями, учитывающими специфику исследуемого объекта.
Фундаментальные законы природы характеризуют материальные объекты и явления вне зависимости от того, где они находятся или происходят (напр., с помощью законов сохранения энергии и импульса можно описывать движение тел на Земле, взаимодействие элементарных частиц, движения планет, звёзд). Строение материи на нуклонном, атомном и молекулярном уровнях одинаково на Земле и в космич. пространстве. Всё это означает, что фундам. законы природы универсальны, что, в свою очередь, свидетельствует о материальном единстве объектов природы и Вселенной в целом. В процессе естеств.-науч. познания обнаруживаются новые явления и свойства объектов природы, что позволяет создавать более совершенные технич. средства и глубже проникать в тайны окружающего мира. Внедрённые естеств.-науч. разработки являются важнейшим фактором экономики, её базовым ресурсом, по своей значимости превосходящим такие традиционные ресурсы, как природное сырьё, рабочая сила и др.
Структура естествознания
Попытки классификации естеств. наук предпринимались с античных времён (Платон, Аристотель), возобновились в эпоху Возрождения (Ф. Бэкон) и продолжились энциклопедистами (Ж. Л. Д’Аламбер и др.). Одну из наиболее разработанных классификаций естеств. наук предложил в нач. 19 в. А. Ампер. Естеств.-науч. знания он представил в виде единой иерархич. системы, в которой физика располагалась на первом уровне, химия – на втором, как бы основываясь на физике, и т. д. Позднее (сер. 19 в.), изучая историю развития Е., Ф. А. Кекуле предложил иерархию естеств. наук в виде четырёх последоват. ступеней: механика, физика, химия, биология.
Возможны и др. подходы в определении структуры Е. с учётом свойств и специфики объектов исследований; напр., все естеств. науки можно разделить на две большие группы – науки о неживой и живой природе. Такое деление в какой-то степени отражает химия, которая изучает как неорганические (объекты неживой природы), так и органич. соединения (прослеживается путь к живой природе).
С учётом масштабности объектов исследования можно определить ещё одну иерархич. структуру Е.: астрономия – геология – география – биология. В астрономии изучают крупномасштабные объекты Вселенной (галактики, звёзды, планеты и их спутники), а объекты исследования геологии, географии и биологии связаны с нашей планетой и её элементами, структурой, в т. ч. и биосферой.
Структура Е. не содержит математики и логики, без которых невозможно развитие ни одной из совр. естеств. наук. Благодаря математике все естеств.-науч. отрасли переходят от качественного описания явлений и свойств объектов к их количественному описанию на основании фундам. законов и логически стройных теорий. Практически все естеств. науки используют универсальный язык, предоставляемый математикой, – язык математич. знаков (другой широко распространённый язык Е. – язык химич. знаков и формул).
История развития естествознания
Е. в совр. представлении предшествовал длительный период, начавшийся с древних времён, когда постепенно накапливались знания о природе. Мыслители Древней Греции пытались найти материалистич. обоснование мироустройства и разработать рационалистич. метод познания природы, устанавливать причинно-следственные связи явлений природы, что можно считать началом натурфилософии. Все естеств.-науч. знания и воззрения входили в единую недифференцированную науку, находившуюся под эгидой философии. Дифференциация наук впервые наметилась в ионийской школе в 6 в. до н. э. Начали формироваться самостоят. отрасли знания (напр., статика, основанная на математич. описании).
Историю развития Е. можно условно разделить на три осн. этапа – доклассич., классич. и современный.
Доклассический этап – самый длительный (с 6 в. до н. э. до кон. 17 в.) – начинается с периода первых натурфилософских концепций, когда начали формироваться отрасли Е., позднее названные точными (отрасли науки, положения которых оформлены в виде «точного знания», как правило, математич. формулами, – механика, астрономия и др.). Важную роль в становлении естеств.-науч. мировоззрения сыграла геоцентрическая система мира. Почти 15 веков отделяют её от гелиоцентрической системы мира и закона движения планет. На рубеже 15–16 вв. начинается эпоха первых кругосветных путешествий и Великих географических открытий; в эпоху Возрождения была обоснована длительность процесса развития жизни на Земле по обнаруженным окаменелым останкам вымерших организмов; в 17 в. дано определение химич. элемента, описана структура растит. клетки – элементарной ячейки живых организмов.
Классический этап развития Е. (нач. 18 – кон. 19 вв.) начинается с открытия фундам. законов механики, которые создали реальную базу для количественного описания явлений и свойств объектов природы. Законы классич. механики стали широко применяться во многих естеств. науках, что привело к её абсолютизации, в результате чего в 17–18 вв. господствующим филос. учением стал механистич. детерминизм.
В 19 в. сформулированы законы сохранения; заложены основы химич. атомистики; предложена атомно-молекулярная теория строения вещества; создана периодич. система химических элементов; мир растений и животных разделён на иерархически соподчинённые таксоны; создаются геологич. карты сначала небольших участков, а затем и крупных территорий; уточняются географич. карты и др.; создана клеточная теория, которая лежит в основе клеточной биологии. Зарождаются микробиология, генетика, сравнительная анатомия и др. отрасли наук о живой природе. Практика искусств. и естеств. отбора, представление о размножении, борьба за существование легли в основу эволюционного учения.
Важную роль в развитии Е. сыграла теория электромагнитного поля, объяснившая природу света. Однако новые науч. открытия в ряде случаев противоречили существующим науч. теориям. Для их объяснения пришлось отказаться от общепринятого классич. представления – электромагнитной теории и выдвинуть квантовую теорию: атомы могут излучать энергию не непрерывно, а определёнными порциями – квантами.
Создание квантовой теории и теории относительности, открытие рентгеновского излучения и радиоактивности знаменуют начало современного этапа развития Е., соответствующего атомному и нуклонному уровням познания материи. Хронологически этот этап практически совпадает с нач. 20 в.
В 1-й пол. 20 в. предложена квантовая модель атома; открыта сверхпроводимость; раскрыты механизмы мн. химич. реакций; открыты цепные реакции (химич. и ядерные); глубоко изучены мн. процессы в живом организме; сформулирована хромосомная теория наследственности и установлен носитель генетич. информации – молекула ДНК; исследовано строение атомного ядра; обнаружено деление ядер урана, что способствовало развитию ядерной физики и ядерной энергетики; измерено расстояние до ближайших галактик, установлен закон расширения Вселенной; предложено учение о биосфере и обоснована трансформация её в ноосферу, решающую роль в которой играет человек; создана наука о полимерах.
Во 2-й пол. 20 в. установлена структура ДНК и раскрыт генетич. код; открыто реликтовое излучение; созданы квантовые генераторы (лазеры и мазеры), высокотемпературные сверхпроводники, полупроводниковые, микроэлектронные приборы и др.; с появлением космич. аппаратов стало возможным исследование объектов Вселенной в ИК-, УФ-, рентгеновском и гамма-диапазонах; революц. изменения произошли в познании строения земной коры; на основе достижений естеств. наук получила развитие новая область прикладной науки и техники – нанотехнология; в нач. 21 в. расшифрован геном человека.
На совр. этапе развития Е. происходит как дифференциация, так и интеграция естеств. наук. Появились такие науки, как биофизика, космич. биология, биогеохимия и др. Это свидетельствует о взаимосвязи и взаимодополняемости естеств. наук.
Методологическая и познавательная роль естествознания
Естеств.-науч. исследования базируются на двух взаимно дополняющих подходах – эмпирическом и теоретическом. Оба подхода часто переплетаются и завершаются определением относительной естеств.-науч. истины, которая всегда объективна по содержанию, но субъективна по форме как результат человеческого мышления. Основу естеств.-науч. познания составляют: количественное описание причинно-следственной связи согласно принципу причинности; эксперимент как критерий естеств.-науч. истины; относительность естеств.-науч. истины – определение границ соответствия (интервала адекватности) и их относительности. См. также Наука.